Дело № 12-177/2023
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2023 года город Уфа
Судья Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Тухбатуллина Л.Х., рассмотрев жалобу Щербацкого Алексея Александровича на постановление административной комиссии Калининского района ГО г.Уфа РБ от 21 февраля 2023 года № 2-660/2023 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях Щербацкого Алексея Александровича,
установил:
Постановлением административной комиссии Калининского района ГО г.Уфа РБ от 21 февраля 2023 года № 2-660/2023 Щербацкий А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Щербацким А.А. подана жалоба, в которой он просит отменить постановление административной комиссии Калининского района ГО г.Уфа РБ от 21 февраля 2023 года № 2-660/2023, ссылаясь на процессуальные нарушения.
На судебное заседание Щербацкий А.А., представитель административной комиссии Калининского района ГО г. Уфа РБ не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.1 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, вынесенное судьей - в вышестоящий суд.
Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ административными комиссиями, созданными в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами. Таким законом в Республике Башкортостан является Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях.
Согласно ст. 6.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил размещения движимых вещей на детской игровой, спортивной, хозяйственной площадках, площадках для отдыха, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП Российской Федерации» статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения.
Однако, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно части 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола, а в материалах дела должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и должен быть возвращен административному органу.
В судебном заседании установлено, что постановлением административной комиссии Калининского района ГО г. Уфа РБ от 21 февраля 2023 года № 2-660/2023 Щербацкий А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей, по тем основаниям, что 9 февраля 2023 года в 13 час. 14 мин. по адресу: <адрес>, выявлен факт парковки автомобиля с государственным номером №, принадлежащего Щербацкому А.А., на хозяйственной площадке.
Изучив материалы дела, судом установлено, что фиксация правонарушения произведена с использованием фотоаппарата телефона «Самсунг», не относящегося к техническим средствам, работающим в автоматическом режиме. Таким образом, лицо должно быть извещено о времени и месте составления протокола надлежащим образом.
Вместе с тем, в материалах дела сведений о надлежащем извещении Щербацкого А.А. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении не имеется.
Протокол № 914 об административном правонарушении составлен 9 февраля 2023 года без участия Щербацкого А.А., сведения о получении им протокола об административном правонарушении в административном материале также отсутствуют.
Допустимых доказательств того, что Щербацкий А.А. был извещен надлежащим образом о месте дате и времени рассмотрения составленного протокола по делу об административном правонарушении, как того требует Российское законодательство, в материалах дела также не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела не установлено факта создания необходимых условий для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, и выявлен факт существенного нарушения должностным лицом требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, являющегося основополагающим процессуальным документом по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, суд находит жалобу Щербацкого А.А. на постановление административной комиссии Калининского района ГО г.Уфа РБ от 21 февраля 2023 года № 2-660/2023 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях подлежащей удовлетворению.
В силу положений со ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей ст. 6.5 КоАП Республики Башкортостан об административных правонарушениях, составляет 2 месяца.
Поскольку со дня совершения административного правонарушения – 9 февраля 2023 года прошло более двух месяцев, производство по настоящему делу подлежит прекращению, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, судья
решил:
Жалобу Щербацкого Алексея Александровича на постановление административной комиссии Калининского района ГО г.Уфа РБ от 21 февраля 2023 года № 2-660/2023 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях Щербацкого Алексея Александровича, удовлетворить.
Постановление административной комиссии Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан № 2-660/2023 от 21 февраля 2023 года о привлечении к административной ответственности Щербацкого Алексея Александровича по ст. 6.5 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях» отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан либо непосредственно в Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья Л.Х. Тухбатуллина