Дело № 2-804/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Журавлёвой М.М.,
с участием представителя истца – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к ФИО1 о понуждении предоставить доступ в нежилое помещение, -
установил:
Инспекции по жилищному надзору Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО1 о понуждении предоставить доступ в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А. Мотивирует требования тем, что в адрес Инспекции по жилищному надзору Республики Крым поступило обращение гр. ФИО4 о незаконной перепланировке помещения, расположенного на первом этаже указанного многоквартирного дома. В соответствии с данными из Единого государственного реестра недвижимости, собственником объекта недвижимости с кадастровым номером № является ФИО1 В целях проверки доводов, изложенных в обращении, в части установления факта законности проведения работ по перепланировке нежилого помещения, Инспекцией было принято решение № 545 от 29.12.2022 года о назначении проведения внеплановой проверки в отношении указанного нежилого помещения. 29.12.2022 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости предоставить доступ в нежилое помещение в период с 30.01.2023 по 05.02.2023 года. 03.02.2023 года доступ в помещение должностному лицу Инспекции предоставлен не был, о чем составлен акт № 38. Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений, вышеуказанные документы ответчиком не были получены. К сфере прав и законных интересов Инспекции относится, в том числе, право на беспрепятственный доступ в нежилые помещения для осуществления своих полномочий. Не предоставление доступа в помещение для его обследования на предмет возможного нарушения требований жилищного законодательства в части перепланировки, переустройства или переоборудования может повлечь за собой неблагоприятные последствия для остальных жильцов многоквартирного дома, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Учитывая изложенное, просит обязать ответчика предоставить сотрудникам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым доступ в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А в г. Симферополе; обязать ответчика для проведения внеплановой выездной проверки предоставить Инспекции по жилищному надзору Республики Крым следующие документы: 1) технический паспорт на помещение с кадастровым номером № в многоквартирном <адрес>А по <адрес> в г. Симферополе; 2) документы, подтверждающие разрешение проведения перепланировки (переустройства) и (или) реконструкции помещения с кадастровым номером № в многоквартирном <адрес>А по <адрес> в г. Симферополе; 3) кадастровый паспорт на помещение с кадастровым номером № в многоквартирном <адрес>А по <адрес> в г. Симферополе; 4) документы, подтверждающие право собственности на помещение с кадастровым номером № в многоквартирном <адрес>А по <адрес> в г. Симферополе.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, судебные повестки не получал, и они возвращались за истечением срока хранения. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в п.п.67, 68 постановления от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165-1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165-1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, неявку ответчика в судебное заседание следует признать его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище, осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещением, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а так же иным требованиям законодательства РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.
Согласно пункту 2.1 Постановления Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 № 387 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Республики Крым» жилищный надзор на территории Республики Крым осуществляется Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым. Положение об Инспекции утверждается Советом Министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 173 утверждено Положение об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее - Положение).
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым (п. 1.1 Положения).
В соответствии с п. 3.6 Положения, к полномочиям Инспекции относится проведение проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Судом установлено, что 18.08.2022 года в адрес Инспекции по жилищному надзору Республики Крым поступило коллективное обращение от жильцов многоквартирного <адрес>А по <адрес> в г. Симферополе о производстве перепланировки на первом этаже указанного жилого дома, которая сопровождается сильным грохотом и вибрацией стен (л.д.101).
В целях проверки доводов полученной информации в части соблюдения физическим лицом правил пользования общим имуществом в жилом доме и установления возможных фактов проведения работ по перепланировке (переустройству) нежилого помещения по <адрес>А в г. Симферополе, 23.11.2022 года заместителем начальника Инспекции ФИО5 принято решение № 504 о проведении внеплановой проверки в отношении физического лица (л.д.138-141).
23.11.2022 года за исх. № 03-07/5393 ответчику ФИО1 совместно с решением о проведении проверки направлено уведомление об обеспечении доступа в помещение для проведения внеплановой выездной проверки в период с 05.12.2022 года по 09.12.2022 года (л.д.136-137).
Указанное уведомление ответчиком получено не было (л.д.132).
Специалистом Инспекции в рамках проведения внеплановой выездной проверки в отношении ФИО1, 09.12.2022 года был осуществлен выход на место, в ходе которого доступ в помещение по <адрес>А в г. Симферополе предоставлен не был, о чем составлены акт проверки от 09.12.2022 года (л.д.144-145).
29.12.2022 года заместителем начальника Инспекции ФИО5 принято повторное решение № 545 о проведении внеплановой проверки в отношении физического лица (л.д.151-154).
03.02.2023 года специалистом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым осуществлен выход на место, по результатам которого доступ в помещение на первом этаже многоквартирного жилого дома по <адрес>А в г. Симферополе также не был обеспечен, о чем составлен акт (л.д.157-158).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.11.2023 года № КУВИ-001/2023-265815548, правообладателем нежилого помещения, расположенной по адресу: <адрес>А, с кадастровым номером №, является ответчик ФИО1 (л.д.204-208).
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Действия ответчика, выразившиеся в непредоставлении законному представителю Инспекции обязательного доступа в нежилое помещение, в целях проверки соблюдения физическим лицом правил пользования нежилым помещением, а также проведения надлежащего государственного контроля по установлению возможных фактов проведения работ по перепланировке (переустройству) помещения на первом этаже жилого дома по <адрес>А в г. Симферополе, препятствуют в осуществлении Инспекцией, возложенных на нее действующим законодательством полномочий.
Непредоставление доступа в нежилое помещение для его обследования на предмет возможного нарушения требований жилищного законодательства в части перепланировки, переустройства или переоборудования может повлечь за собой неблагоприятные последствия для остальных жильцов многоквартирного дома, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. 30 ЖК РФ, суд приходит к выводу о правомерности заявленных Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым требований к ФИО1 о понуждении в предоставлении доступа в нежилое помещение, полагая их законными и обоснованными, подтвержденными материалами дела.
Кроме того, суд находит законными требования истца в части возложения на ФИО1 обязанности по предоставлению Инспекции технического паспорта на помещение с кадастровым номером № по <адрес>А в г. Симферополе, поскольку это необходимо для установления обстоятельств наличия либо отсутствия проведенной перепланировки, переустройства или переоборудования нежилого помещения.
Разрешая требования о понуждении ответчика предоставить документы, подтверждающие разрешение проведения перепланировки (переустройства) и (или) реконструкции помещения, кадастрового паспорта на помещение с кадастровым номером №, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку доказательств наличия таких документов у ответчика суду не представлено.
Что касается истребования у ответчика документов, подтверждающих право собственности ответчика на нежилое помещение с кадастровым номером №, суд также полагает такие требования необоснованными, поскольку право собственности ответчика на указанное помещение подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.204-208).
Кроме того, отсутствие таких документов никаким образом не может воспрепятствовать исполнению Инспекцией своих полномочий по проведению надлежащего государственного контроля по установлению возможных фактов проведения работ по перепланировке (переустройству) помещения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, предусмотрена государственная пошлина для физических лиц – 300 рублей, а для организаций – 6 000 рублей.
Поскольку Инспекция по жилищному надзору Республики Крым при обращении в суд была освобождена от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика взыскивается государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, то есть в размере, который подлежал бы уплате истцом, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины, то есть в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции по жилищному надзору Республики Крым – удовлетворить частично.
Обязать ФИО1 предоставить должностным лицам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым доступ в нежилое помещение с кадастровым номером 90:22:010101:541, расположенное по адресу: <адрес>А в г. Симферополе.
Обязать ФИО1 предоставить должностным лицам Инспекции по жилищному надзору Республики Крым технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером 90:22:010101:541, расположенное по адресу: <адрес>А в г. Симферополе.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб. (шесть тысяч рублей 00 копеек).
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено 18.01.2024 года.