Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2227/2024 (33а-15939/2023;) от 29.12.2023

Судья: Шиндяпин Д.О. адм. дело № 33а-2227/2024

УИД: 63RS0040-01-2023-002562-82 (33а-15939/2023)

№ 2а-3280/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2024 г. г. Самара     

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.,

судей Роменской В.Н., Сивохина Д.А.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Малаканова В.И. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 26 июля 2023 г.,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., судебная коллегия

установила:

Малаканов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области, прокуратуре Самарской области о признании незаконным бездействия административных ответчиков по рассмотрению обращений заявителя.

В обоснование заявленных требований указал, что 21 декабря 2022 г. он в электронной форме направил заявление о мошеннических действиях работников больницы им. Ерошевского в ГУ МВД России по Самарской области. 09 февраля 2023 г. аналогичное обращение было направлено им в прокуратуру Самарской области. 13 января 2023 г. он получил промежуточный ответ ГУ МВД России по Самарской области. 15 февраля 2023 г. им получен промежуточный ответ прокуратуры Самарской области.

Полагая, что административными ответчиками допущено незаконное бездействие, административный истец просил суд признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Самарской области, прокуратуры Самарской области по надлежащему принятию мер по заявлению истца, обязать ГУ МВД России по Самарской области, прокуратуру Самарской области дать ответ и поставить на контроле рассмотрение заявлений истца.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 26 июля 2023 г. административные исковые требования Малаканова В.И. оставлены без удовлетворения (л.д. 100-105).

В апелляционной жалобе Малаканов В.И. просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт (л.д. 108-110).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В суде апелляционной инстанции административный истец Малаканов В.И. заявил ходатайство об отказе от административных исковых требований, заявленных к прокуратуре Самарской области. В остальной части поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на том что решение суда подлежит отмене, а его требования к ГУ МВД России по Самарской области - удовлетворению. Пояснил, что, подавая иск к ГУВД, он имел ввиду всю систему органов внутренних дел, по чьей вине его обращение не было рассмотрено.

Представитель административного ответчика прокурор Никитина Е.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала, что отказ административного истца от административных исковых требований, заявленных к прокуратуре Самарской области, не противоречит требованиям законодательства.

Представители административного ответчика ГУМВД России по Самарской области Ремиханова В.А., Андреев Д.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагали, что решение суда является законным, оснований для его отмены не имеется, доводы апелляционной жалобы считают несостоятельными. Пояснили, что сотрудник, передававший материал по обращению Малаканова В.И. в Росздравнадзор уволен, опросить его по факту передачи обращения Малаканова В.И. не представляется возможным.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Возражений относительно принятия отказа Малаканова В.И. от административных исковых требований, заявленных к прокуратуре Самарской области от лиц, участвующих в деле не поступило.

Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со статьей 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Применительно к изложенному установлено, что отказ административного истца от части административных исковых требованиях, а именно требований, заявленных к прокуратуре Самарской области, является добровольным, отказ от части административных исковых требований выражен в письменной форме, подписан уполномоченным на это административным истцом, и не противоречит положениям КАС РФ, иным федеральным законам и не нарушает прав сторон и других лиц. Совершение указанного распорядительного действия по данной категории административных дел допускается, последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, о том, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, заявителю разъяснены и понятны.

При таких данных, судебная коллегия полагает, что отказ от части административных исковых требований подлежит принятию, в связи с чем, в указанной части надлежит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по административному делу в части требований, от которых административный истец отказался.

Проверив материалы дела в отношении требований административного истца, заявленных к ГУ МВД России по Самарской области, УМВД России по г. Самара, начальнику ОП №4 У МВД России по г. Самаре Кормазову Д.А., заместителю начальника полиции УМВД России по г. Самара Гусеву М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что 22 декабря 2022 г. Малаканов В.И. обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением по вопросу мошеннических действий работников больницы им. Ерошевского (л.д. 6-8).

Согласно сведениям управления делопроизводства и режима ГУ МВД России по Самарской области (далее – УДиР) указанное обращение зарегистрировано в ГУ МВД России по Самарской области 23 декабря 2022 г. за номером № (л.д. 20).

Как следует из материалов дела, и подтверждено информационной карточкой обращения № №, рассмотрение указанного обращения поручено У МВД России по г. Самаре.

В адрес Малаканова В.И. направлен ответ от 09 января 2023 г. за исх. №№ за подписью заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г. Самаре Гусева М.В. о том, что обращение Малаканова В.И. рассмотрено, на основании пункта 69 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № №, обращение зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) 09.01.2023 г за номером №. Дальнейшее рассмотрение обращения регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. О результатах будет сообщено дополнительно (л.д. 62, 86).

Фактическое направление ответа от 09 января 2023 г. за исх. №№ на электронный адрес Малаканова В.И. подтверждено выпиской из сервиса электронного документооборота МВД России и административным истцом не оспаривалось.

В дальнейшем, как следует из материалов дела, 18 января 2023 г. материал по обращению Малаканова В.И. поступил в ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре, зарегистрирован в КУСП за № № от 18 января 2023 г. По результатам рассмотрения обращения принято решение о его направлении для рассмотрения в Росздравнадзор Самарской области (л.д. 87, 88, 89).

О направлении материала по обращению Малаканова В.И. поступившего в ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре, и зарегистрированного в КУСП за № № от 18 января 2023 г. в адрес Росздравнадзор Самарской области для проведения проверки Малаканову В.И. сообщение письмом № № без даты (л.д. 90).

Между тем, доказательства направления указанного письма в адрес административного истца в материалы дела не представлены.

Разрешая административные исковые требования, заявленные к ГУ МВД России по Самарской области, УМВД России по г. Самара, начальнику ОП №4 У МВД России по г. Самаре Кормазову Д.А., заместителю начальника полиции УМВД России по г. Самара Гусеву М.В., суд исходил из того, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о законности действий административного ответчика и об отсутствии нарушения прав Малаканова В.И. в связи с рассмотрением его обращения.

С такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, так как они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответственно, неверном применении норм материального права.

Так, в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу статьи 2 названного Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 10).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8).

В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Из материалов дела следует, что 22 декабря 2022 г. Малаканов В.И. обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением по вопросу мошеннических действий работников больницы им. Ерошевского (л.д. 6-8).

Согласно сведениям управления делопроизводства и режима ГУ МВД России по Самарской области (далее – УДиР) указанное обращение зарегистрировано в ГУ МВД России по Самарской области 23 декабря 2022 г. за номером № (л.д. 20).

Как следует из материалов дела, и подтверждено информационной карточкой обращения № №, рассмотрение указанного обращения поручено У МВД России по г. Самаре (л.д. 88).

В адрес Малаканова В.И. направлен ответ от 09 января 2023 г. за исх. №№ за подписью заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по г. Самаре Гусева М.В. о том, что обращение Малаканова В.И. рассмотрено, на основании пункта 69 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. №№, обращение зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) 09 января 2023 г за номером №. Дальнейшее рассмотрение обращения регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. О результатах будет сообщено дополнительно (л.д. 62, 86).

Фактическое направление ответа от 09 января 2023 г. за исх. №№ на электронный адрес Малаканова В.И. подтверждено выпиской из сервиса электронного документооборота МВД России и административным истцом не оспаривалось.

Установлено, что 18 января 2023 г. материал по обращению Малаканова В.И. поступил в ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Самаре, зарегистрирован в КУСП за № № от 18 января 2023 г. По результатам рассмотрения обращения принято решение о его направлении для рассмотрения в Росздравнадзор Самарской области (л.д. 87, 89).

В материалы дела представлена копия сопроводительного письма № № без даты, из содержания которого следует, что начальник отдела полиции по Октябрьскому району Кормазов Д.А. направляет в адрес руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области Еремеева А.Е. материал проверки КУСП № № от 18 января 2023 г. по подследственности для принятия решения в соответствии с действующим законодательством (л.д. 89).

Между тем, фактических доказательств направления материала проверки КУСП № № от 18 января 2023 г. по заявлению Малаканова В.И. от 23 декабря 2022 г. в адрес Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области, материалы дела не содержат.

Указанные доказательства также не были предоставлены в материалы дела в ходе рассмотрения апелляционной жалобе Малаканова А.А. в суде апелляционной инстанции.

Само по себе сопроводительное письмо не свидетельствует о направлении указанного материала в адрес руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области.

В материалы дела также представлена копия указанного сопроводительного письма, содержащая отметку о получении материала. Однако указанная отметка не позволяет установить, какого числа и кем был получен указанный материал (л.д. 67).

При этом, следует отметить, что согласно ответа Врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области Шорохова Е.С. № № от 8 июля 2024 г. на запрос суда апелляционной инстанции, в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области материал проверки КУСП № № от 18 января 2023 г. по заявлению Малаканова В.И. не поступал. Практики получения материалов проверки нарочно из отдела полиции в территориальном органе, не имеется. Материал проверки КУСП № № от 18 января 2023 г. в ОП по Октябрьскому району сотрудники территориального органа не забирала.

Таким образом, факт направления материала КУСП № № от 18 января 2023 г. по заявлению Малаканова В.И. в Территориальный орган Росздравнадзора по Самарской области не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, кроме того. указанное обстоятельство опровергается сведениями. представленными Врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области Шорохова Е.С. № № от 8 июля 2024 г.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии незаконного бездействия со стороны начальника отдела полиции по Октябрьскому району г. Самары Кормазова Д.А., выразившегося в ненадлежащем рассмотрении обращения Малаканова В.И. от 23 декабря 2022г.

При этом, как указывалось ранее, материалы дела также не содержат сведений о направлении в адрес Малаканова В.И. уведомления о направлении его обращения от 23 декабря 2022 г. по подследственности в Росздравнадзор Самарской области.

С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований, заявленных к ГУ МВД России по Самарской области, УМВД России по г. Самара, начальнику ОП №4 У МВД России по г. Самаре Кормазову Д.А., заместителю начальника полиции УМВД России по г. Самара Гусеву М.В., и принятии в указанной части нового решения о признании незаконным бездействие начальника отдела полиции по Октябрьскому району У МВД России по г. Самаре Кормазова Д.А. по ненадлежащему рассмотрению обращения Малаканова В.И. от 23 декабря 2022 г.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, не вмешиваясь в компетенцию административного органа и не предрешая существо решения, которое должно быть им принято, полагает необходимым обязать начальника отдела полиции по октябрьскому району У МВД России по г. Самаре Кормазова Д.А. организовать надлежащее рассмотрение обращения Малаканова В.И. от 23 декабря 2022 г.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что с учетом отказа Малаканова В.И. от административных исковых требований, заявленных к прокуратуре Самарской области и принятием его судебной коллегией, в указанной части решение суда подлежит отмене с прекращением производства по административному делу в части требований, от которых административный истец отказался. В остальной части решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований Малаканова В.А. о непредоставлении должностными лицами органов внутренних дел ответа на его заявление.

Руководствуясь ст.ст. 304, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░..

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 23 ░░░░░░░ 2022 ░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░ 2024 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-2227/2024 (33а-15939/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Малаканов В.И.
Ответчики
УМВД России по г. Самара
Начальник ОП №4 У МВД России по г.Самаре Д.А. Кормазов
Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Гусев М.В.
ГУ МВД России по Самарской области
Прокуратура Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.12.2023Передача дела судье
06.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее