№2-338/2022
УИД 28RS0017-01-2022-000334-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года г. Свободный
Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,
при секретаре судебного заседания Фроловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джумашевой Ирины Владимировны к администрации г. Свободного, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о предоставлении вне очереди жилого помещения взамен признанного аварийным на праве собственности
у с т а н о в и л:
Джумашева И.В. обратилась с исковым заявлением к администрации г. Свободного, Министерству социальной защиты населения Амурской области о предоставлении вне очереди жилого помещения взамен признанного аварийным на праве собственности, указывая на следующее.
Истица является собственником -- по -- в --.
Жилой -- по -- в -- признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В связи с чем, Джумашева И.В. просит обязать администрацию г. Свободного предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен признанного аварийным на праве собственности.
Определением Свободненского городского суда от 15 марта 2022 года в качестве соответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
В настоящем судебном заседании истица Джумашева И.В. и ее представитель Демура В.В., действующий на основании доверенности, поддержали заявленные исковые требования в полном объеме и настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации г. Свободного Календа С.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, суду пояснила, что жилой -- по -- включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории -- на период 2019-2025 годов». Реализация данной программы запланирована по --.
Ответчик Министерство социальной защиты населения Амурской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направил. Согласно письменному отзыву Министерство социальной защиты населения Амурской области не является надлежащим ответчиком, поскольку не наделено полномочиями по заявленным требованиям. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направил. Согласно письменному отзыву Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области просит в удовлетворении иска отказать, поскольку не наделено полномочиями по заявленным требованиям. Кроме того, жилой -- по -- включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», реализация которой запланирована по 01.09.2025 года. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: --, --, --, признан аварийным и подлежащим сносу на основании акта межведомственной комиссии об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания от --.
Джумашевой И.В. на праве собственности принадлежит --, площадью 30,9 кв.м., расположенная в указанном многоквартирном доме, что следует из выписки ЕГРН от --. Право собственности возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от --, договора купли-продажи доли квартиры от --.
Указанный многоквартирный дом числится в реестре аварийного жилищного фонда и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории -- на период 2019-2025 годов», утвержденную постановлением -- от -- --. Срок переселения до --.
В соответствии со статьей 1 Жилищного Кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно статье 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного Кодекса РФ помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основу предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
В п. 3 ст. 2 приведенного выше Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилого фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу положений статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Следовательно, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилого фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Частью 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
29 июня 2021 года Джумашева И.В. избрала способ реализации права в рамках программы переселения в виде предоставления другого жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как пояснила представитель ответчика администрации г. Свободного Календа С.А., постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд администрацией г. Свободного не принималось.
Совокупность установленных фактов свидетельствует о том, что жилищные права истца не нарушены, поскольку срок реализации программы по переселению граждан, установленный постановлением Правительства Амурской области № 152 до 01 марта 2024 года, на момент подачи иска не наступил.
В соответствии с позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Между тем, в нарушение приведенных положений закона, истец не представила доказательств, подтверждающих, что техническое состояние -- по -- -- представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния, в случае дальнейшего проживания в ней.
Более того, предоставление жилого помещения по правилам ст. 32 ЖК РФ взамен аварийного может быть осуществлено лишь по соглашению сторон. В свою очередь, в материалы дела не представлены документы по обращению истца в орган местного самоуправления с вопросом предоставления благоустроенного жилого помещения и достижением либо не достижением между сторонами соглашения по нему, что указывает на преждевременность заявленных требований.
Доказательств того, что между сторонами заключено соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения, не представлено.
Учитывая отсутствие между собственником жилого помещения и администрацией г. Свободного соглашения о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для возложения обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Джумашевой Ирины Владимировны к администрации г. Свободного, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о предоставлении вне очереди жилого помещения взамен признанного аварийным на праве собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 мая 2022 года.
Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова