№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2023 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
Председательствующего судьи Власовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тимаковой К.В.,
с участием представителя истцов Щепилова А.В., Щепиловой Т.Н., Кондратьевой А.В. по доверенности Валенцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Щепилова Андрея Викторовича, Щепиловой Татьяны Николаевны, Кондратьевой Анастасии Викторовны к администрации города Тулы, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, управляющей компании обществу с ограниченной ответственностью «Этажи» об исправлении реестровой ошибки, признании права собственности на земельный участок,
установил:
Щепилов А.В., Щепилова Т.Н., Кондратьева А.В. обратились в суд с иском к администрации города Тулы об исправлении реестровой ошибки, признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что Щепилов А.В., Щепилова Т.Н. и Кондратьева (до перемены фамилии Щепилова) А.В. являются собственниками жилого <адрес>, площадью 264,3 кв. метров, с кадастровым номером № на основании Решения Центрального районного суда города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единой государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись государственной регистрации права.
Согласно вышеуказанному решению суда за истцами признано право общей долевой собственности на указанный дом после смерти Щепилова В.В., который являлся супругом Щепиловой Т.Н., отцом Щепилова А.В. и Кондратьевой (до перемены фамилии Щепиловой) А.В. Доли истцов в праве общей долевой собственности на дом составили: 2/3 – за Щепиловой Т.Н., и по 1/6 доли – за Щепиловым А.В. и Кондратьевой А.В.
Вышеуказанный жилой дом был возведен бывшим собственником Щепиловым В.В. в ДД.ММ.ГГГГ году на месте старого жилого дома, который находился в его собственности на основании договора купли-продажи с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой деревянный дом, расположенный на земельном участке мерою 2.402,9 кв. метров, находящийся в <адрес> под номером один, был продан Тихомировой К.И. Щепилову В.В. <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Щепилову В.В. было разрешено строительство дома на указанном земельном участке.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 264,3 кв. метров введен в эксплуатацию по завершении строительства в ДД.ММ.ГГГГ году.
В соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, было принято на технический учет ДД.ММ.ГГГГ. Площадь земельного участка составила 2.106,6 кв. метров. Владельцем указан Мудрый Владимир Родионович.
По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано изменение границ земельного участка, в результате чего его площадь составила 2.402,9 кв. метров.
По данным последней технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке площадью по документам 2.403,0 кв. метров, по фактическому пользованию 2.504,0 кв. метров, в том числе самовольно занятая земля площадью 101,1 кв. метров.
Фактически используемый земельный участок, на котором расположен жилой дом истцов, принадлежал прежним собственникам дома на основании вышеперечисленных документов, которые добросовестно, открыто и непрерывно владели и пользовались указанным выше земельным участком и границах, обозначенных на схеме расположения земельного участка, которые не нарушают права и интересы смежных землепользователей, с 1950 года (времени принятия дома на первичный технический учет) и по настоящее время.
Ссылаясь на положения ст. 7 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе», ст. 9.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подп. 5 п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, истцы полагают, что имеют бесспорное право на приватизацию земельного участка под жилым домом с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
В целях уточнения местоположения границ земельного участка истцы обратились к кадастровому инженеру Алтынову В.И. за проведением кадастровых работ для последующего оформления данного земельного участка. В результате проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка площадь земельного участка под указанным выше жилым домом составила 2487 кв. метров.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления им в собственность данного земельного участка, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.
Согласно данному отказу, формируемый земельный участок частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером 71:30:090306:959, и, помимо этого, данный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зона застройки малоэтажными жилыми домам (Ж-2).
Согласно заключению кадастрового инженера Алтынова В.И., в результате полученных сведений в виде КПТ № от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено наложение границ смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на строения, расположенные в границах образуемого земельного участка.
Таким образом, имеет место факт допущения реестровой ошибки. Так, при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером №, неправильно произведено межевание в определении границ участка, в связи с чем произошло пересечение кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в территориальной зоне Ж-2, с фактическими границами земельного участка, на котором находится жилой дом истцов, расположенной в территориальной зоне Ж-1. Устранить самостоятельно причины, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок истцы не могут, в связи с чем вынуждены обратиться в суд. Отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности на спорный земельный участок лишает истцов возможности реализовать свои права собственников.
С учетом изложенного, истцы просят суд признать недействительным результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3.818 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для среднеэтажной застройки, расположенного по адресу: <адрес>; исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3.818 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для среднеэтажной застройки, расположенного по адресу: <адрес>; признать право собственности на земельный участок, общей площадью 2487+/-17 кв. метров под жилым домом с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, за истцами следующим образом: за Щепиловой Татьяной Николаевной – 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2.487 кв. метров; за Щепиловым Андреем Викторовичем – 1/6 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2.487 кв. метров;- за Кондратьевой Анастасией Викторовной – 1/6 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 2.487 кв. метров; установить границы земельного участка общей площадью 2.487 кв. метров под жилым домом с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для индивидуального жилищного строительства, согласно следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Определениями суда ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Государственная жилищная инспекция Тульской области; в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, управляющая компания ООО «Этажи».
Истцы Щепилов А.В., Щепилова Т.Н., Кондратьева А.В. в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, уполномочили представлять свои интересы в суде Валенцеву Е.А. на основании доверенности.
Представитель истцов Щепилова А.В., Щепиловой Т.Н., Кондратьевой А.В. по доверенности Валенцева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Ответчики администрация города Тулы, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, управляющая компания ООО «Этажи» в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не уведомили, возражений не представили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Тарунтаев С.И., Комарова В.И., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Государственная жилищная инспекция Тульской области в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не уведомили, возражений не представили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения (абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25).
Таким образом, ответчики администрация города Тулы, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, управляющая компания ООО «Этажи» являются лицами надлежащим образом уведомленными о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При указанных обстоятельствах, суд в соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истцов Щепилова А.В., Щепиловой Т.Н., Кондратьевой А.В. по доверенности Валенцевой Е.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 1 января 2017 года) кадастровой ошибкой является ошибка, допущенная при определении координат характерных точек границ земельного участка и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости.
Исходя из указанной нормы закона, суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Пунктом 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ определено, что земельным участком как объектом земельных отношений является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (в действующей редакции) земельные участки в числе других объектов недвижимости подлежат государственному кадастровому учету, под которым понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждающих прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 ст. 7 этого же Закона определено, что к уникальным характеристикам объекта недвижимости относятся, в том числе, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со ст. 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя, в частности, мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).
Пунктом 1 ст. 69 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно п. 7 ст. 69 Земельного кодекса РФ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1.4 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 8 апреля 1996 года, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.
В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 27 марта 2009 года № 4448 –ИМ/Д23 в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (далее - дополнительные сведения).
В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях». В состав межевого плана в указанном случае также включаются: заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях»; акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений).
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января2017 года) кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном этим Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Процедура исправления реестровой (ранее кадастровой) ошибки установлена в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 года № 42 (ред. от 20 января 2016 года) в соответствии с названным выше Федеральным законом.
Из п.п. 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление таких ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления реестровой (ранее – кадастровой) ошибки является: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении такой ошибки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Щепилов А.В., Щепилова Т.Н. и Кондратьева А.В. на основании решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого дома, площадью 264,3 кв. метров с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью приобретения права собственности на земельный участок, площадью 2.487 кв. метров по фактическому использованию, под жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, истцы обратились к кадастровому инженеру Алтынову В.И., которым была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Площадь сформированного земельного участка составила 2.487 кв. метров, границы определены координатами характерных точек н1-н2-н3-н4-н5-н6-н7-н8-н9-н10-н11-н12-н13-н14-н15-н16-н17-н1
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность данного земельного участка, однако получили отказ мотивированный тем, что формируемый земельный участок частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером №, и помимо этого, согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденным постановлением администрации города Тулы, испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зона застройки малоэтажными жилыми домам (Ж-2).
Согласно заключению кадастрового инженера Алтынова В.И., на образуемом земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером № (жилой дом). В результате полученных сведений в виде кадастрового плана территорий № от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено наложение границ смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на строения, расположенные в границах образуемого земельного участка.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3.818 кв. метров, распложенного по адресу: <адрес>, об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3.818 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, об установлении границ земельного участка общей площадью 2.487 кв. метров под жилым домом с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, по представленным координатам, признании права собственности на испрашиваемый земельный участок за истцами в порядке приватизации.
Разрешая требования истцов об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36 Конституции РФ).
Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка, вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имуществом, приобретая на него право собственности.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абз. 2 ст. 12 ГК защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с ранее действовавшим Земельным кодексом РСФСР - земля состояла в собственности государства и предоставлялась только в пользование.
Земельным кодексом РСФСР от 1991 года был предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность. В соответствии со ст. 30 указанного Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со ст. 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков.
Согласно ч. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимся в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшие у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса сохраняется.
Как следует из материалов дела, кадастровым инженером Алтыновым В.И. была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Площадь сформированного земельного участка составила 2.487 кв. метров, границы определены координатами характерных точек н1-н2-н3-н4-н5-н6-н7-н8-н9-н10-н11-н12-н13-н14-н15-н16-н17-н1
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (подп.8).
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (подп. 9).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (подп. 10).
Согласно п. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Согласно ст. 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В действующем законодательстве закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статья 36 Земельного кодекса РФ (п.п. 1, 3, 5) предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права собственности осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как было указано выше Щепилов А.В., Щепилова Т.Н. и Кондратьева А.В. на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого дома, площадью 264,3 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности после смерти Щепилова В.В., а именно: 2/3 доли в праве собственности признаны за Щепиловой Т.Н., и по 1/6 доли – за Щепиловым А.В. и Кондратьевой А.В. Право долевой собственности каждого из истцов на указанный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается записью в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует, что жилой дом площадью 264,3 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был возведен бывшим собственником Щепиловым В.В. в 1989 году на месте старого жилого дома, который находился в его собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что жилой деревянный дом, расположенный на истребуемом земельном участке, был продан Щепилову В.В. Тихомировой К.И.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, было принято на технический учет ДД.ММ.ГГГГ. Площадь земельного участка составила 2.106,6 кв. метров. Владельцем указан Мудрый В.Р. По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано изменение границ земельного участка, в результате чего его площадь составила 2.402,9 кв. метров.
Решением Центрального районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Щепилову В.В. было разрешено строительство дома.
По данным последней технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке площадью по документам 2.403,0 кв. метра, по фактическому пользованию 2.504,0 кв. метра, в том числе самовольно занятая земля площадью 101,1 кв. метра.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 264,3 кв. метров введен в эксплуатацию по завершении строительства в 1989 году.
Фактически используемый земельный участок, на котором расположен жилой дом истцов, принадлежал прежним собственникам дома на основании вышеперечисленных документов, которые добросовестно, открыто и непрерывно владели и пользовались указанным выше земельным участком и границах, обозначенных на схеме расположения земельного участка, которые не нарушают права и интересы смежных землепользователей, с 1950 года (времени принятия дома на первичный технический учет) и по настоящее время.
Желая реализовать свое право на приобретение земельного участка под вышеупомянутым жилым домом в собственность, истцы обратились к кадастровому инженеру за изготовлением схемы расположения земельного участка, а затем, с соответствующим заявлением и необходимыми документами о предоставлении вышеуказанного земельного участка - в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Согласно ответу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании п.п. 6, 7 ст.11.9, п. 16 ст. 11.10, ст. 39.16, п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в настоящее время у Министерства отсутствуют правовые основания для предварительного согласования предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, а также утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Как было указано выше, территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству (ч. 1 ст. 261 ГК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Процесс согласования местоположения границ земельных участков регламентирован в ст. 39 указанного Федерального закона. Результат согласования местоположения границ в соответствии со ст. 40 приведенного Федерального закона оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласование границ при межевании, как это следует из положений ст.т. 39, 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», имеет своей целью исключить нарушения прав землепользователя, в частности исключить захват участка (или его части) смежного землепользователя.
В соответствии с п. 1 Положения «О министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области», утвержденного Постановлением Правительства Тульской области № 452 от 13 октября 2016 года, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности области, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
В соответствии с подп. 55 п. 5 Положения Министерство обеспечивает государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, частей и изменений указанных земельных участков в случаях, установленных законодательством.
В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 20 Земельного кодекса РФ гарантирует гражданам право приобретения в собственность бесплатно земельных участков, которые имеются у них в пользовании.
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок (п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
На основании п.п. 58, 59 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Иск о признании права собственности подлежит удовлетворению только в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
Из анализа документов, имеющихся в материалах гражданского дела, а также земельного законодательства, можно сделать вывод о том, что препятствий к признанию права собственности на спорный земельный участок за истцами Щепиловым А.В., Щепиловой Т.Н. и Кондратьевой А.В. не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Щепилова Андрея Викторовича, Щепиловой Татьяны Николаевны, Кондратьевой Анастасии Викторовны к администрации города Тулы, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, управляющей компании обществу с ограниченной ответственностью «Этажи» об исправлении реестровой ошибки, признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3.818 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для среднеэтажной застройки, расположенного по адресу: <адрес>.
Исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3.818 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для среднеэтажной застройки, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать право собственности на земельный участок, общей площадью 2.487+/-17 кв. метров под жилым домом с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, за истцами следующим образом:
- за Щепиловой Татьяной Николаевной – 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 2.487 кв. метров;
- за Щепиловым Андреем Викторовичем – 1/6 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 2.487 кв. метров;
- за Кондратьевой Анастасией Викторовной – 1/6 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 2.487 кв. метров.
Установить границы земельного участка общей площадью 2.487 кв. метров под жилым домом с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для индивидуального жилищного строительства, согласно следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Ответчик вправе подать в Центральный районный суд г. Тулы заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2023 года
Председательствующий Ю.В. Власова