Дело № 2-612/2023
УИД 11RS0016-01-2023-000726-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
с участием прокурора Нестеровой А.С., представителя третьего лица Якунина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 10 октября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми об обязании принять меры к сносу аварийного дома, исключению доступа в него граждан,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми об обязании принять меры к сносу аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступлении в законную силу решения суда, а также принять меры к исключению доступа в него граждан. В обоснование иска указано, что в виду бездействия администрации нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и создается угроза жизни и здоровью, в том числе несовершеннолетних.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Государственная жилищная инспекция по Сыктывдинскому району
В судебном заседании прокурор на доводах иска настаивал.
Представитель ответчика администрации района ФИО3, уполномоченная доверенностью, в предыдущем судебном заседании возражала удовлетворению исковых требований прокурора.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения «Зеленец» ФИО4 в судебном заседании указал, что наличие свободного доступа посторонних лиц в спорном доме представляет угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан, в связи с чем, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Законный представитель третьих лиц – несовершеннолетних ФИО2, ФИО1 – Кутеля О.В., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, согласно письменному отзыву просит в удовлетворении иска прокурора отказать, поскольку в спорном доме имеются квартиры, которые принадлежат на праве собственности в долевом соотношении несовершеннолетним ФИО2 и ФИО1, которые находятся под её опекой, и после сноса дома у детей не останется закрепленного помещения.
Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми согласно письменному отзыву просили рассмотреть дело без участия представителя, указав, что решение вопроса о сносе многоквартирного <адрес> возможно только после полного его расселения, снятия с регистрационного учета всех граждан, зарегистрированных в доме, а также наличия погашенной записи о праве собственности в ЕГРН в отношении собственников жилого помещения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу ст. 208, 209 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и вправе совершать в отношении его любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При использовании земельного участка его собственник обязан соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, противопожарных и иных правил (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании акта обследования помещения № от 19.05.2016 и заключения межведомственной комиссии от 19.05.2016 постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» № от 16.06.2016 признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение жителей из указанного дома постановлено осуществить до 01.07.2019.
В соответствии с Республиканской адресной программой переселения, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №, указанный многоквартирный дом подлежал сносу в срок до 31.12.2021, вместе с тем до настоящего времени не снесен, что не отрицалось стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.
Разрешая требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по сносу многоквартирного дома, суд исходит из следующего.
В ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) прямо предусмотрена обязанность правообладателя здания при прекращении эксплуатации здания по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в такое здание.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 3 Федерального закона № 384-ФЗ объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что под жизненным циклом здания или сооружения понимается, период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания ид сооружения.
Согласно ч. 2 ст. 5 вышеназванного Закона безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью в устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических) ли юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьями 35, 37 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу возложенной Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищным кодексом РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, обязанности выполнение мероприятий по сносу аварийного дома отнесено к полномочиям ответчика.
Судом установлено, что жители квартир 1, 3, 4, 5 <адрес> расселены путем выкупа жилых помещений, жители квартиры 6 расселены путем предоставления иного благоустроенного жилого помещения.
Также установлено, что квартира 2 принадлежит на праве общей долевой собственности Сотниченко О.С. и несовершеннолетним ФИО1 и ФИО2 по 1/3 доли у каждого, указанные лица сохраняют регистрацию по данному адресу, что подтверждается данными регистрационного учета.
Согласно информации, предоставленной ответчиком, для расселения <адрес> администрацией приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое находится в муниципальной собственности администрации района. При заключении договора мены жилого помещения собственникам будет предоставлена 1/3 доли в праве на указанное жилое помещение.
Однако доказательств расселения указанных лиц из аварийного дома, отвечающих требованиям относимости и допустимости, суду не представлено.
Таким образом, указанный многоквартирный дом на дату рассмотрения настоящего спора расселен не полностью, тогда как решение вопроса о сносе многоквартирного дома возможно только после полного его расселения.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на администрацию обязанности принять меры к сносу аварийного дома по адресу: <адрес>
Разрешая требования об обязании принять меры к исключению доступа граждан в аварийное здание и находя их подлежащими удовлетворению, суд исходит из того, что в настоящее время спорный многоквартирный дом никем не эксплуатируется, находится в разрушенном состоянии, отсутствуют дверные и оконные проемы, доступ посторонних лиц на указанный объект недвижимости никем не ограничен, что представляет угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Определяя срок, в течение которого ответчику необходимо совершить действия по принятию мер по ограничению несанкционированного доступа людей в аварийное здание, суд с учетом требований разумности и справедливости, мероприятий, необходимых к выполнению, а также интересов обеих сторон, приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по принятию мер в срок до 31.12.2023, не находя оснований для возложения принять меры незамедлительно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми принять в срок до 31.12.2023 меры по ограничению доступа людей в здание, расположенное по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований прокурора Сыктывдинского района к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми об обязании принять меры к сносу аварийного дома по адресу: <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А. Сурнина
В окончательной форме решение принято 17.10.2023.