Судья: Наточеева М.А. адм. дело № 33а-263/2023
УИД: 63RS0039-01-2022-000525-22
Дело № 2-1251/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2023 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.,
при секретаре Брагиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара на решение Ленинского районного суда города Самары от 26 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного ответчика администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара по доверенности - Никитина К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя административного истца прокурора г. Самара по доверенности - Никитиной Е.С., представителей заинтересованных лиц Департамента транспорта Администрации г.о. Самара по доверенности - Пименовой М.В., ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14» по доверенности - Фруктовой А.И., Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности - Шупиковой К.Я., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Самары обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара с требованием об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Самары проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14». Проверкой установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14», расположенных по адресам: <адрес>, отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, что существенно нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г. Самара просил суд обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
В рамках рассмотрения дела к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве соответчиков - администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара, администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 26 мая 2022 года исковые требования прокурора г.о. Самары в интересах неопределенного круга лиц к администрации внутригородского Промышленного района г.о. Самара, администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара об обязании совершить действия удовлетворены.
Суд обязал администрацию внутригородского Промышленного района г.о. Самара, администрацию Красноглинского внутригородского района г.о. Самара оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов в границах внутриквартальных проездов по адресу: г<адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 (л.д. 99-103).
В апелляционной жалобе представитель администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара - Жуков А.Г. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного (л.д. 107-112).
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 ноября 2022 года постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда (л.д. 145-146).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» понятие парковки (парковочного места) определено как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
В соответствии с пунктом 5.7.5 ГОСТа Р 52289-2019 «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, РАЗМЕТКИ, СВЕТОФОРОВ, ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ» Знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок и участков дороги, предназначенных для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой г. Самары проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, в результате которой установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14», расположенных по адресам: г<адрес> отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, медицинские учреждения расположены на внутриквартальной территории.
Отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
Помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано в оперативное управление ГБУЗ «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 января 2018 г. № 108 «О прекращении права оперативного управления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14» на государственное недвижимое имущество и его передаче в оперативное управление государственному бюджетному учреждении «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» (л.д. 52-53).
Помещение № площадью 112,9 кв. м, 1 этаж, комнаты №, расположенное по адресу: <адрес>, находится в пользовании ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14» на основании договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года сроком на 10 лет (л.д. 55-60).
В ходе осуществленного ДД.ММ.ГГГГ специалистами Департамента транспорта Администрации г.о. Самара выездного обследования участков улично-дорожной сети, прилегающих к зданиям ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14», установлено, что в непосредственной близости к зданию поликлиники по адресу: г<адрес> имеется площадка с твердым покрытием. Вход в здание поликлиники осуществляется по тротуару, прилегающему к внутриквартальному проезду. На имеющейся асфальтной площадке, находящейся от входа в здание на расстоянии около 15-20 метров возможно оборудовать одно парковочное место для инвалидов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 (л.д. 71-73).
Доказательства невозможности организации парковочных мест, которые являются предметом спора, стороной административных ответчиков не представлены в соответствии с требованиями статьи 62 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что автомобильные дороги, расположенные по <адрес> не входят в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный Постановлением Администрации городского округа Самара от 22 сентября 2014 года № 1441, и не являются собственностью городского округа Самара. Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, надлежащими ответчиками по делу являются администрация Красноглинского внутригородского района городского округа Самара и администрация Промышленного внутригородского района городского округа Самара.
Факты ненадлежащего исполнения администрациями внутригородских районов мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, выразившиеся в отсутствии оборудованных парковочных мест для парковки транспортных средств инвалидов, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Принимая во внимание то обстоятельство, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к ряду социально-значимых объектов администрациями внутригородских районов не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Самарской области от 6 июля 2015 г. № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов», установлено, что за внутригородскими районами городского округа Самара закрепляются вопросы местного значения городского округа из числа установленных в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по решению которых разграничиваются между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Уставе городского округа Самара приведен перечень вопросов местного значения, закрепленных за администрациями внутригородских районов, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородских районов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородских районов, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 7.1 Устава).
Доводы апелляционной жалобы о том, что мероприятия по организации и оборудованию парковочных мест для автотранспорта инвалидов по адресу: г<адрес>, должны осуществляться администрацией г.о. Самара либо самой организацией системы здравоохранения, не исключают ввиду вышеуказанных положений законов и Устава г.о. Самара обязанности администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара по организации парковочных мест, являющихся предметом спора, учитывая то обстоятельство, что вход в здание поликлиники осуществляется по тротуару, прилегающему к внутриквартальному проезду. Доказательств отнесения указанной части дороги к дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара, стороной ответчика не представлено, как и не представлено доказательств невозможности организации парковки в указанной части дороги.
Из Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08 августа 2019 года № 444 следует, что внутриквартальный проезд - объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам.
В соответствии с абзацем 7 статьи 19 Закона Самарской области от 6 июля 2015 г. № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» организация благоустройства территории внутригородского района, включая ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района относиться к компетенции администрации внутригородского района городского округа Самара.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мероприятия по организации и оборудованию парковочных мест для автотранспорта инвалидов по адресу: г. <адрес>, должны осуществляться собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором расположено медицинское учреждение, поскольку предполагаемое место парковки является прилегающей территорией дома, также отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
В пределах земельного участка с кадастровым номером № расположены многоквартирные жилые дома, в том числе дом <адрес>, однако земельный участок непосредственно под домом № не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, тогда как в силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 26 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 24 января 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Наточеева М.А. адм. дело № 33а-263/2023
УИД: 63RS0039-01-2022-000525-22
Дело № 2-1251/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
10 января 2023 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.,
при секретаре Брагиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара на решение Ленинского районного суда города Самары от 26 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного ответчика администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара по доверенности - Никитина К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя административного истца прокурора г. Самара по доверенности - Никитиной Е.С., представителей заинтересованных лиц Департамента транспорта Администрации г.о. Самара по доверенности - Пименовой М.В., ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14» по доверенности - Фруктовой А.И., Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности - Шупиковой К.Я., руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 26 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме будет изготовлено в течение десяти дней.
Председательствующий:
Судьи: