Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-974/2022 ~ М-35/2022 от 10.01.2022

Дело №2-974/2022

УИД 59RS0004-01-2022-000048-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 10 июня 2022 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гладковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Апкиной А.А.,

с участием помощника прокурора Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры – Гарифуллина Д.А.,

представителей ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» - Разгуляевой Ю.Б., Вольхина Д.В., действующих на основании доверенностей,

представителя третьего лица Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора – Шакирова И.Э., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пермь гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с учетом уточненных исковых требований обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия, исключающие загрязнение водного объекта Камского водохранилища в районе <Адрес> нефтесодержащей жидкостью при разработке Полазненского нефтяного месторождения.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению заместителя прокурора края от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка информации, размещенной ДД.ММ.ГГГГ в Telegram-канале <данные изъяты> о загрязнении акватории р. Камы нефтью в районе <Адрес>. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на основании лицензии обладает правом пользования недрами Полазненского нефтяного месторождения. В соответствии с условиями пользования недрами участок предоставлен с целью разведки и добычи полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Добыча осуществляется структурным подразделением – цех добычи нефти и газа . Сведения о <данные изъяты> внесены в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объект отнесен к I категории риска (чрезвычайно высокая). ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Росприроднадзора по Пермскому краю проведен рейдовый осмотр акватории и береговой полосы Камского водохранилища в районе <Адрес>, по результатам которого выявлено загрязнение береговой полосы Камского водохранилища жидкостью черного цвета с характерным запахом нефтепродуктов протяженностью 300 метров. В этом же районе на водной поверхности обнаружена маслянистая радужная пленка с характерным запахом нефтепродуктов. По результатам количественно-химического анализа проб воды выявлено превышение предельно-допустимых концентраций по нефтепродуктам в пробах в 1,4 раза, – в 10,8 раз, – в 13 раз, – в 2 раза. В рамках внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в районе данного объекта в акватории Камского водохранилища расположены два контура боновых заграждений протяженностью около 500 м вдоль левого берега с востока на запад. Радужная плёнка зафиксирована в районе технологической площадки в пределах первого контура с характерным запахом нефтепродуктов. По результатам выявленных нарушений Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» выдано предписание , в соответствии с которым общество в срок до ДД.ММ.ГГГГ должно было провести работы по недопущению загрязнения водного объекта Камского водохранилища нефтесодержащими продуктами при разработке Полазненского нефтяного месторождения. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» сообщило, что обществом проведены следующие мероприятия: в ДД.ММ.ГГГГ Горным институтом Уральского отделения РАН выполнены геолого-геофизические, геохимические исследования в границах горного отвода Полазненского месторождения нефти с целью определения источников загрязнения Камского водохранилища и проведения мероприятий по недопущению загрязнения водного объекта нефтесодержащими продуктами при разработке месторождения. Согласно рекомендациям, изложенным в отчете ГИ УрО РАН, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» для откачки нефтяной линзы через наблюдательные СС-скважины была разработана установка насосная шурфовая. После доработки опытного образца УНШ в ДД.ММ.ГГГГ начата регулярная откачка нефтяной линзы через наблюдательные СС-скважины. Обществом дополнительно реализованы мероприятия, направленные на недопущение загрязнения Камского водохранилища: проведена рекультивация нефтезагрязненных земель; проведен ремонт СС-скважин Полазненского месторождения; в пределах горного отвода осуществляется мониторинг состояния нефтяной линзы на поверхности пресных подземных вод и газохимические исследования по контролю динамики нефтяного загрязнения, мониторинг качества вод Камского водохранилища; осуществляется круглогодичная эксплуатация нефтеловушки на берегу Камского водохранилища в <Адрес>; в период навигации осуществляется улавливание углеводородов с использованием боновых заграждений на акватории Камского водохранилища.

По результатам внеплановой выездной проверки установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» проведены работы по защите вод Камского водохранилища от загрязнения нефтью в пределах Полазненского нефтяного месторождения, в том числе осуществляется круглогодичная эксплуатация нефтеловушки на берегу Камского водохранилища в <Адрес>, улавливание углеводородов с использованием боновых заграждений в акватории Камского водохранилища в период навигации. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ отобраны пробы воды Камского водохранилища в непосредственной близости к внешнему контуру боновых заграждений и в 500 м ниже по течению от боновых заграждений, то есть не внутри боновых заграждений, где фиксировались случаи загрязнения нефтью акватории Камского водохранилища. По результатам превышений ПДК по нефтепродуктам не обнаружено, в связи с чем должностным лицом Росприроднадзора сделан вывод о том, что предписание исполнено.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», в том числе по Полазненскому нефтяному месторождению, в рамках которой установлено, что на левом берегу Камского водохранилища ниже Полазненского залива в районе <Адрес> размещена нефтеловушка , с помощью которой общество осуществляет работы по сбору нефти с поверхности акватории Камского водохранилища. Вся площадь акватории, ограниченная боновыми заграждениями и береговой линией Камского водохранилища, покрыта нефтяной пленкой, четко видны участки разгрузки нефти на поверхность акватории водного объекта. Боновые заграждения установлены обществом для уменьшения площади распространения нефтяной пленки. В ходе проверки фиксировался факт выхода нефтяной пленки за пределы внешнего контура боновых заграждений, а также проводился отбор проб воды Камского водохранилища за боновыми заграждениями. Установлено превышение ПДК по нефтепродуктам в точке в 62 раза и в точке – в 18 раз. Зафиксирован факт выхода нефтепродуктов за пределы боновых заграждений. По результатам плановой выездной проверки контролирующим органом ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием «разработать и выполнить мероприятия по ликвидации приповерхностных скоплений нефти в зоне активного водообмена в целях исключения загрязнения водного объекта – Камского водохранилища, и других компонентов окружающей среды».

ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки устранения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» нарушений, отраженных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ , путем принятия мер по «недопущению загрязнения водного объекта Камского водохранилища нефтесодержащими продуктами при разработке Полазненского нефтяного месторождения» природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Росприроднадзора и филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведен осмотр акватории Камского водохранилища и левого берега р. Кама в районе <Адрес>. Осмотром обнаружено два боновых заграждения, которые размещены в два контура. Внутренний контур ярко-оранжевого цвета, внешний - жёлтого цвета. Внутри боновых заграждений видны маслянистые пятна радужного цвета, в основном у берега водного объекта. За пределами боновых заграждений маслянистых пятен не обнаружено. Также в ходе осмотра специалистами отобраны пробы воды. По результатам испытаний в трёх точках (две внутри боновых заграждений, одна снаружи) выявлены превышения предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам: в 2.6, 24 и 20 раз. В рамках рейдового осмотра отбирались пробы воды в этом же районе ДД.ММ.ГГГГ. По итогам исследований выявлено превышение ПДК по нефтепродуктам в 3 точках. Все 3 указанные пробы взяты внутри боновых заграждений. Превышение составило 2.8, 1.6 и 4.2 раза. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» до настоящего времени не приняты эффективные меры по недопущению загрязнения водного объекта Камского водохранилища в районе <Адрес> нефтесодержащей жидкостью.

Помощник прокурора Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» - Разгуляева Ю.Б., Вольхин Д.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласились. В письменных отзывах на исковое заявление указали, что разработка месторождения осуществляется в соответствии с техническими проектами выполнения работ «Технологический проект разработки Полазненского месторождения», утвержденным протоколом ЦКР Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также «Дополнением к технологической схеме разработки Полазненского месторождения» (турнейская залежь), утвержденным протоколом ЦКР Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласованными органом государственного горного надзора. Фактов нарушений обществом и его правопредшественником - АООТ «Пермнефть», которому лицензия на право разработки месторождения была выдана в ДД.ММ.ГГГГ, технологии добычи нефти на месторождении, которые повлекли или могли повлечь загрязнение недр и поверхностных вод, природоохранными органами не установлено. Доказательств того, что превышение наступило в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности общества, истцом не представлено. Нарушений требований указанных выше проектных документов, которые могли бы привести к возникновению аварийных ситуаций и загрязнению почвы, вод Камского водохранилища и недр в пределах горного отвода Полазненского месторождения не зафиксировано.

В ходе проведенных исследований установлено, что объекты нефтедобычи Полазненского месторождения не являются источником загрязнения земель, почв, вод Камского водохранилища в районе д. Зуята и недр в пределах горного отвода; деятельность общества по добыче нефти на Полазненском месторождении осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и не явилась причиной образования очага нефтезагрязнения в приповерхностной части разреза, который является в настоящее время единственной причиной загрязнения земель, почв, недр и вод Камского водохранилища в районе <Адрес>. Полученные геохимические данные позволяют исключить нефтепромысловые объекты в качестве источников формирования нефтяного загрязнения в приповерхностной гидросфере. В результате исследований были сделаны выводы, что нефтепроявления обусловлены природными причинами. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в ДД.ММ.ГГГГ разработан проект и построена нефтеловушка в месте наиболее интенсивного просачивания загрязненных вод. Нефтеловушка используется круглогодично. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» разработана и реализована «Программа мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ по снижению интенсивности разгрузки нефти в Камское водохранилище на территории Полазненского нефтяного месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». В рамках программы велись мониторинговые исследования состояния подземных вод и воды Камского водохранилища в прибрежной зоне, выполнено обустройство устьевых территорий и ремонт скважин -. По договору с естественно-научным институтом Пермского государственного университета (ДД.ММ.ГГГГ) были проведены опытно-промышленные работы по откачке нефти из наблюдательных скважин, вскрывших нефтяную линзу, а также проведены эксперименты по микробиологической обработке в полости линзы. В период навигации в районе нефтеловушки дополнительно устанавливаются два контура боновых заграждений с целью улавливания углеводородов с поверхности и уменьшения площади распространения пленки углеводородов по поверхности Камского водохранилища. На постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ ведутся мониторинговые исследования подземных и поверхностных вод в месте выхода углеводородов в Камское водохранилище. До ДД.ММ.ГГГГ - ежеквартально, с ДД.ММ.ГГГГ - ежегодно результаты контроля качества воды в Камском водохранилище, в том числе в районе <Адрес>, направлялись и направляются в Росприроднадзор. По результатам проведенных Горным институтом Уральского отделения РАН по заданию ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» исследований сделан вывод: «Результаты проведенных геохимических исследований свидетельствуют, что в настоящее время нефтепромысловые объекты Полазненского месторождения не оказывают влияния на загрязнение природных геосистем». В соответствии с рекомендациями отчета по результатам проведенных Горным институтом Уральского отделения РАН исследований для откачки нефтяной линзы через наблюдательные СС-скважины была разработана установка насосная шурфовая (УШН). В ДД.ММ.ГГГГ начата регулярная откачка нефтяной линзы через наблюдательные СС-скважины.

Дополнительно реализовываются следующие способы защиты вод Камского водохранилища от загрязнения нефтью в пределах Полазненского месторождения нефти:

проведена рекультивация нефтезагрязненных земель; в пределах горного отвода осуществляется мониторинг состояния нефтяной линзы на поверхности пресных подземных вод и газохимические исследования по контролю динамики нефтяного загрязнения, мониторинг качества воды Камского водохранилища.

ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» добровольно и регулярно на протяжении длительного времени осуществляет комплекс мероприятий по недопущению загрязнения Камского водохранилища, в полном объеме информирует контрольно-надзорные органы о качестве воды в Камском водохранилище, в том числе в районе <Адрес>. В период пользования Обществом недрами, включая ДД.ММ.ГГГГ, на территории Полазненского месторождения нефти (в пределах горного отвода) не было аварий и инцидентов, приведших к разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемым взрыву и (или) выбросам опасных веществ; отказу или повреждению технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонению от установленного режима технологического процесса. Согласно договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ OOO «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» приняло в пользование часть акватории Камского водохранилища на р. Кама для эксплуатации боновых заграждений. Боновые заграждения, процесс их эксплуатации не являются и не могут являться источником и/или причиной загрязнения Камского водохранилища.

По результатам плановой выездной проверки старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Столбовым А.В. выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым обществу предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанные в нем нарушения, в том числе «разработать и выполнить мероприятия по ликвидации приповерхностных скоплений нефти в зоне активного водообмена в целях исключения загрязнения водного объекта - Камского водохранилища, и других компонентов окружающей среды» (пункт 3 предписания). Срок исполнения п.3 предписания, установленный до ДД.ММ.ГГГГ, не наступил. Общество продолжает предпринимать все возможные действия в целях исключения загрязнения водного объекта. ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий по нормализации экологической ситуации на акватории р. Кама на Полазненском месторождении нефти в районе <Адрес>. Согласно указанному плану до ДД.ММ.ГГГГ запланировано выполнение инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий в диапазоне изменения уровня Камского водохранилища. Прокурором не представлено достаточных доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между действиями общества и наступлением вредных последствий. Факт привлечения общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ не доказывает наличие причинно-следственной связи между действиями общества и причиненным водному объекту вредом. Истцом не доказано ухудшение экологической обстановки в районе <Адрес> по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ годами. Причинно-следственная связь между деятельностью общества по разработке месторождения и наступившими последствиями, которая необходима для возложения на общество юридической обязанности выполнить мероприятия, исключающие загрязнение Камского водохранилища в районе <Адрес> при разработке Полазненского нефтяного месторождения, прокурором не доказана. Просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора – Шакиров И.Э. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. В письменном отзыве на исковое заявление указано, что пользователь недр, получивший исключительное право пользования недрами, обязан обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства. В ходе проверки было выявлено, что в пределах горного отвода, предоставленного ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», обнаружено загрязнение нефтью недр, земель, почв и поверхностных водных объектов. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», как пользователь недрами, имеющий лицензию, выданную для разведки и добычи полезных ископаемых, знало об обязанности осуществлять в течение срока действия лицензии контроль за соблюдением требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов в пределах горного отвода Полазненского месторождения нефти, так как данные обязательства установлены в п. 10 Условий пользования недрами.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации).

Указанные положения Конституции получили развитие в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, закреплённых в Конституции РФ.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ).

Установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на основании лицензии обладает правом пользования недрами Полазненского нефтяного месторождения (Т.I л.д. 15-28).

В соответствии с Условиями пользования недрами участок предоставлен с целью разведки и добычи полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (Т. I л.д. 21).

Сведения о <данные изъяты> внесены в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (). Объект отнесен к I категории риска (чрезвычайно высокая).

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Росприроднадзора по Пермскому краю проведен рейдовый осмотр акватории и береговой полосы Камского водохранилища в районе <Адрес>. По результатам осмотра выявлено загрязнение береговой полосы Камского водохранилища жидкостью черного цвета с характерным запахом нефтепродуктов протяженностью 300 метров, на водной поверхности обнаружена маслянистая радужная пленка с характерным запахом нефтепродуктов.

По результатам количественно-химического анализа проб воды выявлено превышение предельно-допустимых концентраций по нефтепродуктам в пробах в 1,4 раза, - в 10,8 раз, - в 13 раз, -в 2 раза.

На основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка, в рамках которой ДД.ММ.ГГГГ специалистом Управления Росприроднадзора по Пермскому краю обследована акватория и территория в районе объекта <данные изъяты>, расположенного в <Адрес>. В ходе осмотра установлено, что в районе данного объекта в акватории Камского водохранилища расположены два контура боновых заграждений протяженностью около 500 м вдоль левого берега с востока на запад. Первый контур находится на расстоянии 25 м от уреза воды протяженностью около 300 м, второй контур на расстоянии примерно 100 м от уреза воды протяженностью 500 м. Радужная плёнка зафиксирована в районе технологической площадки в пределах первого контура с характерным запахом нефтепродуктов (Т. I л.д. 29-37).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю по результатам проверки ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» выдано предписание , в соответствии с которым общество в срок до ДД.ММ.ГГГГ должно было провести работы по недопущению загрязнения водного объекта Камского водохранилища нефтесодержащими продуктами при разработке Полазненского нефтяного месторождения (Т. I л.д. 45).

ДД.ММ.ГГГГ за нарушение правил охраны водных объектов, приведшее к загрязнению нефтесодержащей жидкостью Камского водохранилища, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Т. I л.д. 46-49).

ДД.ММ.ГГГГ согласно договору ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» получило в пользование часть акватории Камского водохранилища под размещение бонового заграждения, расположенного в 728 км от устья р. Кама, с левого берега Камского водохранилища (Т. I л.д. 39-47).

Согласно отчету Горного института Уральского отделения РАН (за ДД.ММ.ГГГГ) о выполнении комплекса геолого-геофизических, геохимических исследований в границах горного отвода Полазненского месторождения нефти, проведенное обследование показало, что присутствие скоплений нефти на поверхности карстовых вод в нижнепермских отложениях фиксируется в настоящее время в восточных районах Усть-Полазненской площади. Присутствие нефти зафиксировано в наблюдательных скважинах (толщина слоя нефти 4,8м), (1,8м), (4,2м), (4,2м), (4,3м) и отсутствует в скважине . Анализ временной динамики масшатабов нефтезагрязнения и появление нефти в скажине , где она ранее отсутствовала, свидетельствует, что очаг приповерхностного нефтезагрязнения испытывал сложную эволюцию как во времени, так и по площади, причем данные процессы происходят и в настоящее время. Проведенные геофизические исследования свидетельствуют, что геологический разрез Усть-Полазненской площади характеризуется сложным строением, обусловленным наличием осложнений на различных гипсометрических уровнях. Строительство ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в береговой зоне нефтеловушки привело к существенному уменьшению разгрузки нефтяной линзы в Камское водохранилище, которая в настоящее время носит локальные масштабы. Фильтрация нефтесодержащих флюидов линз при низком уровне Камского водохранилища сопровождается формированием на локальных участках ниже нефтеловушки зон нефтезагрязнения прибрежной территории. Низкая растворимость нефтяных соединений в воде приводит к рассеиванию их соединений в водной толще, обуславливающим фоновое содержание водорастворенных углеводородов (нефтепродуктов). Не растворившиеся эмульгированные нефтяные соединения образуют на поверхности водохранилища маслянистую «радужную» пленку, перехватываемую боновыми ограждениями. Исходя из результатов проведенных исследований, рекомендуется осуществление следующих мероприятий: 1. Для контроля за поведением приповерхностных скоплений нефти в зоне активного водообмена и выявления признаков возможных подтоков нефти восстановить наблюдательные сс-скважины до состояния, пригодного для их обследования, и продолжить регулярные режимные наблюдения. 2. С целью снижения масштабов нефтезагрязнения прибрежной части Камского водохранилища провести очистку и рекультивацию выявленных очагов нефтезагрязнения почво-грунтов (карстовая воронка в районе залива, искусственная насыпь в районе люкерного перехода). В случае выявления в зимний период участков нефтезагрязнения на береговом откосе ниже нефтеловушки обеспечить сбор и удаление нефти до подъема уровня водохранилища в период паводка. 3. С целью ликвидации (сокращения размеров) выявленных линз нефти на поверхности грунтовых вод проработать возможность применения двухуровневых систем дренажа нефти из наблюдательных скважин (нижний насос – создание локальной воронки депрессии грунтовых вод, верхний – откачка нефти, концентрирующейся в центре воронки депрессии) (Т. II л.д. 16-91).

Из отчета Горного института Уральского отделения РАН от ДД.ММ.ГГГГ по контролю динамики нефтяного загрязнения на Усть-Полазненском участке следует, что нефтяное загрязнение приповерхностной части разреза на Усть-Полазненском участке испытывает сложную эволюцию, отражающуюся в изменении толщины слоя нефти в наблюдательных скважинах. Однозначных выводов о динамике скоплений нефти в приповерхностной гидросфере сделать не представляется возможным в связи с ограниченным объемом проводимых исследований наблюдательных скважин. Не исключено, что зафиксированная в настоящее время динамика масштабов нефтезагрязнения может быть связана не только с перераспределением слоя нефти на поверхности карстовых вод, но и с проводимыми в скважинах работами по их подготовке к режимным наблюдениям. Достоверный вывод о динамике нефтяного загрязнения возможен только на основании материалов гидропрослушивания наблюдательных скважин. Еще одним методом решения данного вопроса является использования индикаторов. Изучение состава нефтей в наблюдательных скважинах свидетельствует об их частичной деградации (потеря газовой составляющей, увеличение плотности, вязкости, содержания смол, уменьшение доли низкокипящих фракций, исчезновение н-алканов с одновременным повышением относительного содержания нафтеновых и ароматических соединений), основными механизмами которой являются процессы дегазации и испарения. Процессы биодеградации, приводящие к окислению углеводородных соединений, носят второстепенный характер. Значительная трансформация нефтяных соединений в приповерхностной гидросфере снижает масштабы разгрузки углеводородов в акваторию Камского водохранилища. Существенную роль играют процессы сульфатредукции нефтяных соединений в водной среде, сопровождающиеся генерацией серуорганических соединений вплоть до образования элементной серы. Это приводит к снижению в составе водорастворенной содержания углеводородов и увеличению доли гетеросоединений, выходящих за пределы понятия «нефтепродукты». Повышение эффективности системы мониторинга в районе <Адрес> требует: восстановления наблюдательных скважин до состояния, пригодного для их обследования, увеличение частоты опробования наблюдательных скважин (минимум ежеквартально), проведение ежеквартального газогеохимического мониторинга районов действующих и ликвидированных скважин (Т. IV л.д. 166-201).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» направило в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю письмо, в котором сообщило, что обществом проведены следующие мероприятия: в ДД.ММ.ГГГГ Горным институтом Уральского отделения РАН выполнены геолого-геофизические, геохимические исследования в границах горного отвода Полазненского месторождения нефти с целью определения источников загрязнения Камского водохранилища и проведения мероприятий по недопущению загрязнения водного объекта нефтесодержащими продуктами при разработке месторождения. Для откачки нефтяной линзы через наблюдательные СС-скважины была разработана установка насосная шурфовая. После доработки опытного образца в ДД.ММ.ГГГГ начата регулярная откачка нефтяной линзы через наблюдательные СС-скважины. Обществом дополнительно реализованы мероприятия, направленные на недопущение загрязнения Камского водохранилища: проведена рекультивация нефтезагрязненных земель; проведен ремонт СС-скважин Полазненского месторождения; в пределах горного отвода осуществляется мониторинг состояния нефтяной линзы на поверхности пресных подземных вод и газохимические исследования по контролю динамики нефтяного загрязнения, мониторинг качества вод Камского водохранилища; осуществляется круглогодичная эксплуатация нефтеловушки на берегу Камского водохранилища в <Адрес>; в период навигации осуществляется улавливание углеводородов с использованием боновых заграждений на акватории Камского водохранилища (Т. I л.д. 50).

В соответствии с отчетом Горного института Уральского отделения РАН от ДД.ММ.ГГГГ по контролю динамики нефтяного загрязнения на Усть-Полазненском участке повышение эффективности системы мониторинга в районе <Адрес> требует: восстановления наблюдательных скважин до состояния, пригодного для их обследования, увеличение частоты опробования наблюдательных скважин (минимум ежеквартально), проведение ежеквартального газогеохимического мониторинга районов действующих и ликвидированных скважин (Т. IV л.д. 219-253).

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» инициирована внеплановая выездная проверка в целях контроля за исполнением требований, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ , и на основании письма ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» проведены работы по защите вод Камского водохранилища от загрязнения нефтью в пределах Полазненского нефтяного месторождения, в том числе осуществляется круглогодичная эксплуатация нефтеловушки на берегу Камского водохранилища в <Адрес>, улавливание углеводородов с использованием боновых заграждений в акватории Камского водохранилища в период навигации. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ отобраны пробы воды Камского водохранилища в непосредственной близости к внешнему контуру боновых заграждений и в 500 м ниже по течению от боновых заграждений, т.е. не внутри боновых заграждений, где фиксировались случаи загрязнения нефтью акватории Камского водохранилища. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что превышений ПДК по нефтепродуктам не обнаружено, должностным лицом Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора сделан вывод о том, что предписание исполнено (Т. I л.д. 51-53).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по Полазненскому нефтяному месторождению, в рамках которой установлено, что на левом берегу Камского водохранилища ниже Полазненского залива в районе <Адрес> размещена нефтеловушка , с помощью которой общество осуществляет работы по сбору нефти с поверхности акватории Камского водохранилища. Вся площадь акватории, ограниченная боновыми заграждениями и береговой линией Камского водохранилища, покрыта нефтяной пленкой, четко видны участки разгрузки нефти на поверхность акватории водного объекта. Боновые заграждения установлены обществом для уменьшения площади распространения нефтяной пленки. В ходе проверки фиксировался факт выхода нефтяной пленки за пределы внешнего контура боновых заграждений, а также проводился отбор проб воды Камского водохранилища за боновыми заграждениями. Согласно полученным результатам установлено превышение ПДК по нефтепродуктам в точке в 62 раза и в точке - в 18 раз. Зафиксирован факт выхода нефтепродуктов за пределы боновых заграждений (Т. I л.д. 54-59).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» выдано предписание с требованием «разработать и выполнить мероприятия по ликвидации приповерхностных скоплений нефти в зоне активного водообмена в целях исключения загрязнения водного объекта - Камского водохранилища, и других компонентов окружающей среды» (Т. I л.д. 60-61).

ДД.ММ.ГГГГ в рамках рейдового осмотра Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора отбирались пробы воды в этом же районе. По итогам исследований выявлено превышение ПДК по нефтепродуктам в 3 точках. Все 3 указанные пробы взяты внутри боновых заграждений. Превышение составило 2.8, 1.6 и 4.2 раза.

ДД.ММ.ГГГГ Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению заместителя прокурора края проведена проверка информации, размещенной ДД.ММ.ГГГГ в Telegram-канале <данные изъяты> о загрязнении акватории р. Камы нефтью в районе <Адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки устранения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» нарушений, отраженных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ , природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведен осмотр акватории Камского водохранилища и левого берега р. Кама в районе <Адрес>, в ходе которого обнаружено два боновых заграждения, размещенных в два контура. Внутренний контур ярко-оранжевого цвета, внешний – жёлтого цвета. Внутри боновых заграждений видны маслянистые пятна радужного цвета, в основном у берега водного объекта. За пределами боновых заграждений маслянистых пятен не обнаружено. По результатам испытаний в трёх точках (две внутри боновых заграждений, одна снаружи) выявлены превышения предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам: в 2.6, 24 и 20 раз (Т. I л.д. 10-14, 63).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в адрес Пермского межрайонного природоохранного прокурора направлен план мероприятий по нормализации экологической ситуации на акватории р. Кама на Полазненском месторождении нефти в районе <Адрес> (Т. I л.д. 67), согласно которому общество намерено выполнить следующие мероприятия:

-откачка нефтесодержащей жидкости из СС-скважин Полазненского месторождения – срок выполнения постоянно;

-эксплуатация нефтеловушки на берегу р. Кама в районе <Адрес> – срок выполнения постоянно;

-эксплуатация боновых заграждений на акватории р. Кама в районе <Адрес>, сбор нефтесодержащей жидкости с акватории р. Кама в районе <Адрес> – срок выполнения в период навигации на р. Кама;

-мониторинг качества окружающей среды в районе <Адрес>, в том числе: мониторинг состояния нефтяной линзы на поверхности пресных подземных вод в пределах горного отвода Полазненского месторождения нефти, мониторинг качества воды в р. Кама в районе <Адрес>, мониторинг качества атмосферного воздуха в районе <Адрес> – срок выполнения ежемесячно;

-строительство защитных сооружений р. Кама в районе <Адрес>: проведение изыскательских работ на территории в районе <Адрес> – до ДД.ММ.ГГГГ, проектирование защитных сооружений р. Кама в районе <Адрес>, экспертиза проектной документации – до ДД.ММ.ГГГГ, строительные работы по сооружению защитны сооружений р. Кама в районе <Адрес> – до ДД.ММ.ГГГГ (Т. I л.д. 84).

В обоснование заявленных исковых требований Пермский межрайонный природоохранный прокурор ссылается на том, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» до настоящего времени не приняты эффективные меры по недопущению загрязнения водного объекта Камского водохранилища в районе <Адрес> нефтесодержащей жидкостью.

Законодателем в п.п. 1, 3 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ закреплено, что при эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

При геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов, закреплены в Водном кодексе Российской Федерации (далее – ВК РФ).

Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 39 ВК РФ, водопользователь при использовании водного объекта обязан не допускать причинение вреда окружающей среде.

Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы (ч.ч. 3, 4 ст. 56 ВК РФ).

При использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 55 ВК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391 утверждены Правила охраны поверхностных водных объектов.

Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем, которому на основании договора водопользования предоставлен такой поверхностный водный объект (п. 2, подп. «е» п. 3 Правил охраны поверхностных водных объектов).

В подп. «б» п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов предусмотрено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя предотвращение загрязнения поверхностных водных объектов, а также ликвидацию последствий указанных явлений.

В ходе судебного заседания установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в своей производственной деятельности не обеспечило соблюдение требований природоохранного законодательства и как следствие, нарушило положения ст.ст. 34, 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Следовательно, с учетом требований 46 ФЗ «Об охране окружающей среды», на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер по недопущению дальнейшего загрязнения окружающей среды нефтесодержащей жидкостью.

Доводы ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» о возможном природном характере данных проявлений нефтесодержащей жидкости из-за особенности данной местности, не исключают обязанность общества в границах указанного водного объекта проводить мероприятия по предотвращению загрязнения недр.

Ссылка ответчика на отсутствие доказательств наличия причинно-следственной связи данных проявлений с деятельностью общества по разработке указанного месторождения нефти является несостоятельной, поскольку общество обязано проводить мероприятия по недопущению дальнейшего загрязнения окружающей среды нефтесодержащей жидкостью, допустимые доказательства того, что в данном случае объективно невозможно принять меры по предотвращению загрязнения недр ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» не представлены.

При указанных обстоятельствах нельзя согласиться с доводами ответчика о принятии ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» исчерпывающего комплекса мер по предотвращению загрязнения водного объекта.

Указание ответчиком на то, что на момент обращения прокурора с иском срок выполнения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» предписания, выданного Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, не истек, что свидетельствует об отсутствии нарушенного права, не является основанием для признания исковых требований необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку выданное в административном порядке предписание об обязании устранить выявленные нарушения не исключает права природоохранного прокурора на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» без соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доказательств необоснованности иска ответчиком не представлено, в связи с чем суд полагает требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает возможным установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности – до ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что предъявленный прокурором иск признан судом подлежащим удовлетворению в полном объеме, подлежат применению положения части 1 статьи 103 ГПК РФ, согласно которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ предусматривает, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц – 300 рублей, для организаций – 6 000 рублей.

Размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

Из содержания искового заявления усматривается, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.

Поскольку заявленное исковое требование прокурора в интересах физических лиц удовлетворено, взысканию с ответчика в доход муниципального образования «Город Пермь» подлежит в соответствии с приведенными выше частью 1 статьи 103 ГПК РФ и абзацем 1 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» (ОГРН ) выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ мероприятия, исключающие загрязнение водного объекта Камского водохранилища в районе <Адрес> нефтесодержащей жидкостью при разработке Полазненского нефтяного месторождения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» (ОГРН ) в доход муниципального образования «Город Пермь» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть принесена апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-974/2022 ~ М-35/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Лукойл-Пермь"
Другие
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Гладкова О.В.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.02.2022Предварительное судебное заседание
17.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.03.2022Предварительное судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
10.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2022Дело оформлено
19.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее