Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-801/2023 ~ М-522/2023 от 05.05.2023

Дело № 2-801/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                     г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Яковлевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Л.Н.,

с участием прокурора - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеевой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сеспельская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оснастить спортивным инвентарем,

у с т а н о в и л:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сеспельская средняя общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (далее МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики) об обязании оснастить школу недостающим спортивным инвентарем - лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве <данные изъяты> пар.

В обоснование иска указано, что проведенной Канашской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства об образовании в МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики, установлено, что в нарушение требований законодательства об образовании указанное общеобразовательное учреждение оснащено спортивным инвентарем, а именно: лыжами, лыжными ботинками в недостаточном количестве, вследствие чего обучающиеся вынуждены на уроках физической культуры использовать свой личный спортивный инвентарь. Информацией администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена потребность в приобретении <данные изъяты> лыжных комплектов. Недостаточность обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием образовательных организаций препятствует выполнению учебной программы по физической культуре, в результате чего нарушается право несовершеннолетних на занятия физической культурой. Просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами в количестве <данные изъяты> пар.

В судебном заседании прокурор Тимофеева И.М. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик - представитель МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Третье лицо - представитель администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Выслушав прокурора, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Таким образом, прокурор, действуя в соответствии с требованиями закона, обратился в суд в связи с нарушением законодательства об охране и укрепления здоровья несовершеннолетних, недостаточной обеспеченностью спортивным инвентарем в общеобразовательном учреждении, чем ущемляются права несовершеннолетних неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, на занятие физической культурой и спортом.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации также определено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрены: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно части 3 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 3 статьи 9 Закона ЧР от 30.07.2013 № 50 (ред. от 22.02.2023) «Об образовании в Чувашской Республике» к полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относится организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Чувашской Республики.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов.

В силу части 1 статьи 12 Закона ЧР от 30.07.2013 № 50 (ред. от 22.02.2023) «Об образовании в Чувашской Республике» финансовое обеспечение реализации образовательных программ осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов на основе нормативов, указанных в пункте 4 статьи 8 настоящего Закона, и нормативных затрат на реализацию образовательных программ, устанавливаемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, в ведении которых находятся государственные образовательные организации Чувашской Республики, в отношении муниципальных образовательных организаций - органами местного самоуправления, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

Финансовое обеспечение государственных гарантий осуществляется путем предоставления субвенций из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных округов в порядке, установленном Чувашской Республики (пункт 1.3 Постановления Кабинета министров ЧР от 25.12.2013 « 536 (ред. от 20.12.2022) «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Праву на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях корреспондирует обязанность субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования, которая может быть прекращена только путем ее исполнения.

Постановлением Кабинета министров ЧР от 25.12.2013 « 536 (ред. от 20.12.2022) утверждены Правила расчетов нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений на одного обучающегося.

Нормативы в расчете на одного обучающегося в год являются расчетной величиной затрат в стоимостном измерении на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на одного обучающегося в год (пункт 2.1 раздела II «Порядок расчета нормативов»). Финансовое обеспечение государственных гарантий включает расходы на оплату труда и расходы на обеспечение образовательного процесса (пункт 2.3).

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О физической культуре» предусматривает, что образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физкультурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физкультурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся.

Из Устава МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики следует, что учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ прав граждан на образование по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образование; тип учреждения - бюджетное; организационно-правовая форма - муниципальное учреждение (пункты 1.2, 1.5). Учредителем школы является муниципальное образование Канашский муниципальный округ Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Канашского муниципального округа (пункт 1.4, 1.6). Школа в установленном законодательством порядке осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам; основным видом деятельности является реализация образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов; дополнительных общеразвивающих программ по предусмотренным Уставом направленностям, в том числе, физкультурно-оздоровительной (пункт 2.2, 2.3, 2.3.1).

В силу статьи 41 Закона «Об образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В материалах дела имеется информация директора МБОУ «Сеспельская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ по фактической обеспеченности образовательного учреждения спортивным инвентарем, согласованная с педагогами по физической культуре на основании рабочих учебных программ по предмету «физическая культура»; а также о потребности в лыжных комплектах в количестве, указанном прокурором в исковом заявлении, о чем подробно изложено выше.

Судом по данному делу установлено, что проверкой, проведенной прокуратурой района, установлен факт недостаточности в МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики спортивного инвентаря, а именно: лыж и лыжных ботинок, что подтверждено и информацией директора школы.

Факт недостаточности спортивного инвентаря, необходимого для выполнения федеральных образовательных стандартов и учебных программ по физической культуре не оспаривается.

Перечень необходимого количества лыжных комплектов, определенного МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики для реализации учебных программ, представлен в письменном виде Канашскому межрайонному прокурору, который указал сведения о необходимом инвентаре и оборудовании в исковом заявлении (л.д. 11).

Нуждаемость в спортивном инвентаре ответчиком не оспаривается.

Неполное исполнение ответчиком своих обязанностей по организации учебного процесса по предмету «физическая культура» ввиду отсутствия необходимого инвентаря нарушает права неопределенного круга лиц - учащихся на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по соблюдению положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лежит как на ответчике - МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики, так и на администрации Канашского муниципального округа, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, при этом полномочия законодательно разделены: к полномочиям субъекта Российской Федерации относится финансовое обеспечение государственных гарантий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а к полномочиям органов местного самоуправления - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организация.

Причем, финансовое обеспечение посредством предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ включает в себя расходование средств на определенные цели: расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий о плату коммунальных услуг), в рамках региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

В случае недостаточности финансирования образовательное учреждение и органы местного самоуправления, должны принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию, формировать перечень закупаемых учебников, спортивного инвентаря, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников, и спортивного инвентаря и т.п.). Отсутствие или недостаточность финансирования, осуществляемое бюджетами различных уровней, не освобождает образовательное учреждение от исполнения возложенной на него законом обязанности по надлежащей организации учебного процесса, в том числе по предмету «физическая культура».

При таких обстоятельствах, суд, разрешая спор в пределах заявленных требований к МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики, приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем в указанном в исковом заявлении количестве.

Поскольку указанные обстоятельства являются прямым нарушением федерального законодательства, то исковые требования Канашского межрайонного прокурора, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока следует учитывать принцип исполнимости судебного постановления, предполагающего реальную фактическую возможность исполнения решения суда в целях восстановления нарушенного права.

Ответчиком не заявлено о недостаточности срока исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу с соблюдением требований Бюджетного Кодекса РФ, ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что, по мнению суда, свидетельствует о его согласии с требованиями прокурора в этой части и признании указанного срока разумным.

С учетом письменных доказательств, представленных истцом, суд находит обоснованными доводы прокурора о достаточности срока для исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, признавая его разумным.

При установлении данного срока обеспечивается баланс прав и законных интересов участников правоотношений.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МБОУ «Сеспельская СОШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве <данные изъяты> (<данные изъяты>) пар, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                             Т.А. Яковлева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ3

2-801/2023 ~ М-522/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики
Ответчики
МБОУ "Сеспельская СОШ" Канашского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Администрация Канашского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Яковлева Татьяна Алексеевна
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее