Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-30/2023 от 20.01.2023

Дело № 12-30/2023

39RS0004-01-2023-000188-12

Р Е Ш Е Н И Е

г.Калининград 01 августа 2023 года

Судья Московского районного суда г. Калининграда Юткина С.М.,

при секретаре ШичкинойП.В.,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» Красильниковой Елены Николаевны на постановление № от 21.12.2022, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении ФГУП ««Национальные рыбные ресурсы» к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзораот 21.12.2022ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (далее по тексту –ФГУП «Нацрыбресурс») признано виновным в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, т.е.в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ,и подвергнуто административному штрафу в размере 90 000 руб.

Оспаривая законность и обоснованность указанного выше постановления, а также отсутствие вины со стороны предприятия во вмененном административном правонарушении, ФГУП «Нацрыбресурс» обратилось в суд с жалобой, просит его отменить, мотивируя тем, что вопреки выводам должностного лица о ненадлежащем содержании очистных сооружений, предприятие исправно соблюдает требование п.2 ч.2. ст. 39 Водного кодекса РФ в части обслуживания очистных сооружений, выполняя все необходимы мероприятия. Так, на основании Технического регламента, утвержденного директором «Калининградского морского рыбного порта» - Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» от 28.01.2016г. постоянно проводится осмотр, замывка, наполнение фильтра, откачка, сбор отходов (при необходимости) и ремонт очистных сооружений «Нефтеловушка» объекта АЗС, расположенного по <адрес>. По итогам обследований ОС «Нефтеловушка» проведена замывка секций, промыт фильтр, выполнена откачка воды, выемка накопившегося осадка осуществлена. Сбор и вывоз образующихся на ОС «Нефтеловушка» отходов («Песка, загрязненного нефтью или нефтепродуктами, с содержанием нефти или нефтепродуктов менее 15%», «смета с территории») выполнена в специализированную организацию для дальнейшей утилизации. То обстоятельство, что указанные работы выполняется, подтверждается фактом приобретения предприятием материалов (песок, гравий) для подсыпки, либо полной замены фильтров очистных сооружений «Нефтеловушка».

Кроме того, защитник указывает, что ввиду особенности водного режима реки Товарной, по причине постоянного высокого уровня воды в реке, установка прибора учета невозможна, что исключает виновность предприятия. Обращает внимание, что при выдаче Правительством Калининградской области Разрешения на права пользования водным объектом, было организовано обследование специализированной организацией сетей и очистных сооружений ливневой канализации площадки АЗС, по результатам которых получено Заключение о невозможности установки прибора учета. Однако указанное обстоятельство не явилось основанием для отказа в выдаче Разрешения на пользованием водным объектом. Более того, по причине отсутствия технической возможности установки средств измерений, разрешено вести учет объем сброса сточных вод расчетным методом.

По причине того, что уровень воды в реке Товарная высокий, соответственно выпуск №2 подтоплен, труба находится под водой. Что делает невозможным ежемесячный отбор проб воды.

Ссылаясь на положения ст.1.5., 1.6, 26., 26.2 КоАП РФ, отсутствия вины юридического лица в совершении административного правонарушения, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник ФГУП «Нацрыбресурс» по доверенности Красильникова Е.Н. поддержала доводы жалобы, настаивает, что в данном случае отсутствует вина предприятия в совершении административного правонарушения, которое по причине высокого уровня воды в реке не может установить прибор учета. ФГУП «Нацрыбресурс» имеет все необходимые действующие разрешительные документы на водопользование, что свидетельствует о надлежащем выполнении правил водопользования.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения заявителя жалобы, заслушав должностное лицо, составившего протокол об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Пунктом 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации
установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать
в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения
и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести
в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами,
а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации
использование водных объектов для целей сброса сточных,
в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что 20.12.2019 ФГУП «Нацрыбресурс» выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование № . На основании указанного Решения предприятие осуществляет сброс сточных вод в акваторию реки Товарная через выпуск № 2, расположенный в точке с географическими координатами 54?41&apos;36,1503" с.ш., 20?27&apos;34,7626 в.д.

На основании решения от 12.10.2022 № должностными лицами Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГУП «Нацрыбресурс, в ходе указанной проверки должностным лицом административного органа было установлено (акт внеплановой выездной проверки от 03.11.2022 № ) не соблюдение предприятием правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

Так, согласно подпункту 2 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование одним из условий водопользования является содержание в исправном состоянии расположенных на водном объекте
и эксплуатируемых ФГУП «Нацрыбресурс» гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.3 Решения осуществление сброса производственных, дождевых и талых сточных вод производится через выпуск, выполненный из металлической трубы диаметром 150 мм, находящейся в бетонном коробе.

В ходе осмотра 21.10.2022, должностными лицами установлено, что выпуск № 2 полностью засыпан грунтом, что препятствует движению сточных вод. Доступ к выпуску ограничен, что подтверждается протоколом осмотра от 21.10.2022 № б/н.

Таким образом, сброс производственных, дождевых и талых сточных вод производится не в соответствии с подпунктом 8 пункта 2.3 Решения.

Подпунктом 10 пункта 2.3 Решения установлено, что учет объема сброса должен осуществляться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений. ФГУП «Нацрыбресурс» необходимо обеспечить установку контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов сбрасываемых сточных вод в срок до 30.06.2020.

В нарушение пункта 5 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователям учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 № 903, по состоянию на 03.11.2022 водоизмерительные приборы не установлены. Учет объема сброса сточных вод ведется расчетным методом, что подтверждается представленными ФГУП «Нацрыбресурс» сведениями, полученными в результате учета объема сброса сточных (дренажных) вод (формы 3.2).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.3 Решения ФГУП «Нацрыбресурс» должно осуществлять наблюдение за водным объектом и его водоохранной зоной
по программе, согласованной с отделом водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного Управления.

В ходе проверки представлена программа проведения измерений качества сточных вод, ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, зарегистрированная Отделом водных ресурсов
по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного Управления (регистр. № КЛГ 07.446.В-С от 27.10.2020). Программой наблюдений за водным объектом определена периодичность контроля:

Т. 1 исходные воды до нефтеловушки (смотровой колодец) – 1 раз в квартал;

Т.2 выпуск № 2 очищенные сточные воды после МОС – 1 раз в месяц
на гидрохимические показатели и 1 раз в квартал на микробиологические показатели;

Т. 3 створ № 1, р. Товарная (30 м выше выпуска № 2) - 1 раз в месяц
на гидрохимические показатели;

Т.4 створ № 2, р. Товарная (50 м ниже выпуска № 2) - 1 раз в месяц
на гидрохимические показатели.

По результатам анализа отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте «Калининградский морской торговый порт»- Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс», АЗС
() за 2021 год, установлено, что ФГУП «Нацрыбресурс»
не соблюдает условия водопользования в части периодичности отбора проб.

Согласно представленным протоколам лабораторного анализа, отбор проб природной и сточной воды после очистки осуществляется 1 раз в квартал.

Кроме того, согласно Отчету об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на «Калининградский морской рыбный порт» - Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс», АЗС () за 2021 год, представленному ФГУП «Нацрыбресурс», проверка работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод
и обработки осадков производилась однократно - 15.11.2021.

Отбор проб природной и сточной воды до и после очистки в 2021 году производился заказчиком исследований – ФГУП «Нацрыбресурс».

Согласно представленным протоколам лабораторного анализа ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному округу», отбор проб природной и сточной воды до и после очистки в 2022 году производился заказчиком исследований – ФГУП «Нацрыбресурс» 02.06.2022 и 28.09.2022

С учетом совокупности доказательств должностное лицо обоснованно пришло к выводу о нарушении ФГУП «Нацрыбресурс» п. 2, 5 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации и не соблюдению правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор Росприроднадзора ФИО4., ФИО5. подтвердили суду, что предприятием в ненадлежащем состоянии содержится выпуск №2, через который осуществляется сброс сточных вод в акваторию реки Товарная, указанный выпуск был засыпан грунтом, что исключало свободному движению сточных вод. Обращает внимание, что предприятием в период проверки не принимались меры по очистке грунта. Кроме того, проверка работы очистных сооружений производится нерегулярно, не в соответствии с Программой наблюдений за водным объектом. В связи с чем в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении.

Вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств:

- решением от 12.10.2022 № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФГУП «Нацрыбресурс»;

- актом внеплановой выездной проверки от 03.11.2022 № ;

- протоколом об административном правонарушении от 17.11.2022 № ;

- протоколом осмотра от 21.10.2022 № б/н, из которго следует, что труба выпуска засыпана грунтом, доступ к выпуску ограничен;

Факт нарушения юридическим лицом требований по соблюдению правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, подтвержден собранными по делу доказательствами, которые у суда сомнений не взывает, являются достаточными для установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ. Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.

Доводы защитника о том, что предприятием соблюдаются требования по содержанию очистных сооружений, гидротехнических сооружений, расположенных на водном объекте, в исправном состоянии опровергается протокол осмотра от 21.10.2022 (л.д.).

Не является основанием для освобождения от административной ответственности и то обстоятельство, что Правительством Калининградской области было выдано ФГУП «Нацрыбресурс» Разрешение на права пользования водным объектом, в котором было разрешено вести учет сточных вод согласно актуализированному расчетному методу.

Так, согласно подпункту 10 пункта 2.3 Решения установлено, что учет объема сброса должен осуществляться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений, при этом на ФГУП «Нацрыбресурс» возлагалась обязанность по установке контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов сбрасываемых сточных вод в срок до 30.06.2020, однако до настоящего времени сертифицированный прибор учета предприятием не установлен, актуальных доказательств невозможности установки соответствующего средства измерения после 30.06.2020 в судебное заседание стороной защиты не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, прихожу к выводу о том, что предприятием не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, наличия каких-либо препятствий для соблюдения требований в области охраны окружающей среды, для соблюдения правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, вследствие чего оно правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя экономическую деятельность, он обязан знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.

Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено.

Таким образом, прихожу к выводу о наличии в действиях ФГУП «Нацрыбресурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, что свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

В настоящем случае, как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности должностным лицом не нарушены.

Оснований для отмены обжалуемого постановления должностного лица, как и применение положений ст.2.9 КоАП РФ, не усматриваю.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание материальное положение привлекаемого лица и то обстоятельство, что предприятие финансируется исключительно за счет бюджетных средств, полагаю возможным изменить обжалуемое постановление в части размера назначенного административного штрафа, снизив его до минимального – 80 000 руб.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

постановление № 1253/12/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, вынесенное 22декабря 2022 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора изменить в части наказания, назначенному Федеральному государственному унитарному предприятию «Национальные рыбные ресурсы», снизив административный штраф до 80 000 рублей, в остальной части оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья

12-30/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ФГУП "Нацрыбресурс"
Суд
Московский районный суд г. Калининграда
Судья
Юткина Светлана Михайловна
Статьи

ст.8.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
moskovsky--kln.sudrf.ru
20.01.2023Материалы переданы в производство судье
23.01.2023Истребованы материалы
16.03.2023Поступили истребованные материалы
25.04.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
19.09.2023Вступило в законную силу
12.12.2023Дело оформлено
12.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее