Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3482/2024 от 04.02.2024

    Судья: Апудина Т.Е.          адм. дело N 33а-3482/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2024 года                                                          г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Пудовкиной Е.С. и Гулевича М.И.,

при секретаре Исмаилове Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-4996/2023 с апелляционной жалобой администрации г.о.Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 7 декабря 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя администрации г.о.Тольятти Самарской области Чинаевой Ю.В. и представителя прокуратуры Самарской области Никитиной Е.С., судебная коллегия

                                          установила:

исполняющий обязанности прокурора г.Тольятти Самарской области в интересах Сохнышова Н.И., Срочинской Т.Ф., Свинцова В.Л., Севриной Л.А. обратился в суд в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском к администрации г.о.Тольятти, ООО «УК N 1 ЖКХ» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, указав, что в ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что Сохнышов Н.И. ДД.ММ.ГГГГ г. обращался в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об оборудовании <адрес> внутренним и наружным пандусами; Срочинская Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года обращалась с заявлением в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об оборудовании подъезда N № многоквартирного дома N № по <адрес> внутренним и наружным пандусами; Свинцов В.Л. ДД.ММ.ГГГГ г. с заявлением об оборудовании подъезда <адрес> внутренним и наружным пандусами; Севрина Л.А. ДД.ММ.ГГГГ г. с заявлением об оборудовании <адрес> внутренним и наружным пандусами. Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалидов, указанные лица нуждаются в техническом средстве реабилитации кресле-коляске.

Обследование общедомового имущества и жилого помещения Сохнышова Н.И. не проводилось, заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирных домах с учетом их потребностей муниципальной комиссией не принято.

Муниципальной комиссией проведено обследование общедомового имущества и жилых помещений инвалидов, расположенных по адресам: <адрес>. В результате обследования комиссией вынесены заключения N ДД.ММ.ГГГГ. о возможности приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в котором проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

До настоящего времени беспрепятственный доступ инвалидов к жилым помещениям и общему имуществу в указанных многоквартирных домах не обеспечен.

Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО «УК N 1 ЖКХ».

С учетом уточнений прокурор просил обязать администрацию г.о.Тольятти в течении <данные изъяты> года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ Сохнышову Н.И. к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, Срочинской Т.Ф. к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> Свинцову В.Л. к жилому помещению, расположенному по адресу:                   <адрес> Севриной Л.А. к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ                             по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

ДД.ММ.ГГГГ года судом в качестве соответчика к участию в деле привлечено ООО «УК N 1 ЖКХ».

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 7 декабря 2023 г. требования прокурора с учетом уточнения удовлетворены частично, в части административного иска в отношении Сохнышева Н.И. производство прекращено в связи с отказом прокурора от иска (л.д. 134-144).

В апелляционной жалобе администрация г.о. Тольятти ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного (л.д. 149-153).

Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. гражданское дело передано на рассмотрение по правилам административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда (л.д. 163-165).

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой г. Тольятти проведена проверка по вопросам соблюдения органом местного самоуправления законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее:

Срочинская Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г. установлена <данные изъяты> <данные изъяты>, что подтверждается справкой ДД.ММ.ГГГГ г. Свинцову В.Л., ДД.ММ.ГГГГ г. установлена <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ г. Севриной Л.А., <данные изъяты> г. установлена <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается справкой <данные изъяты>

Согласно индивидуальным программам реабилитации или реабилитации инвалида инвалидность Срочинской Т.Ф., Свинцова В.Л., Севриной Л.А. связана с расстройством двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения - в кресле-коляске.

Срочинская Т.Ф. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> Свинцов В.Л. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Севрина Л.А. зарегистрирована и проживает по адресу<адрес>

Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО «УК N 1 ЖКХ».

ДД.ММ.ГГГГ. от Срочинской Т.Ф. поступило заявление в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов о проведении обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г<адрес> на предмет приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.

Муниципальной комиссией вынесено заключение N <данные изъяты> г. о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном <адрес>, в части оборудования подъезда пандусом и подъемным механизмом.

ДД.ММ.ГГГГ г. от Свинцова В.Л. поступило заявление в муниципальную комиссию о проведении обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. <адрес>, на предмет приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.

Муниципальной комиссией вынесено заключение N № г. о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном <адрес>, в части оборудования крыльца подъезда пандусом и лестничного марша внутри подъезда от уровня входа до уровня первого этажа подъемным механизмом.

ДД.ММ.ГГГГ г. от Севриной Л.А. поступило заявление в муниципальную комиссию о проведении обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.

Муниципальной комиссией вынесено заключение N <данные изъяты> г. о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в <адрес>, в части оборудования крыльца подъезда пандусом и лестничного марша внутри подъезда от уровня входа до уровня первого этажа подъемным механизмом.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 2, ст. 12, ст. 36, ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребителей инвалидов", исходил из того, что администрация г. Тольятти является надлежащим ответчиком по делу, так как принимает решения об организации доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирных домах для инвалидов; установив, что пандус на месте колясочного спуска перед входным узлом в подъезды многоквартирных жилых домов в котором приживают истцы, не установлены, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п.п. 1, 3 абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для инвадидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр) или иного подъемного устройства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с п. 6 Правил № 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 12 Правил № 649).

Согласно п. 14 Правил № 649, перечень мероприятий может включать в себя:

а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Разделом III установлены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил № 649).

Согласно п. 22 Правил № 649, для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, что доступность жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домам, где зарегистрированы и проживают Срочинская Т.Ф., Свинцов В.Л., Севрина Л.А., с учетом их потребностей как инвалидов, не обеспечена, входная группа и тамбур в подъезде не соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, содержащимся в Правилах обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме N <данные изъяты>, пандусы либо подъемные механизмы отсутствуют, что не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела.

Из выше изложенного следует, что Администрация г.о. Тольятти является надлежащим исполнителем обязанности по приспособлению подъездов жилых домов по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалидов, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на администрацию г. Тольятти обязанности устранить допущенное нарушение, осуществив соответствующие мероприятия, поскольку утвержденные мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирных жилых домах, где проживают Срочинская Т.В., Свинцов В.Л. и Севрина Л.А., не выполнены.

Следует отметить, что администрация как орган местного самоуправления должна обеспечить за счет средств местного бюджета, а в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов с использованием финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, осуществление мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Срочинская Т.Ф., Свинцов В.Л., Севрина Л.А., с учетом их потребностей как инвалидов, и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, что предусмотрено пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", отклоняются судом апелляционной инстанции со ссылкой на обязанность создания условий соблюдения прав инвалидов при наличии технической возможности вне зависимости от времени постройки объекта социальной инфраструктуры.

Также отклоняется судебной коллегией довод о недостаточности установленного судом времени для устранения недостатков: при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию административного ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неправильном применении норм материального права.

Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебного акта апелляционная жалоба не содержит, в связи, с чем отсутствуют основания для ее удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

                                         определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

        ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –

        ░░░░░ -

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-3482/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Срочинская Т.Ф.
Свинцов В.Л.
Сохнышов Н.И.
Прокуратура г.Тольятти
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
ООО Управляющая компания № 1 Жилищно-коммунального хозяйства (ООО УК № 1 ЖКХ)
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.02.2024[Гр.] Передача дела судье
07.02.2024[Гр.] Судебное заседание
07.02.2024[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства
09.02.2024Передача дела судье
12.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее