Дело № 2-1085/2023
УИД 21RS0025-01-2022-008078-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре судебного заседания Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Файсутдиновой В.В. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решения незаконным и возложении обязанности зарегистрировать семью в качестве малоимущей,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в интересах Файсутдиновой В.В. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, Учреждение) о признании решения отдела социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 08 сентября 2022 года об отказе регистрации семьи малоимущей в связи с превышением среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, установленной в Чувашской Республике, незаконным.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Московского района г. Чебоксары проведена проверка по обращению Файсутдиновой В.В. о несогласии с отказом отдела социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании ее семьи малоимущей, по результатам которой выявлены отдельные нарушения законодательства. Проверкой установлено, что Файсутдинова В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОСЗН Московского района г. Чебоксары с заявлением о регистрации ее семьи в качестве малоимущей. Решением ОСЗН Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Файсутдиновой В.В. отказано в регистрации семьи малоимущей по причине превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума в среднем на члена семьи на дату обращения. При расчёте среднедушевого дохода семьи были учтены следующие доходы: пенсия по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности -49858, 20 руб.; ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход <данные изъяты> в возрасте до 18 лет или инвалидам с детства 1 группы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 30 000 руб.; ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату ЖКУ -1724,21 руб.; ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на двоих детей- 68 856 руб.; ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 08 до 17 лет; совокупный доход семьи - 216 165,41 руб. Среднедушевой доход семьи Файсутдиновой В.В., состоящей из 6 человек, составил 12 009, 19 руб. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной помощи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512. Согласно п.п. «д» п.1 указанного Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, в т.ч. пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами). ФИО, <данные изъяты> рождения, является ребенком-инвалидом, его мать Файсутдинова В.В. является получателем компенсационной выплаты, которая в соответствии с вышеуказанным Перечнем, не должна включаться при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, устанавливаются Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», получателем которых Файсутдинова В.В., не является. Таким образом, при расчете среднедушевого дохода семьи Файсутдиновой В.В. включение ежемесячной выплаты по уходу за <данные изъяты> ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рожденяи, КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии произведено неверно. Считают, что отказ в удовлетворении требований представления прокуратуры района, а также в признании семьи Файсутдиновой В.В. малоимущей, вследствие необоснованного учета в доход семьи ежемесячных выплат по уходу за ребенком-инвалидом ФИО, является незаконным.
В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района г. Чебоксары Севастьянова О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истица Файсутдинова В.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика КУ Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Дроздова И.А. исковые требования не признала, пояснив суду, что Указом Президента РФ № 175 от 26 февраля 2013 года установлена ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы, то есть с января 213 года неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами устанавливается не компенсационная выплата, которая не учитывается в составе совокупного дохода), а ежемесячная выплата, которая должна быть учтена в составе совокупного дохода как социальная выплата из федерального бюджета.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статей, 38, 39 Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка в том числе семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.
Порядок регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2001 года №180 (далее Порядок).
Регистрация производится на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина по месту жительства либо месту его пребывания в отделе казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (п.2 Порядка).
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и дохода малоимущих одиноко проживающих граждан, а также виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода малоимущих семей и дохода малоимущих одиноко проживающих граждан, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3 Порядка).
Пунктом 5.1. Порядка установлено, что решение об отказе в регистрации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) принимается, помимо прочего, превышения размера среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) над величиной прожиточного минимума, установленной в Чувашской Республике на дату обращения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 года № 395 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Чувашской республике на 2022 год» величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Чувашской Республике на 2022 год установлена в размере 11 832 руб. и по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособного населения в размере 12 896 руб., для пенсионеров -10 175 руб., для детей - 11 476 руб.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Файсутдинова В.В. обратилась в отдел социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары с заявлением о регистрации её семьи в качестве малоимущей.
К заявлению были приложены сведения о доходах семьи, об имуществе, принадлежащей на праве собственности.
При расчёте среднедушевого дохода семьи были учтены следующие доходы: пенсия по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности - 49858,20 руб.; ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за <данные изъяты> в возрасте до 18 лет или инвалидам с детства 1 группы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 30 000 руб.; ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату ЖКУ -1 724,21 руб.; ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на двоих детей - 68 856 руб.; ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 08 до 17 лет; совокупный доход семьи - 216 165,41 руб. Среднедушевой доход семьи Файсутдиновой В.В., состоящей из 6 человек, составил <данные изъяты>
Решением КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ Файсутдиновой В.В. отказано в регистрации семьи в качестве малоимущей по причине превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума, установленной в Чувашской Республике на дату обращения.
Из материалов дела следует, что за период, подлежащий учету для определения дохода семьи, Файсутдинова В.В. являлась получателем выплаты по уходу за <данные изъяты> ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 10 000 руб., соответственно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 30 000 руб., на основании Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход <данные изъяты>
Статьей 27 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от № 175 от 26 февраля 2013 года «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 01 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10 000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы» утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет, или инвалидами с детства 1 группы, в п. 3 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата производится к установленной ребенку - инвалиду в возрасте 18 лет или инвалиду с детства 1 группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В соответствии с п. 4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку - инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства 1 группы.
Таким образом, ежемесячно выплачиваемая истцу на содержание ребенка - инвалида пенсия по инвалидности и доплата к ней за уход по своей правовой природе является надбавкой, установленной к пенсии по инвалидности за уход за инвалидом, и не подлежит учету при определении размера среднедушевого дохода семьи.
В связи с указанным обстоятельством, то есть в целях устранения правовой неопределенности обусловлено внесение изменений п. п. «г» п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года № 489 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384», вступившего в законную силу 1 апреля 2021 года о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты не учитываются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен Федеральным законом от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).
На основании ст. 5 Федерального закона № 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
В соответствии с абзацем вторым подпункта «д» п. 1 указанного Перечня при расчете дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
В силу вышеприведенного правового регулирования, при расчёте среднедушевого дохода семьи не подлежат учёту компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
В письме Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 27-3/10/В-17434 «О практике исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся назначения и осуществления отдельных мер социальной поддержки с применением оценки среднедушевого денежного дохода» разъяснено, что к указанным исключаемым компенсационным выплатам можно отнести компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», а также ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установленные подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», имеющим детей, которые также носят компенсационный характер.
Таким образом, при исчислении совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина в целях оказания им государственной социальной помощи, учёт указанных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, Перечнем не предусмотрен.
Установленная Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, является мерой социальной поддержки, направленной на усиление социальной защищенности детей-инвалидов, на обеспечение полноценного ухода за ними, создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения их жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, а также на восполнение материальных потерь для лиц, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости ухода за <данные изъяты>.
В пункте 9 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 закреплено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объёма и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами не подлежала учёту при исчислении среднедушевого дохода семьи для оценки ее нуждаемости, в связи с чем, суд приходит к выводу о неправомерности отказа в регистрации семьи Файсутдиновой В.В. в качестве малоимущей по причине превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожитого минимума, установленного в Чувашской Республике на дату обращения.
Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с этим признаются судом несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах требования истца о признании решения отдела социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе регистрации семьи Фасхутдиновой В.В. малоимущей в связи с превышением среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, установленной в Чувашской Республике и возложении обязанности на Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики зарегистрировать семью Фасхутдиновой В.В. в качестве малоимущей с ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать решение отдела социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе регистрации семьи Фасхутдиновой В.В., <данные изъяты> малоимущей в связи с превышением среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, установленной в Чувашской Республике, незаконным.
Возложить обязанность на Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр представления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики зарегистрировать семью Фасхутдиновой В.В. в качестве малоимущей с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: судья З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ