Принято в окончательной форме 03.03.2020 г.
УИД 76RS0021-01-2019-001940-44
Дело № 2-158/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 марта 2019 г. г. Тутаев
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,
при секретаре Тихомировой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева М.А. к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным приказа, возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка,
у с т а н о в и л:
Королев М.А. обратился в суд с указанным иском, в котором просит признать недействительным Приказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 06.11.2019 года № об отказе в перераспределении земельного участка и образовании земельного участка площадью 1348 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области согласовать схему расположения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и разрешить вопрос о предоставлении путем перераспределения испрашиваемого земельного участка в установленном законом порядке.
В обоснование иска указано, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1090 кв.м. из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. 21.10.2019 года Королев М.А. обратился в ДМИ Администрации ТМР с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и земельного участка площадью 258 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1348 кв.м. на кадастровом плане территории. ДМИ Администрации ТМР Приказом № от 06.11.2019 года отказал истцу в удовлетворении заявления в соответствии с пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку образование земельного участка площадью 1348 кв.м. предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых можно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ. С указанным отказом истец не согласен, считает его незаконным, поскольку не представлены доказательства того, что образование самостоятельного земельного участка возможно без нарушения ст. 11.9 ЗК РФ. Кроме того, заявление в ДМИ Администрации ТМР подано в форме увеличения частного земельного участка путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с п. 1 пп. 3 ст. 39.28 ЗК РФ, что в свою очередь не соответствует формулировке отказа – пп.9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Также земельный участок площадью 258 кв.м. примыкает к земельному участку, принадлежащего истцу на праве собственности, имеет совместное ограждение с ним. Испрашиваемый к перераспределению земельный участок площадью 258 кв.м. находится на краю деревни, его обособленное самостоятельное использование невозможно из-за малых размеров и удалённости самой деревни от крупных населенных пунктов.
В судебное заседание истец Королев М.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Бобров Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что истец испрашивал к перераспределению земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Минимальная норма предоставления земельных участков для ИЖС составляет 400 кв.м., соответственно, из свободного земельного участка невозможно было образовать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Уже после получения отказа в перераспределении земельных участков, администрация сформировала и поставила на кадастровый учет земельный участок площадью 258 кв.м. для ведения огородничества, то есть тот земельный участок, о перераспределении которого просил истец.
Представитель ответчика Администрации Тутаевского муниципального района ЯО в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Королев М.А. является собственником земельного участка площадью 1090 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 3-4).
21 октября 2019 года Королев М.А. обратился в ДМИ Администрации ТМР с заявлением о перераспределении в соответствии с представленной схемой земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1348 кв.м. (л.д. 27).
Приказом Департамента муниципального имущества Администрации ТМР от 06.11.2019 года № Королеву М.А. отказано в перераспределении земельных участков соответствии с пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. В обоснование отказа указано, что образование земельного участка площадью 1348 кв.м. предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ (л.д. 9).
Указанный приказ, по мнению суда, является законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из Правил землепользования и застройки Левобережного сельского поселения, утвержденных решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области от 23.12.2010 г. №-г, для территориальной зоны, в которой в соответствии со схемой располагается испрашиваемый земельный участок (Ж1), возможно образование из земель (из которых предполагается к формированию путем перераспределения земельный участок) самостоятельного земельного участка с учетом требований, предъявляемых земельным законодательством, в том числе с основным видом разрешенного использования "ведение огородничества", предельный минимальный размер для которого не установлен.
Таким образом, ответчик, отказывая истцу в перераспределении земельного участка, обоснованно учел приведенные положения Правил землепользования и застройки, позволяющие сформировать из земель, государственная собственность на которые не разграничена, самостоятельный земельный участок площадью 258 кв.м. с видом разрешенного использования «для ведения огородничества».
Доводы представителя истца, что земельный участок площадью 258 кв.м. мог использоваться только для индивидуального жилищного строительства, на что Королев М.А. указывал в своем заявлении о перераспределении земельных участков, и из него не возможно было сформировать самостоятельный земельный участок для индивидуального жилищного строительства, разрешенная минимальная площадь которого составляет 400 кв.м., основаны на ошибочном толковании норм права, в связи с чем отклоняются. В силу приведенных положений закона из государственных или муниципальных земель может быть образован земельный участок с любым видом разрешенного использования, предусмотренных для данной территориальной зоны, при условии соблюдения предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков.
Приходя к указанному выводу, суд учитывает, что на обозначенной истцом территории, за счет которой планируется перераспределение, уже образован земельный участок с кадастровым номером № площадью 258 кв. м. из земель населенных пунктов для ведения огородничества, в отношении которого уполномоченным органом вынесен приказ № от 09.12.2019 года о предварительном согласовании предоставления в аренду (л.д. 38).
Тот факт, что на момент отказа Королеву М.А. данный земельный участок не был сформирован и не был поставлен на кадастровый учет, выводов суда не опровергает, а напротив подтверждает позицию ответчика, отраженную в оспариваемом приказе, о том, что образование земельного участка площадью 1348 кв.м. предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
С учетом приведенных норм действующего законодательства и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности вынесенного ДМИ Администрации ТМР приказа и отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Королева М.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Ю. Мазевич