Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-12704/2019 от 26.09.2019

Судья: Шишкин А.Г.                            № 33-12704/2019

                                        (№2-1402/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2019 года                             г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного судав составе:

председательствующего:    Ефремовой Л.Н.,

судей:                      Набок Л.А., Ромасловской И.М.,

с участием прокурора:            Валюткиной С.Ш.,

    при секретаре:            Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Новокуйбышевск – Назаровой Н.Б. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 07 августа 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора г. Новокуйбышевска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области – удовлетворить.

Возложить на администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области обязанность произвести работы по уборке территории и вывозу строительного мусора с территории снесенного аварийного дома по адресу: <адрес>».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Набок Л.А.,судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора г. Новокуйбышевска Кантеев Р.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о возложении обязанности произвести работы по уборке территории и вывозу строительного мусора с территории снесенного аварийного дома.

Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Новокуйбышевска Самарской области проведена проверка эффективности принимаемых органами местного самоуправления мер по соблюдению требований жилищного, санитарно-эпидемиологического законодательства, экологического законодательства при переселении граждан из аварийного жилого фонда. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» до настоящего времени не приняты меры по вывозу и утилизации строительного мусора с территории снесенного аварийного жилого дома по адресу: <адрес>, что нарушает права граждан на безопасную окружающую среду, сказывается на санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и облике городского округа Новокуйбышевск в целом.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск Самаркой области произвести работы по уборке территории и вывозу строительного мусора с территории снесенного аварийного дома по адресу: <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение.

Администрации г. Новокуйбышевск, не согласившись с вынесенным судом решением, подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. При этом указало, что отходы от разборки зданий, в результате лабораторных исследований, признаны вторичным строительным материалом. На вторичный строительный материал выдан сертификат соответствия сроком с 24.04.2018 по 23.04.2021 г., что дает возможность организациям и гражданам воспользоваться ими на безвозмездной основе для своих личных нужд.

        Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В силу требований ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, заслушав прокурора, полагавшую решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная или иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее – объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В силу пункта 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 16.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Решением Думы г.о. Новокуйбышевск от 18.10.2017 года № 382 утверждены Правила благоустройства территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области (далее – Правила благоустройства).

Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.

Пунктом 4 ст. 1 Правил благоустройства определено, что благоустройство территории городского округа – комплекс предусмотренных Правилами мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Согласно п. 2 ст. 2 Правил благоустройства, администрация городского округа является участником деятельности по благоустройству территории городского округа Новокуйбышевск, формирует техническое задание, выбирает исполнителей и обеспечивает финансирование в пределах своих полномочий.

Из смысла пунктов 1 и 5 Правил благоустройства следует, что санитарное содержание и уборка территорий городского округа осуществляется в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, государственных стандартов, уборку и санитарное содержание не используемых в течение длительного времени и не осваиваемых территорий, территорий после сноса зданий, строений и сооружений производят правообладатели данных земельных участков.

Согласно п. 1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года № 4690-88, для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест, отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Не утилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

Судом установлено, что прокуратурой г. Новокуйбышевска Самарской области проведена проверка эффективности принимаемых органами местного самоуправления мер по соблюдению требований жилищного, санитарно-эпидемиологического законодательства, экологического законодательства при переселении граждан из аварийного жилого фонда.

Согласно адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Новокуйбышевск на 2013 – 2017 годы», утвержденной Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск от 12.03.2013 года № 683 и муниципальной адресной программе «Снос и реконструкция многоквартирных домов на территории городского округа Новокуйбышевск на 2013 – 2018 годы», в 2017 году переселены граждане из 13 жилых домах, признанных аварийными и подлежащих сносу, в том числе и из <адрес>.

Как следует из муниципального контракта № 203 от 16.08.2017 года, заключенного между администрацией г.о. Новокуйбышевск Самарской области (заказчик) и ООО «СТАФ» (подрядчик), мероприятия по сносу жилого дома, признанного аварийным и расположенного по адресу: Самарская область, <адрес> произведены в период с 16.08.2017 года по 01.09.2017 года.

31.08.2017 года заказчиком приняты работы выполненные подрядчиком работы по сносу жилого дома, признанного аварийным и расположенного по адресу: <адрес>

Органом местного самоуправления работы по вывозу и утилизации строительного мусора по указанному адресу не осуществлены.

Факт образования строительных отходов в результате проведенных работ по адресу: <адрес>, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Данное обстоятельство также подтверждается представленными суду фотоматериалами с места складирования, а также схемой адресации, полученными в ходе прокурорской проверки.

Государственный контракт на вывоз и утилизацию строительных отходов, равно как и Акты выполнения указанных работ по данному адресу ответчиком суду не представлены.

Ссылки представителя ответчика относительно допустимости складирования отходов, образовавшихся от разбора зданий по указанному адресу, с целью их дальнейшего использования, не основаны на нормах закона.

Так, преамбулой ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, следующее:

- отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

- объекты хранения отходов – специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии со ст. 10 названного Закона при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

Согласно ст.13 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Положениями ст. 13.4 Закона определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из смысла Закона строительный мусор, образовавшийся в результате проведения работ по сносу аварийного дома необходимо квалифицировать как отходы.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, местом накопления и размещения отходов не является, для указанных целей не предназначен. Надлежащих доказательств обратного, равно как и доказательств обоснованного размещения строительных отходов по указанному адресу, органом местного самоуправления суду не представлено.

Факт перевода образовавшихся строительных отходов в категорию вторичный строительный материал правового значения для предмета судебного разбирательства не имеет, поскольку места хранения такого строительного материала органом местного самоуправления не определены.

Представленный суду сертификат соответствия не содержит сведений относительно места отбора проб, их количества, что не позволяет сопоставить его с предметом спора.

Санитарными правилами регламентированы требования по содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок.

Так, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 (см. также ФЗ "Об отходах производства и потребления", СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16, СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.).

Из письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 ноября 2005 г. N 0100/10391-05-32 следует, что очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Система мероприятий по содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, что соответствует Методическим рекомендациям МДК 7-01.2003 "О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 152.

Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, как указывалось выше вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки (п. 1.3 СанПиН 42-128-4690-88). Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

Мероприятия по вывозу и утилизации строительных отходов по спорному адресу органом местного самоуправления не осуществлены. Размещение отходов нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду.

Исходя из указанных обстоятельств в целях надлежащего обеспечения санитарно-эпидемиологического состояния территории городского округа Новокуйбышевск в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции возложил на орган местного самоуправления обязанность по уборке территории.

Доводы представителя ответчика о том, что денежными средствами на указанные цели бюджет городского округа не располагает, основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований являться не могут, поскольку указанное обстоятельство не освобождает ответчика от своевременного исполнения обязанности, установленной законом по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Оценив указанные выше обстоятельства, принимая во внимание нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду, при отсутствии надлежащих доказательств обратного, суд пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, должным образом мотивированными, основанными на обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которые оценены судом в их совокупности, по правилам, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и признает, что, возлагая на Администрацию г. Новокуйбышевска обязанность провести работы по очистке данной территории от указанного мусора обоснованно, суд пришел к правильному выводу, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным и региональным законом, в защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отходы от разборки зданий, в результате лабораторных исследований, признаны вторичным строительным материалом, рассмотрены судом первой инстанции им дана надлежащая оценка.

Ссылка на статью 1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «об отходах производства и потребления» не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Исходя из возложенной на орган местного самоуправления обязанности по очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями администрация г. Новокуйбышевска обязана принять соответствующие меры для осуществления работ по уборке и содержанию этой территории.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 07 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Новокуйбышевск - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-12704/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Новокуйбышевска Самарской области
Ответчики
Администрация г.о. Новокуйбышевск
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.09.2019[Гр.] Передача дела судье
31.10.2019[Гр.] Судебное заседание
20.11.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее