ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Гурман З.В.
УИД 04RS0007-01-2023-001140-06
пост.24.05.2023
дело № 21-99/2023
РЕШЕНИЕ
4 июля 2023 года г.Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Управляющая компания «Содружество» на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 03.05.2023, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы ООО «Управляющая компания «Содружество» на постановление административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ № 93 от 01.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» в отношении ООО «Управляющая компания «Содружество»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Железнодорожного района г.Улан-Удэ № 93 от 01.03.2023 ООО «Управляющая компания «Содружество» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2011г. N 2003-IV "Об административных правонарушениях", и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 03.05.2023 постановление административной комиссии оставлено без изменения, жалоба представителя ООО «Управляющая компания «Содружество» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Бурятия, представитель ООО «Управляющая компания «Содружество» Темников А.Г. просит отменить постановление административной комиссии и решение суда, ссылаясь на их незаконность.
В заседании вышестоящего суда представитель ООО «Управляющая компания «Содружество» по доверенности Герасимов М.А. доводы жалобы поддержал.
Представитель административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ по доверенности Скворцова Л.С., должностное лицо Стукалов В.Г. с жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 21 Закона Республики Бурятия от 05 мая 2011 г. №2003-IV «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за невыполнение или выполнение с нарушением сроков проведения работ по содержанию фасада здания, строения, сооружения, установленных правилами благоустройства, утвержденными муниципальными правовыми актами.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 г. N 447-42 утверждены Правила благоустройства территорий городского округа "Город Улан-Удэ".
Как предусмотрено п. п. 5.2.3 Правил благоустройства территории городского округа «город Улан-Удэ», ответственные лица за благоустройство обязаны при содержании зданий, строений, сооружений обеспечить своевременную очистку крыш, козырьков, карнизов, балконов и лоджий от сосулек, снежного покрова и наледи.
Согласно п. 6.7 Перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, содержащегося в Приложении к Правилам благоустройства территории городского округа «город Улан-Удэ», очистка от наледей кровель, крыш, козырьков должна производиться в течение трех календарных дней с момента обнаружения, в период оттепели – ежедневно, удаление сосулек с кровель, крыш, козырьков – ежедневно.
Из протоколов по делу об административном правонарушении №№ 043-ж. 044-ж, 045-ж, 046-ж от 15.02.2023 следует, что ООО «УК Содружество», являясь ответственным лицом за содержание многоквартирных жилых домов №№... по ул. <...> г. Улан-Удэ, в период с 07 февраля 2023 г. по 13 февраля 2023 г. допустило нарушение п. 6.7 Перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, содержащегося в Приложении к Правилам благоустройства территории городского округа «город Улан-Удэ», утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30 августа 2018 г. №447-42 (в части периодичности удаления сосулек с кровель, крыш, козырьков).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Управляющая компания «Содружество» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 21 Закона Республики Бурятия "Об административных правонарушениях".
Судья районного суда, оставляя без изменения постановление административного органа, не согласилась с доводами заявителя жалобы о том, что проверка деятельности общества была проведена в отсутствие приказа о проведении проверки, без участия контролируемого лица, без составления акта проверки, без составления акта осмотра территорий, посчитав их безосновательными, и пришел к выводу о том, что в данном случае административное правонарушение зафиксировано не в ходе проверочных мероприятий, предусмотренных положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а при исполнении уполномоченными должностными лицами Приказа руководителя МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ «О проведении рейдов на территории городского округа «город Улан-Удэ» по соблюдению Правил благоустройства юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями» от 23 января 2023 г.
Вместе с тем, районным судом не учтено следующее.
Согласно пунктов 16.1, 16.2 Правил благоустройства, контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 15.08.2012 N 342, а также в соответствии с Положением о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22.12.2021 N 273-29 (п. 16.1 в ред. Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 27.04.2022 N 302-32)
В рамках контроля за соблюдением настоящих Правил уполномоченные лица:
- выявляют факты нарушения требований настоящих Правил на территории города;
- выдают лицам, нарушившим требования настоящих Правил, требования об устранении нарушений с указанием срока устранения;
- составляют протоколы об административных правонарушениях;
- осуществляют подготовку и направление материалов в органы, уполномоченные привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
Порядок осуществления контрольных мероприятий и контрольных действий предусмотрен разделом 4 Положения о муниципальном контроле.
Контрольные мероприятия могут проводиться как в форме взаимодействия с контролируемым лицом, так и без такого взаимодействия.
Согласно п.4.1 Положения при осуществлении контроля в сфере благоустройства при взаимодействии контрольным органом могут проводиться следующие виды контрольных мероприятий и контрольных действий в рамках указанных мероприятий:
1) инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), получения письменных объяснений, инструментального обследования);
2) документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов, экспертизы);
3) выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования, испытания, экспертизы).
Для проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного органа, в котором указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Пунктом 4.3 Положения предусмотрено, что без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются следующие контрольные мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
2) выездное обследование.
Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных органов на основании заданий руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного органа.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) проводится без взаимодействия с контролируемым лицом в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (п.4.4.1 Положения).
Выездное обследование проводится без взаимодействия с контролируемым лицом и без его информирования в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (п.4.4.1 Положения).
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах осуществляются:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
В силу п. 4.5 Положения оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных мероприятий, указанных в настоящем Положении.
Таким образом, контроль за соблюдением Правил благоустройства может осуществляться на основании указанного Положения, где не предусмотрено проведение такого контрольного мероприятия как рейд.
Административной комиссией при составлении протоколов об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления не устанавливалось в каком порядке, из предусмотренных приведенным выше Положением, проводились контрольные мероприятия и контрольные действия должностными лицами Управления административного контроля.
Судьей районного суда данным обстоятельствам оценка не дана.
Положения КоАП РФ не предусматривают возможность устранения на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу нарушений, допущенных административным органом на стадии рассмотрения дела и вынесения постановления, в частности, функция суда по рассмотрению жалобы на постановление отделена от функций спорящих сторон, суд не вправе в той или иной форме подменять деятельность административного органа, которая предписана ему законом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии и решение судьи подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 3 мая 2023 года, постановление административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 1 марта 2023г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2011г. N 2003-IV "Об административных правонарушениях" в отношении ООО «Управляющая компания «Содружество» отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Н.А.Матвеева