Дело № 2-4/2024
УИД 11RS0012-01-2023-000971-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Ивановой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
24 января 2024 года гражданское дело по иску Потаповой Л.А. к администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми о признании права отсутствующим, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, исправлении реестровой ошибки, установлении границы земельного участка
установил:
Потапова Л.А. обратилась в суд к администрации МР «Прилузский» с иском об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, внесении изменений в сведения, установлении границы земельного участка. Требования истцом мотивированы тем, что является наследником ФИО6, которой на праве ПНВ был предоставлен земельный участок площадью 0,37 га. Кадастровым инженером Паневым В.В. проведены кадастровые работы по уточнению местоположения земельного участка, расположенного в с. Спаспоруб Прилузского района, <адрес>, площадью 2 100 кв.м., заказчиком работ выступала ФИО4 Между тем, правообладателем указанного земельного участка ФИО4 не являлась. Далее, истец узнала о проведении кадастровых работ на её земельном участке Чергиновым Д.А., в связи с чем обратилась в АМР «Прилузский» с претензией об отказе в предоставлении земельного участка ФИО10 Истец направила в Управление Росрестра сведения о площади спорного участка, при этом Управление указано, что разрешение вопроса производится в судебном порядке. Также истцом было обнаружено, что 21.04.2023 года образован земельный участок с кадастровым № по адресу: с. Спаспоруб Прилузского района Республики Коми, <адрес>, при этом его границы накладываются на земельный участок, принадлежащий истцу. С учетом изложенного, Потапова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском.
На основании определения суда от 16.10.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Вилижанинова В.А.
В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования дополнены и уточнены в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать отсутствующим право собственности администрации МР «Прилузский» на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район, СП «Спаспоруб», <адрес>, кадастровый №; исключить из ЕГРН сведения о данном земельном участке и его границах; признать реестровой ошибкой внесенные в ЕГРН сведения о местоположении границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, с установлением границы земельного участка с надлежащими координатами, указанием площади 0,37 га., и внесением изменений в сведения ЕГРН о местоположении границы земельного участка; в судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований с учетом дополнений и уточнений настаивает.
Представитель истца Цынгин В.В., действующий на основании доверенности от 09.10.2023 года, на удовлетворении иска Потаповой Л.А. с учетом дополнений и уточнений настаивает.
Представитель ответчика администрации МР «Прилузский» в судебном заседании не присутствует, предоставлен отзыв о несогласии с иском, полагая себя ненадлежащим ответчиком, просили о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо кадастровый инженер Панев В.В. в судебном заседании не присутствует, извещался надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, конверт с судебными документами вернулся в адрес суда за истечением срока хранения, в то же время, согласно составленной судом телефонограммы с уточнёнными исковыми требованиями Потаповой Л.А. согласен.
Третьи лица – Чергинов Д.А., Вилижанинова В.А., представители администрации СП «Спаспоруб», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике в судебном заседании не присутствуют, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель администрации СП «Спаспоруб» просили о рассмотрении дела без их участия.
Суд полагает возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ
Заслушав правовую позицию стороны истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании пункта 2 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки являются объектами земельных отношений.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений частей 2 и 7 статьи 1, части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 2, пунктом 3, 9 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых отнесено площадь, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке №, площадью 2 100 +/- 16 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Собственником земельного участка с 11.06.2014 года является Потапова Л.А.. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.10.2023 №.
Также в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым №, расположенным по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Прилузский муниципальный район, СП «Спаспоруб», с. Спаспоруб, <адрес>, площадью 956 +/- 11 кв.м. Земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. В соответствии с ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» орган Администрации МР «Прилузский» уполномочен на распоряжение таким земельным участком (выписка из ЕГРН от 04.10.2023 №).
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзац четвертый п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым № является смежным с земельным участком с кадастровым №, принадлежащим Потаповой Л.А.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. N 659 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель.
В соответствии с пунктом 8 Положения утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
В силу ст. 13 ФЗ РФ от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Так, в целях выявления всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых земельных участков в 2002 году была проведена инвентаризация земель населенного пункта с. Спаспоруб Прилузского района Республики Коми.
По результатам проведенной инвентаризации земель составлен Перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № с. Спаспоруб МО «Прилузский район» РК по состоянию на 2002 год, в котором имеются сведения о владельцах земельных участков.
Согласно технического отчета владельцем земельного участка с инвентарным номером № общей площадью 2 100 кв.м., на основании свидетельства ПНВ от 31.07.1992 года №, является ФИО5 Владельцем земельного участка с инвентарным номером № площадью 2 000 кв.м. являлась администрация с. Спаспоруб. Земельный участок под инвентарным № выдан Прилузскому филиалу АО «Связь» (узел связи) площадью 1 400 кв.м.
В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
На основании ст. 7 "Земельного кодекса РСФСР" (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Бесплатно земельные участки передаются в собственность граждан, в т.ч. для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности - в пределах норм, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 36 ЗК РСФСР предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Из имеющихся в деле документов следует, что администрацией Спаспорубского сельсовета на основании решения от 31.07.1992 года № на праве пожизненного наследуемого владения предоставлены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства: ФИО6 общей площадью 0,37 га, о чем ей выдано свидетельство ПНВ №; ФИО5 площадью 0,21 га., о чем выдано свидетельство ПНВ №; Районному узлу связи площадью 1 400 кв.м., о чем выдано свидетельство №.
Отсюда, суд приходит к выводу, о том, что на момент инвентаризации земель, в 2002 году по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Спаспоруб, <адрес> Спаспорубским сельским советом было фактически выделено 2 земельных участка, ФИО6 и ФИО5, однако инвентарный № присвоен лишь земельному участку, предоставленному ФИО5 То есть, следует предположить, что при составлении технического отчета были нарушены нормы земельного законодательства в части присвоения земельным участкам инвентарных номеров, учитывая, что при наличии двух свидетельство ПНВ, земельным участкам, принадлежащим ФИО6 и ФИО5 должны были быть присвоены разные инвентарные номера.
Установлено, что ФИО6 умерла 06.11.1997 года.
В силу ст. 534 Гражданского кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.01.1996, с изм. от 16.01.1996) каждый гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его (не исключая предметов обычной домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям.
Исходя из свидетельства о праве на наследство по завещанию от 18.06.1998 года, выданного нотариусом Прилузского района, наследство после смерти ФИО6 в виде целого бревенчатого жилого дома, находящегося в с. Спаспоруб, д. Шиловская Прилузского района РК, надворных построек: бани, амбара, хлева, расположенных на земельном участке размером 0,37 га., приняла её внучка ФИО7
Также после смерти ФИО6 наследство в виде обыкновенных именных акций приняла её дочь ФИО5, о чем ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону от 08.05.2001 года.
Согласно свидетельства о заключении брака, копия которого имеется в материалах дела, ФИО8 07.11.1999 года заключил брак со ФИО7, после заключения брака брачующимся присвоена фамилия «ФИО14».
Следовательно, с 06.11.1997 года владельцем права пожизненного владения земельным участком площадью 3 700 кв.м., расположенного в с. Спаспоруб д. <адрес> Республики Коми, является Потапова (Швиндя) Л.А.
Справкой АСП «Спаспоруб» установлено, что на основании постановления главы администрации с. Спаспоруб № от 23.11.1999 года изменен адреса с д. Шиловской на <адрес>.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, подлежат регулированию Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Нормой статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности предусмотрено, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 Федерального закона N 221-ФЗ, является межевой план, технический план или акт обследования.
Установлено, что кадастровым инженером ООО «Рифей» Паневым В.В. были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади принадлежащего ФИО5 земельного участка, их результаты оформлены межевым планом от 06.12.2013 года. По результатам кадастровых работ площадь земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, составила 2 100 +/- 16 кв.м.
Согласно свидетельства о смерти от 21.07.2022 года ФИО5 умерла 10.07.2022 года.
После смерти ФИО5 наследство, в виде денежных вкладов, ввиду отказа от наследства Потаповой Л.А., приняла дочь ФИО12, о чем ей нотариусом Прилузского нотариального округа выдано свидетельство о праве на наследство от 12.01.2023 года.
Статья 60 ЗК РФ определяет, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах.
Статья 36 часть 7 Земельного кодекса РФ (действ. до 01.03.2015 года) устанавливала, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 37 указанного Закона в результате кадастровых работ заказчику передается, в том числе межевой план. Межевой план является необходимым документом для проведения кадастрового учета (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона).
Исходя из части 1 статьи 38 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Для выявления реестровой ошибки по инициативе истца судом назначалась судебная землеустроительная экспертиза, проведение который было поручено ООО «Кадастровый центр» Интеграция».
Выводы эксперта ООО «Кадастрового центра» Интеграция» ФИО9 содержаться в заключении, предоставленном суду.
Вопрос 1. Имеется ли возможность установить границу земельного участка, площадью 0,37 га, по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Спаспоруб, <адрес> если имеется, то предоставить суду варианты.
Установить границу земельного участка площадью 0,37 га, по адресу: <адрес> возможно путем исправления реестровой ошибки в отношении земельного участка с КН №.
При проведении топографической съемки объекта экспертизы, расположенного по адресу: <адрес>, было установлено, что имеются ограничения в формировании границы участка обусловленные, во- первых, наличием с юго-востока земельного участка под автомобильную дорогу республиканского значения с КН № (с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования (для размещения автомобильной дороги Занулье - Матвеевская - Гарь - Коржинский на участке Занулье - граница Кировской области), во-вторых, наличием существующих опор линий электропередач (ЛЭП 0,4 кВ), в-третьих, наличной существующий грунтовой дороги с северо-западной стороны объекта экспертизы.
Вопрос 2. Определить, соответствуют ли фактические границы земельного участка площадью 0,37 га, расположенного по адресу: <адрес>, сведениям, содержащимся в ЕГРН; если нет, то установить, в результате чего возникло несоответствие?
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью 2100 кв. м. (0,21 га) (согласно Свидетельства на ПНВ №), соответственно, фактические границы земельного участка площадью 3700 кв.м. (0,37 га) (согласно Свидетельства на ПНВ №) не соответствуют сведениям ЕГРН.
Несоответствие возникло в связи с ошибкой, допущенной при проведении инвентаризации в 2002 г. (не учтен земельный участок площадью 0,37 га согласно свидетельства ПНВ №, на месте его фактического местоположения зафиксирован участок площадью 0,21 га согласно Свидетельства на ПНВ №), что в дальнейшем повлекло за собой ряд несоответствий в записях похозяйственной книги и Решении совета муниципального района «Прилузский» № Ш-30/5 от 30.06.2010, которым было утверждено местоположение границ земельного участка, граничащего с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, которое стало исходным документом при подготовке межевого плана по уточнению границ и площади в отношении ранее учтенного земельного участка с КН №.
Вопрос 3. Имеется ли реестровая ошибка при постановке земельного участка площадью 0,37 га, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Спаспоруб, <адрес>, на кадастровый учет. В случае выявления реестровой ошибки, предложить варианты её исправления.»,
При постановке земельного участка площадью 0,37 га, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровый учет была допущена реестровая ошибка в части исходных документов, используемых для подготовки межевого плана.
Исправить реестровую ошибку возможно, при подготовке межевого плана по исправлению реестровой ошибки в отношении земельного участка с КН № в предлагаемых экспертом границах с учетом Свидетельства на ПНВ № согласно Приложению 3.
Вопрос 4. Возможно ли воспроизвести площадь и конфигурацию земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,37 га, по правоустанавливающим документам, а именно, свидетельству ПНВ №, выданного ФИО6, без нарушения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №? Если возможно, указать варианты.
Площадь и конфигурацию земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,37 га воспроизвести без нарушения границ и площади земельного участка с КН 11:01:7901002:796 не представляется возможным, так как на местности территория площадью 0,37 га полностью включает в себя территорию земельного участка с КН № и ограничивается <адрес>, грунтовой дорогой и территорией радиоузла, что соответствует описанию смежных земельных участков по Свидетельству на ПНВ № на площадь 0,37 га.
В силу положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
У суда нет оснований ставить под сомнение мнение эксперта, который обладает, по мнению суда, специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, о чем дал соответствующую подписку, при этом заключение дано подробно и полно, отвечает на поставленные перед ним вопросы, в связи с чем, суд полагает возможным принять экспертное заключение в качестве допустимого доказательства.
Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты, либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав. Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в вопросе нахождения границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной части земельного участка. При этом решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с абзацем 4 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из смысла пункта 52 указанного постановления следует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации.
Исходя из приведенных разъяснений, иск о признании права (обременения) отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Из буквального толкования статьи 61 Закона следует, что исправление реестровой ошибки может быть тогда, когда между собственниками земельных участков отсутствует спор о фактическом местоположении границы, а имеет место недостоверность внесенных в государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков. Исправление ошибки в координатах характерных точек, если она имеется, не должно приводить к уменьшению площади земельных участков, принадлежащие на праве собственности ответчикам, а также к изменению конфигурации земельного участка.
Таким образом, требования об исправлении реестровой ошибки подлежат удовлетворению при доказанности совокупности следующих обстоятельств: сведения о координатах границ земельных участков ответчика имеют пересечения с границами земельных участков, находящихся в собственности истцов и между сторонами отсутствует спор о праве о принадлежности в юридическом пользовании ответчика (в границах, учтенных в реестре) той или иной части земли.
Сторона истца в качестве обоснования требований ссылается на ошибочность установления первоначальных координат принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым № при его формировании, и, как следствие, последующее образование земельных участков спорящих сторон, что привело к несоответствию кадастровых границ участков по сведениям, имеющимся в ЕГРН, с фактическими границами земельных участков на местности.
Поскольку характер требований Потаповой Л.А. направлен на установление верной границы земельного участка, установление которой, как следует из заключения экспертизы невозможно без смещения не только кадастровых, но и фактических границ участка, находящегося в ведении ответчика, и, как следствие, изменения конфигурации и площадей участков, что неизбежно влечет изменение объема прав на данные участки, земельный спор судом не может быть разрешен посредством исправления реестровой ошибки, поскольку это приведет к неправильному разрешению спора, следовательно, требования истца о признании реестровой ошибки удовлетворению не подлежат.
В пункте 5 части 2 статьи 14, частях 10, 11 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплен механизм уточнения местоположения границ земельных участков при отсутствии возможности их однозначно определить по правоустанавливающим документам, в частности, при возникновении споров по границам и необходимости их установления в судебном порядке.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что граница земельного участка ответчика, нарушает права Потаповой Л.А. на пользование принадлежащим ей земельным участком.
Следует отметить, что установление судом границы земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 г., вопрос № 21).
Отсюда, поскольку Потапова Л.А. является правообладателем земельного участка с кадастровым №, по итогам рассмотрения дела выявлено нарушение прав истца при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка со стороны собственника земельного участка с кадастровым №, в связи с чем, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об установлении границы земельного участка с кадастровым № по варианту, предложенному экспертом ООО «Кадастрового центра» Интеграция» в координатах точек, приведенных в приложении № экспертного заключения: <адрес> площадью 3 699,50 кв.м.
Также судом достоверно установлено, что в собственности ответчика администрации МР «Прилузский» незаконно находится земельный участок с кадастровым №, а потому избранный истцом способ защиты нарушенного права о признании права отсутствующим соответствует материальному закону, установленным фактическим обстоятельствам и специфике земельного законодательства.
Поскольку право собственности ответчика на спорный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН, у суда имеются основания для признания отсутствующим права собственности администрации МР «Прилузский» на земельный участок с кадастровым №, исключении из ЕГРН сведений о нем.
Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
В частности, согласно пункту 4 части 8 статьи 41 названного Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Потаповой Л.А. к администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми о признании права отсутствующим, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, исправлении реестровой ошибки, установлении границы земельного участка – удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право собственности администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Прилузский муниципальный район, сельское поселение «Спаспоруб», <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым №, расположенным по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Прилузский муниципальный район, сельское поселение «Спаспоруб», <адрес>.
Установить границу земельного участка, принадлежащего Потаповой Л.А., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, по варианту, предложенному экспертом ООО «Кадастровый центр» Интеграция» в координатах точек: <адрес>, с указанием площади 3 699,50 кв.м.
Решение суда является основанием для внесения изменений о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Иск Потаповой Л.А., заявленный к администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми, об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы земельного участка с кадастровым № – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий