УИД 72RS0006-01-2023-000308-79
№ 2-223/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Викулово 19 декабря 2023 года
Викуловский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Березинской Е.С.,
при секретаре Садовских Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Викуловского муниципального района о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Администрация Викуловского муниципального района обратилась в суд с заявлениемо признании права собственности на бесхозяйное недвижимоеимуществонежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> А общей площадью 43,8 кв.м., кадастровый №.
Заявление мотивировано тем, что указанное бесхозяйное недвижимое имущество было принято на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления - администрации Викуловского муниципального района, на территории которого оно находитсяДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, вышеуказанный объект в реестре федерального имущества не значится. Ответом Департамента имущественных отношений Тюменской области подтверждается также, что указанное спорное нежилое здание в реестре государственного имущества Тюменской области не значится. Согласно уведомлению ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации», копия технического паспорта объекта капитального строительства помещения (общей площадью до 100 кв.м.) расположенное по адресу: <адрес>А отсутствует. Спорное бесхозяйное имущество в Реестре минимального имущества Викуловского муниципального района не числится, муниципальной собственностью не является. С момента постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и по настоящее время о своих правах на данные объекты никто не заявил. Спор о праве отсутствует.В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Представитель заявителя администрации Викуловского муниципального района по доверенности Чиркова Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие представителя заявителя (л.д. 35)
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 33,34).
Суд полагает возможным разрешить заявленные требования без участия представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
Как следует из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В соответствии с пунктом 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В силу части 2 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Согласно части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что объект недвижимости –нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> А,кадастровый №, общей площадью 43,8 кв.м., 2000 года постройки, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10).
Как следует из ответа Отдела по имущественным и земельным отношениям Администрации Викуловского муниципального района, спорный объект муниципальной собственностью не является, в Реестре муниципального имущества Викуловского муниципального района не числится. (л.д. 15)
Сведениями Департамента имущественных отношений <адрес> подтверждается, что вышеуказанный объект недвижимости в Реестре государственного имущества Тюменской области не значится (л.д.13)
Согласно сведениям Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе нежилое здание, общей площадью 43,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> А, в Реестре федерального имущества не значатся (л.д.14).
Согласно уведомлению ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации», копия технического паспорта объекта капитального строительства помещения (общей площадью до 100 кв.м.) по адресу <адрес> А, отсутствует. (л.д. 12)
Учитывая те обстоятельства, что со дня постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области прошло более трех месяцев, от заинтересованных лиц возражений не поступило, суд полагает, что на вышеуказанный объект недвижимости, который находится на территории Викуловского муниципального района, может быть признано право муниципальной собственности за муниципальным образованием.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198,290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 218, 255 Гражданского кодекса Российской Федерации суд
решил:
Заявление администрации Викуловского муниципального района о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Викуловского муниципального района на бесхозяйный объект недвижимости: нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> А, кадастровый №, общей площадью 43,8 кв.м., 2000 года постройки.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Викуловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Викуловского районного суда
Тюменской области /подпись/ Е.С. Березинская