<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 января 2020 года город Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Мышакиной С.А., с участием истца Корнейковой Н.В., представителя истца - Захарова С.В., представителя ответчика - Рудова П.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корнейкковой Н,В. к администрации Суражского района Брянской области об обязании принять ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Корнейкова Н.В. обратилась в суд с указанным данным заявлением, в котором указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, которое до 2015 г. относилось к зоне отселения. В июне 2019 г. она добровольно выехала из зоны радиоактивного загрязнения и проживает по адресу: <адрес>, в связи с чем, имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии со ст. 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Постановлением администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу в постановке на жилищный учет отказано, поскольку он относится к категории граждан, переселившихся в добровольном порядке в зону радиоактивного загрязнения после ДД.ММ.ГГГГ, которым в силу ч. 3 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 указанного закона не предоставляются.
С указанным постановлением истец не согласен, поскольку полагает, что он относится к категории граждан выехавших добровольно на новое место жительства из зоны отселения в 1986 г. и последующие годы, и имеет право на улучшение жилищных условий, в связи с чем, с учетом уточненных исковых требований, просил суд признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Суражского района принять его на учет в качестве такового с даты обращения с соответствующим заявлением к ответчику.
В судебном заседании истец Корнейкова Н.В. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Захаров С.В. уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что основанием для отказа Корнейковой Н.В. в постановке на жилищный учет послужил указанный в ее удостоверении период проживания в радиоактивной зоне с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала в <адрес> и из указанного населенного пункта не выезжала.
Представитель ответчика - Администрации Суражского района Брянской области ФИО5 уточненные исковые требования не признал и пояснил, что в удостоверении, выданном Корнейковой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, как гражданину, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение, период проживания в <адрес> указан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Корнейкова Н.В. относится к категории граждан, переселившихся в добровольном порядке после ДД.ММ.ГГГГ в зоны радиоактивного загрязнения, которым в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 указанного Закона, не предоставляются.
Представитель третьего лица - Департамента строительства Брянской области по доверенности Петрунин Р.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, предоставил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований Корнейковой Н.В. отказать.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Из копии удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ серии АЭ №, следует, что Корнейкова Н,В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, является лицом, проживавшим в зоне отселения - <адрес> с периодом проживания с ДД.ММ.ГГГГ без указания даты убытия из указанной зоны. (л.д. №)
Согласно справке Рожновской сельской администрации Клинцовского района от ДД.ММ.ГГГГ Корнейкова Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. (л.д.№)
Из справок Ущерпской общеобразовательной школы им. Кравченко К.Я Клинцовского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Корнейкова Н.В. обучалась в Ущерпской средней школе и проживала в <адрес>. (л.д. №)
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Корнейкова Н.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта, а также копией домовой книги.(л.д№)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (утратило силу ДД.ММ.ГГГГ) территория <адрес> была относилась к зоне отселения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующему в настоящее время, территория <адрес> отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Реализовав свое право на отселение из зоны, подвергшейся радиоактивному воздействию, ДД.ММ.ГГГГ Корнейкова Н.В. выехала добровольно в чистую зону - <адрес>. (л.д.№)
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области ранее выданное Корнейковой Н.В. удостоверение гражданина проживающего в зоне отселения, подвергшегося радиоактивному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, заменено на удостоверение добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение серии №, в соответствии с которым он имеет право на компенсации и льготы, предусмотренными Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». (л.д.№)
Из копии паспорта истца, справки Кулажской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Корнейкова Н.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем Шлык Е.М., членом семьи которой она не является. (л.д.№
Из справки ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» межрайонное отделение № от ДД.ММ.ГГГГ № и выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в собственности Корнейковой Н.В. на территории субъектов РФ жилых помещений не имелось. (л.д. №)
Согласно копии учетного дела ДД.ММ.ГГГГ Корнейкова Н.В. обратилась в администрацию Суражского района Брянской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на том основании, что она относится к категории граждан выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение и отсутствием жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Суражского района Брянской области № Корнейковой Н.В. было отказано в постановке на жилищный учет на основании ч. 3 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой гражданам, переселившимся в добровольном порядке после ДД.ММ.ГГГГ в зоны радиоактивного загрязнения, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона не предоставляются. (л.д.№)
Представленные доказательства суд расценивает как относимые, допустимые и достоверные, а также достаточные для рассмотрения и разрешения дела по существу.
На основании установленных обстоятельств, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абз. 1 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – «Закон РФ №») гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. (абз. 2 ст. 3 Закона РФ №)
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы.
Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлен ст. 17 и ст. 22 Закона РФ №.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона РФ № гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.
В качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено, в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ст. 17 Закона РФ №).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названного мероприятия является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п.п. «е» п. 5 правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статья 17 Закона РФ № предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны проживания с правом на отселение вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к признанию их малоимущими.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ)
Установлено, что Корнейкова Н.В. в зону радиоактивного загрязнения после ДД.ММ.ГГГГ не переселялась, а проживала в ней с момента аварии (ДД.ММ.ГГГГ) и до момента добровольного выезда в чистую зону (ДД.ММ.ГГГГ) - <адрес>. Квартир, индивидуальных домовладений на территории субъектов РФ за истцом не значится.
При таких обстоятельствах, Корнейкова Н.В. относится к категории граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № и в соответствии с п. 7 ст. 17 названного Закона имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Доводы представителя ответчика о том, что истец относится к числу граждан, переселившихся в зону радиоактивного загрязнения после ДД.ММ.ГГГГ, которым в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона РФ № меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предоставляются, являются несостоятельными.
Несовпадение периодов фактического проживания истца в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, с данными, указанными в удостоверении лица добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, связано с тем, что при выдаче Корнейковой Н.В. удостоверения как лицу, добровольно выехавшему из зоны проживания с правом на отселение, Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области в удостоверении указал только единственный льготный статус гражданина, а также период проживания и статус населенного пункта, действующего на момент выезда гражданина за пределы зоны радиоактивного загрязнения в соответствии с Порядком оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина от ДД.ММ.ГГГГ № н.
Таким образом, отказ администрации Суражского района в постановке Корнейковой Н.В. на жилищный учет по основанию, указанному в ч. 3 ст. 22 Закона РФ № нельзя признать правомерным, так как нормы указанной части неприменимы к правоотношениям сторон.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отказ Корнейковой Н.В. в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным.
Учитывая положения ч. 3 ст. 52 ЖК РФ требования истца в части обязания администрации Суражского района Брянской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Корнейковой Н,В. удовлетворить в полном объеме.
Признать Корнейкову Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Суражского района Брянской области поставить ее на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (с мотивировочной частью).
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья