Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7а-228/2022 от 28.03.2022

Судья Александрова Е.А.         Дело №7а-228/2022

Р Е Ш Е Н И Е

17 июня 2022 года                     город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Сорокина В.Б. на постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 18 февраля 2022 года,

установил:

30 декабря 2021 года инспектором отделения по ИАЗ отдела полиции № 1 «Центральный» Управления МВД России по г. Новосибирску ИНО в отношении Сорокина В.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, дело передано для рассмотрения судье Центрального районного суда города Новосибирска.

Постановлением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 18 февраля 2022 года Сорокин В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, Сорокин В.Б. просит отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что он не планировал и не находился на массовом публичном мероприятии. Является представителем средства массовой информации, о чем у него имелся бейдж. Желтого жилета у него не было, поскольку он не предполагал присутствовать на массовом публичном мероприятии в связи с их запретом. Полагает требования сотрудника МВД незаконными и обращает внимание, что суд привлек его к ответственности за обычные действия журналиста, не образующие состава административного правонарушения.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления судьи районного суда, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Сорокин В.Б. и его защитник в судебное заседание не явились, извещены.     Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав должностное лицо ИНО, прихожу к следующему.

В соответствии со статьями 24.1, 26.11 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, при этом судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ административную ответственность влечет нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права принят Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который регламентирует порядок реализации указанного права (далее Закон о публичных мероприятиях).

Статьей 2 Закона о публичных мероприятиях предусмотрено, что публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

    Проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности – т.е. соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (статья 3 Закона о публичных мероприятиях).

Законом о публичных мероприятиях предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) с предварительным уведомлением органов публичной власти о его проведении (статья 7 Закона).

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (часть 1 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях).

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) - пункт 1 части 3 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

Основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и общероссийскими общественными объединениями журналистов (часть 5 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях).

На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях).

Журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять следующие действия:

1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;

2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия;

3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

4) принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

5) скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи (часть 7 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях).

Приказом Роскомнадзора от 22.03.2021 № 30 (далее Приказ № 30) утвержден вид и описание знака (признака) представителя средств массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии. Отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии состоит из бейджа и специального жилета журналиста (пункт 1 Приказа № 30).

Бейдж журналиста выполняется в виде прямоугольной карточки, размером не менее 95 x 140 мм, изготовленной из бумаги плотностью 200 г/м2, белого цвета, содержащей надпись "ПРЕССА", идентификационные данные журналиста (фотография, фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность (при наличии), редакции средства массовой информации (наименование (название) средства массовой информации, дату и номер регистрации средства массовой информации), дату выдачи бейджа и срок его действия (при наличии), инициалы, фамилию и подпись главного редактора средства массовой информации. Установлены требования к бейджу журналиста (пункты 2-6 Приказа № 30).

Специальный жилет журналиста изготавливается из ткани повышенной видимости с элементами из световозвращающих материалов, предназначенной для обеспечения видимости журналиста в дневное и ночное время, неонового зеленого цвета, содержащей надпись "ПРЕССА". Надпись "ПРЕССА", нанесенная черным цветом на прямоугольную белую световозвращающую полосу с кантом черного цвета, размещается на спине и спереди (на груди) специального жилета. Установлены требования к специальному жилету журналиста (пункты 7-10 Приказа № 30).Основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста (пункт 12 Приказа № 30).

В соответствии с пунктом 13 Приказа № 30 во время проведения публичного мероприятия журналист выполняет все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

Журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не должен проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации (пункт 14 Приказа № 30).

Протоколом об административном правонарушении Сорокину В.Б. вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, выразившееся в следующем:

«25 декабря 2021 года в период времени с 12.00 до 14.00 Сорокин В.Б., находясь на публичном мероприятии в форме одиночного пикета в качестве журналиста сетевого издания «Мы и власть», на территории памятника <адрес> города Новосибирска, не выполнил законное требование сотрудника полиции ЕКВ об устранении нарушений приказа Роскомнадзора от 22.03.2021 № 30 «Об утверждении вида и описания знака (признака) представителя средства массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии» либо о прекращении участия в данном публичном мероприятии. Обязанность участника публичного мероприятия, предусмотренную пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно у Сорокина В.Б. отсутствовал один из отличительных знаков представителя средств массовой информации - специальный жилет журналиста, данное требование Сорокину В.Б. вынесено неоднократно».

На основании указанного протокола об административном правонарушении Сорокин В.Б. привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.

Судья районного суда пришел к выводу о том, что Сорокин В.Б., присутствуя на публичном мероприятии и имея при себе отличительный знак журналиста в виде бейджа, не выполнил законное требование сотрудника полиции о необходимости иметь еще один отличительный знак журналиста – специальный жилет «Пресса», был предупрежден о необходимости устранить недостатки, либо прекратить противоправные действия, не выполнив требования сотрудника полиции, совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия.

С выводами судьи согласиться не могу.

Как следует из ответа Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу от 28.12.2021 № 20572-04/54 интернет-ресурс «Мы и власть» зарегистрирован в качестве средства массовой информации с формой распространения «сетевое издание», учредителем и главным редактором является Сорокин В.Б.

Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. В силу статьи 47 закона журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию; присутствовать на митингах и демонстрациях.

Рапортами сотрудников полиции и видеозаписями подтверждено, что Сорокин В.Б. находился в месте проведения публичного мероприятия с бейджем журналиста установленной формы и обращение к нему сотрудника полиции связано с наличием отличительного признака журналиста.

Протоколом об административном правонарушении также вменяется, что Сорокин В.Б. находился на публичном мероприятии в форме одиночного пикета в качестве журналиста сетевого издания «Мы и власть».

Достоверно установлено, что отличительный признак – специальный жилет журналиста у Сорокина В.Б. отсутствовал.

Из рапортов сотрудников полиции, видеозаписей также следует, что на площади Ленина проходили одиночные пикеты, большую часть времени, отраженного на видеозаписи, одиночный пикет проводит ДЯА с плакатом «<данные изъяты>», каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности проведения публичного мероприятия, в материалы дела не представлено и в протоколе об административном правонарушении и иных материалах не заявлено.

Сведений о том, что одиночные пикеты нескольких граждан были объединены общим замыслом и преследовали одну цель, а потому могли быть расценены как единое публичное мероприятие, без надлежащего уведомления органов публичной власти, также не имеется.

Напротив, из содержания рапорта врио заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) ГУ МВД России по Новосибирской области ЕКВ следует, что участники одиночных пикетов нарушений Закона о публичных мероприятиях не допускали, расстояние между ними составляло более 30 метров и цели проведения данных мероприятий были разными, определенного участника (организатора), который бы координировал действия всех пикетирующих, не имели. На протяжении всего периода проведения публичного мероприятия присутствовали несколько человек, которые по визуальным признакам являлись представителями средств массовой информации, а некоторые имели бейджи с названиями СМИ, имели при себе видеоаппаратуру и брали интервью от участников публичного мероприятия (л.д. 6-9).

В судебном заседании должностное лицо ИНО пояснила, что Сорокин В.Б. участником пикетов не являлся, выполнял журналистскую деятельность, и поскольку он не выполнил требования либо надеть жилет либо прекратить осуществлять журналистскую деятельность, в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении.

Анализируя вышеизложенные положения законодательства, регулирующего порядок проведения публичных мероприятий, полагаю, что материалами дела не доказаны обстоятельства участия Сорокина В.Б. в публичном мероприятии и статус участника публичного мероприятия, что в случае невыполнения требований сотрудника полиции о прекращении участия в публичном мероприятии, проводимом с нарушением закона, могло бы повлечь привлечение к административной ответственности как участника публичного мероприятия.

Содержание видеозаписей, а также пояснения Сорокина В.Б., рапортов сотрудников полиции не позволяют сделать вывод о том, что Сорокин В.Б. не может быть идентифицирован как журналист, что он нарушает обязанности участника публичного мероприятия, ведет какую-либо агитацию, использует средства наглядной агитации, выдвигает лозунги или призывы или иным способом осуществляет действия, выражает свои убеждения в соответствии с целями и задачами какого-либо из одиночных пикетов.

Из представленных в материалы дела видеозаписей следует, что Сорокин В.Б. ведет видеотрансляцию с площади имени Ленина и действий сотрудников полиции, дает комментарии, при этом не осуществляя действия, которые позволяли бы расценивать его как участника публичного мероприятия.

Таким образом, анализируя положения Закона о публичных мероприятиях, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, невыполнение требований сотрудников полиции влечет административную ответственность в случае, если лицо является участником публичного мероприятия.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 26 июня 2018 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» в пункте 33 разъяснено, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении обстоятельств, приведенных в частях 3 и 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, необходимых для квалификации действий Сорокина В.Б. как участника публичного мероприятия, не содержит, такие обстоятельства должностным лицом при возбуждении дела об административном правонарушении и судьей при рассмотрении дела установлены не были.

Полагаю в настоящем деле доказательств невыполнения Сорокиным В.Б. как участником публичного мероприятия требований сотрудника полиции не представлено, в связи с чем постановление судьи районного суда подлежит отмене с прекращением производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░ 20.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░

7а-228/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Сорокин Виктор Борисович
Другие
Кондрюков Михаил Викторович
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Конева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--nsk.sudrf.ru
28.03.2022Материалы переданы в производство судье
24.05.2022Судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее