Советский районный суд г. Махачкалы
дело №
судья Мамаев А.К.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 01 июня 2023 года, по делу №, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Дагестан ФИО2 на постановление судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ГБУ РД «Махачкалинский родильный <адрес>»,
установила:
главным специалистом Территориального органа Росздравнадзора по Республике Дагестан ФИО3 в отношении юридического лица ГБУ РД «Махачкалинский родильный <адрес>» (далее – ГБУ РД «МРД №», учреждение) составлен протокол об административном правонарушении от <дата> №/с.
Заявлением руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Дагестан ФИО2 о привлечении к административной ответственности от <дата> № указанный протокол об административном правонарушении от <дата> №/с направлен для рассмотрения в Советский районный суд г. Махачкалы.
Постановлением судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУ РД «МРД №» прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Дагестан ФИО4, ссылаясь на необоснованность вынесенного постановления судьи районного суда от <дата>, просит его отменить.
В суде апелляционной инстанции представитель административного органа Территориального органа Росздравнадзора по Республике Дагестан по доверенности 02-1214 от <дата> ФИО5 поддержала доводы жалобы и просила их удовлетворить.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие привлекаемого лица ГБУ РД «МРД №», извещенного о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, содержание и доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, содержание и доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Положениями статьи 4 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <дата> N 323-ФЗ) закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ).
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ).
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от <дата> N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от <дата> N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона от <дата> N 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно п.п. «а» п. 6 постановления Правительства РФ от <дата> N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"), лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, кроме прочего, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно материалам дела, ГБУ РД «МРД №» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, за выявленное <дата> в ходе проверки за соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в нарушении при оказании медицинской помощи гр. ФИО6 и её новорождённому ребенку требований части 4 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пунктов 12, 13, 16, пп «в» пункта 18 и пункта 9 Приложения № в к порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденного приказом Минздрава России от <дата> №н (в редакции приказа Минздрава РФ №н от <дата>).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГБУ РД «МРД №» протокола об административном правонарушении от <дата> №/с и его направления в Советский районный суд г. Махачкалы для привлечения учреждения к административной ответственности.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУ РД «МРД №» постановлением от <дата>, судья районного суда полагал истекшим срок давности привлечения учреждения к административной ответственности в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении, имели место при оказании медицинской помощи ФИО6 и её новорождённому ребенку <дата> Доказательств, подтверждающих наличие иных фактов осуществления учреждением деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), представленные материалы дела не содержат.
Учитывая, что протоколом об административном правонарушении ГБУ РД «МРД №» фактически вменено неправильное исчисления срока беременности (без учета значимых для этого обстоятельств) именно ДжапаровойФ.Ф., повлекшее неправильное оказание медицинской помощи, полагаю, что суд первой инстанции правильно исходил из того, что событие нарушения имело место с поступления ФИО6 в медицинский стационар и до ее вписки и было окончено с момента окончания оказания медицинской помощи ДжапаровойФ.Ф. в сентябре 2018 года, поскольку как из протокола об административном правонарушении, так и из приложенных к нему документов не усматривается нарушение ГБУ РД «МРД №» лицензионных требований при оказании медицинской помощи другим беременным и роженицам, выразившееся в неправильном исчислении срока беременности (без учета значимых для этого обстоятельств) как до, так и после оказания медицинской помощи ДжапаровойФ.Ф.
Кроме того, приказ Минздрава России от <дата> №н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" утратил силу с <дата> в связи с изданием Постановления Правительства РФ от <дата> N 868, то есть до составления протокола об административном правонарушении №/с от <дата>
Новый порядок оказания медицинской помощи утвержден приказом Минздрава России от <дата> N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", являющимся самостоятельным документом, а не редактирующим приказ Минздрава России от <дата> №н. Этот приказ пп. «в» п. 18 не содержит, его пункты 12 и 13, нарушение которых вменено ГБУ РД «МРД №» при оказании медицинской помощи ДжапаровойФ.Ф., относятся к прерыванию беременности при пороках развития плода.
Таким образом, порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», нарушение которого вменено ГБУ РД «МРД №», отменен более, чем за полгода до составления протокола об административном правонарушении №/с от <дата>
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 19.20 КоАП РФ составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 названного Кодекса).
Вместе с тем, поскольку медицинская помощь ДжапаровойФ.Ф. была оказана в сентябре 2018 года, данных о нарушении порядка и стандартов оказания ей помощи после этого, в том числе на момент ее обращения в надзирающий орган, не представлено, полагаю, что длящееся правонарушение окончено после ее выписки из больницы, а не при выявлении этого проверяющим органом в 2021 году.
При таких обстоятельствах, полагаю вывод судьи районного суда об истечении срока давности привлечения учреждения к административной ответственности на момент рассмотрения им дела об административном правонарушении <дата> обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУ РД «Махачкалинский родильный <адрес>», оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан ФИО7