УИД 11RS0001-01-2024-003214-54
Дело №12-123/2024
(в городском суде дело № 5-419/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Мишарина И.С.,
при секретаре судебного заседания Микушевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 08 мая 2024 года жалобу защитника Воробьёва В.В. - Никулина А.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воробьёва В.В. ,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда от 20 марта 2024 года Воробьёв В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, действующий по доверенности в интересах Воробьёва В.В. защитник Никулин А.В., просит постановление судьи городского суда отменить и прекратить производство по делу.
Воробьёв В.В. и его защитник Никулин А.В., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми, в судебное заседание не явились.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Шучалина Ю.В., участвуя в судебном заседании, возражала против удовлетворения жалобы защитника Воробьёва В.В. - Никулин А.В.
Выслушав должностное лицо административного органа, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее - Закон №255-ФЗ), в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Закон №255-ФЗ, либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Закон №255-ФЗ, распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
В силу статьи 1 Закона №255-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона (часть 1). Иностранным агентом может быть признано физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового (часть 2). Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов (далее - реестр) в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра (часть 4).
Исходя из положений статьи 4 Закона №255-ФЗ, под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей (часть 1). Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия (часть 2).
Согласно статье 9 Закона №255-ФЗ материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента (часть 3). Формы указаний, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Правила размещения указаний и их формы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года <Номер обезличен> и действуют с 1 декабря 2022 года.
Из материалов дела следует, что Воробьёв В.В. включён в реестр иностранных агентов под порядковым номером 342, дата принятия решения о включении 01 апреля 2022 года.
23 мая 2023 года Воробьёвым В.В. направлен в прокуратуру Республики Коми депутатский запрос <Номер обезличен> без указания на то, что материал произведен и направлен иностранным агентом.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, депутатским запросом от 23 мая 2023 года в адрес прокуратуры Республики Коми, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью Воробьёва В.В., и иными письменными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, им подписан, в протоколе указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела. Копия протокола направлена Воробьёву В.В. в установленный срок.
В ходе рассмотрения дела судьей городского суда всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Установлены событие административного правонарушения, лицо его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выводы судьи о виновности Воробьёва В.В. в совершении вменяемого административного правонарушения являются правильными. Действия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам защитника, Воробьёв В.В., который на 23 мая 2023 года состоял в реестре иностранных агентов, обязан был в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона №255-ФЗ при направлении материалов в органы публичной власти в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 Закона №255-ФЗ сопровождать их указанием на то, что эти материалы (информация) произведены и направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Административная ответственность за неисполнение указанной обязанности предусмотрена именно частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка на судебные акты Европейского Суда по правам человека правового значения не имеет, поскольку действие Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении Российской Федерации прекращено с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28 февраля 2023 года №43-ФЗ).
Вопреки доводам жалобы судьей городского суда правомерно оставлено без удовлетворения ходатайство защитника лица, привлекаемого к административной ответственности о передаче дела по подсудности, поскольку как верно установлено судьей городского суда место совершения административного правонарушения исходя из адреса места регистрации Воробьёва В.В., которое на момент выявления административного правонарушения, являлось: <Адрес обезличен>. Поскольку вмененное Воробьёву В.В. административное правонарушение выражено в форме бездействия, местом совершения правонарушения будет являться место, где должна быть выполнена соответствующая обязанность. Указанный адрес относится к юрисдикции Сыктывкарского городского суда, в связи с чем судьей данного суда обоснованно рассмотрено дело об административном правонарушении.
Доводы жалобы о нарушении прав Воробьёва В.В. являются не состоятельными, поскольку установление федеральным законодателем дополнительной обязанности по маркировке сообщений (запросов) в связи с наличием статуса иностранного агента, является мерой соразмерной и допустимой, связанной с соблюдением баланса между частными и публичными интересами.
При этом процедура присвоения статуса иностранного агента регламентирована федеральным законом, а фактором, исключающим необоснованное наделение таким статусом, право на судебную защиту в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации. В случае если Воробьёв В.В. не согласен с присвоенным статусом иностранного агента, он не лишен возможности оспорить действия государственных органов и должностных лиц в установленном законом порядке.
В целом доводы защитника не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей городского суда нормативных правовых актов не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований для переоценки выводов судьи не имеется, поскольку они являются мотивированными и правильными. Неустранимых сомнений по делу не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 4 статьи 19.34 названного Кодекса, является справедливым и соразмерным.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного Воробьёвым В.В. административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение не отвечает критериям малозначительности, перечисленным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда от 16 сентября 2022 года по делу <Номер обезличен>, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 ноября 2022 года и постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2023 года, Воробьёв В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Часть 1 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривала административную ответственность за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
Федеральным законом от 29 декабря 2022 года №622-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 19.34.1 названного кодекса признана утратившей силу. При этом статья 19.34 названного кодекса изложена в новой редакции, в ней детализированы правонарушения, ответственность за которые ранее была предусмотрена статьей 19.34.1.
Поскольку постановление от 16 сентября 2022 года по делу <Номер обезличен> вступило в законную силу 16 ноября 2022 года, то с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу правонарушение Воробьёвым В.В. совершено в период, когда он считался подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения.
Принимая во внимание изложенное, судьей городского суда при назначении наказания правомерно учтено обстоятельство повторного совершения Воробьёвым В.В. однородного административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления судьи городского суда не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 19.34 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░