Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1104/2015 ~ 6.1-1032/2015 от 10.06.2015

Дело № 2-1104/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Шира                                                                                                     25 июня 2015 г.

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Филипченко Е.Е.,

при секретаре Трошевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишкина М.Д., Демина В.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия о признании права Демина В.А. на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилья, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении Демина В.А. в Список, о возложении обязанности включить Демина В.А. в Список, о возложении обязанности на Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить Демину В.А. меры социальной поддержки в виде строительства жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Шишкин М.Д., Демин В.А. обратились в суд с иском к указанным выше ответчикам о признании права Демина В.А. на меры социальной поддержки, установленные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район включить Демина В.А. в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, о возложении обязанности включить Демина В.А. в названный Список, о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить Демину В.А. меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Это жилье было уничтожено в результате пожара 12 апреля 2015 года оказавшись в зоне чрезвычайной ситуации, введенной на территории Республики Хакасия. Они обратились в администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, однако Демину В.А. было в этом отказано. Истцы считают такой отказ незаконным.

В судебном заседании истцы требования поддержали.

Истец Шишкин М.Д. в судебном заседании пояснил, что Демин В.А. является его отчимом. До пожара они проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Он является собственником утраченного жилого помещения. Обратившись в администрацию района о включении в Список, его включили в Список, однако его отчиму отказали во включении в Список, что он считает незаконным, т.к. отчим является членом его семьи. Он не оспаривает действия ответчиков в отношении себя, так как он в добровольном порядке включен в Список.

Истец Демин В.А. в судебном заседании пояснил, что он является мужем матери собственника - ФИО1, до пожара он и члены его семьи супруга ФИО1, пасынок Шишкин М.Д. проживали в утраченном спорном доме по адресу: <адрес>. Обратившись в администрацию района о включении в Список, ему отказали во включении.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились по неизвестным причинам, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года введен режим чрезвычайной ситуации в связи со сложной пожароопасной обстановкой.

Как установлено судом, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности истцу Шишкину М.Д., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 10 июня 2015 года.

Указанное жилое помещение находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ширинский район, возникшей в результате пожара, произошедшего 12 апреля 2015 года.

Актом обследования № 98 подтверждается, что жилое помещение по адресу: <адрес>, утрачено в результате пожара.

08 мая 2015 года Шишкин М.Д., как собственник утраченного жилья, обратился с заявлением в администрацию муниципального образования Ширинский район о включении в Список его, мать ФИО2, отчима Демина В.А., как граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.

Письмом первого заместителя главы администрации муниципального образования Ширинский район от 05 июня 2015 года, Демину В.А. было отказано во включении в названный выше Список со ссылкой на подпункт «а» пункт 19 Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241.

Уведомление от 03 июня 2015 года свидетельствует о том, что истец Шишкин М.Д. ( собственник) и его мать ФИО1 включены в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 г. № 429.

Не согласившись с отказом в отношении Демина В.А., истцы 10 июня 2015 года обратились в суд за защитой прав.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя. При этом социальная защита и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "ж", "з" части 1, Конституции Российской Федерации) и по данным предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определяющей права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1). При этом названный федеральный закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 данной статьи закрепляет, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 30 апреля 2015 года № 429 утвердило Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края,     а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.

Пункт 4 Правил определяет условия предоставления трансфертов на обеспечение реализации мероприятий. Так, согласно подпункту «а» пункта 4 Правил, трансферты предоставляются на обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Пункты 7, 11 Правил устанавливают, что меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. Меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.

В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429, Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24 мая 2015 года № 241, которым утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия.

Порядок устанавливает, в том числе правила предоставления гражданам мер социальной поддержки в виде строительства жилого помещения.

Подпунктом «а» пункта 4 указанного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных во время пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Пункт 5 Порядка также устанавливает, что меры поддержки реализуются лишь в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с гражданином его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. Гражданам, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, меры поддержки не предоставляются.

В силу положений пунктов 16, 17 Порядка, муниципальное образование района рассматривает поступившие от гражданина заявление и необходимые документы о предоставлении меры поддержки, в том числе в виде строительства жилого дома взамен утраченного, и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих либо утраченных ( поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.

На основании подпунктов «а», «б» пункта 19 Порядка несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 и 5 настоящего Порядка, а также наличие в собственности заявителя и (или) членов его семьи помимо утраченного жилья иного жилого помещения, пригодного для проживания, является основанием для отказа во включении в списки.

Из содержания указанных положений нормативных правовых актов следует, что социальная поддержка в форме строительства жилья взамен утраченного оказывается собственникам и членам его семьи, к которым относятся постоянно проживающие по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с гражданином его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

Поскольку судом установлено, что истец Шишкин М.Д. включен в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, то суд полагает его права не нарушенными.

Относительно требований истцов о признании права Демина В.А. на меры социальной поддержки, установленные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район включить его в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, о возложении обязанности включить его в названный Список, о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить ему меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома, то суд правовых оснований для их удовлетворения не находит.

Как установлено судом, истец Демин В.А. является отчимом собственника утраченного жилья, что подтверждается материалами дела, в том числе свидетельством о заключении брака матери истца Шишкина М.Д. и Демина В.А., а на 12 апреля 2015 года Демин В.А. являлся сожителем матери собственника.

Перечень же лиц, признаваемых членами семьи собственника, определенных указанными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429, Постановлением Правительством Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241 ограничен, и к ним не отнесен отчим собственника.

При этом Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями вправе определить для целей регулирования отношений по обеспечению мерами социальной поддержки, круг членов семьи собственника жилого помещения, имеющих право на получение таких мер, отличный от определения, содержащегося в жилищном законодательстве.

Требования истцов к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о возложении обязанности предоставить Демину В.А. меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома также не подлежат удовлетворению. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия права истцов не нарушало, это министерство является лишь распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, но не обладает властными полномочиями непосредственно по принятию решений о включении (отказе во включении) граждан в указанные выше Списки, а также по предоставлению мер социальной поддержки.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истцов Шишкина М.Д., Демина В.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд          

РЕШИЛ:

Исковые требования Шишкина М.Д., Демина В.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия о признании права Демина В.А. на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилья, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении Демина В.А. в Список, о возложении обязанности включить Демина В.А. в Список, о возложении обязанности на Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить Демину В.А. меры социальной поддержки в виде строительства жилья, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ширинский районный суд.

Судья                                                                                                           Филипченко Е.Е.

Справка:

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2015 года.

Верно:

Судья                                                                                                           Филипченко Е.Е.

2-1104/2015 ~ 6.1-1032/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шишкин Максим Дмитриевич
Демин Виктор Анатольевич
Ответчики
Правительство РХ
Управление Федеральной миграционной службы по РХ
Администрация МО Ширинский район
Министерство УМЧС
Министерство Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства РХ
Другие
ширинский сельсовет
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Филипченко Е.Е.
Дело на сайте суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
10.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2015Передача материалов судье
15.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2015Подготовка дела (собеседование)
25.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2015Дело оформлено
21.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее