Гражданское дело № 2-448/2023
УИД 43RS0017-01-2023-000307-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 27 февраля 2023 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Зеленковой Е.А., при секретаре Здоровенковой И.С., с участием заместителя Кирово-Чепецкого городского прокурора Хлебниковой Т.О., представителя ответчика Двинина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-448/2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной в деятельности администрации Кирово-Чепецкого района проверкой установлено, что в соответствии с утвержденной территориальной схемой обращения с ТКО на территории Кировской области в «Реестр мест накопления ТКО на территории Кирово-Чепецкого района» внесено место (площадка) накопления ТКО, расположенная по адресу: <адрес> географические координаты: <данные изъяты> на которой отсутствует водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, и ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Кирово-Чепецкого района вносилось представление, по результату рассмотрения которого нарушения не устранены. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области оборудовать в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, место (площадку) накопления ТКО, расположенную по адресу: <адрес> географические координаты: <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца заместитель Кирово-Чепецкого городского прокурора Хлебникова Т.О. заявленные требования поддержала, пояснила, что по обращению гражданина ФИО Кирово-Чепецкой городской прокуратурой была проведена проверка, в результате которой было установлено несоответствие контейнерной площадки в <адрес> требованиям СанПиН 2.1.3684-21, представление, внесенное в адрес администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, не исполнено, просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области по доверенности Двинин В.А. в судебном заседании пояснил, что действительно в <адрес> Кирово-Чепецкого района находится площадка накопления ТКО. В настоящее время она оборудована контейнером для сбора ТКО, но сама площадка не оборудована в соответствии с требованиями СанПиН. Установка и оборудование площадки запланировано на 2024 год, так как денежных средств в бюджете на 2023 года на оборудование данной площадки не заложено. Считает требования Кирово-Чепецкого городского прокурора законными и подлежащими удовлетворению, просит установить срок исполнения требований прокурора до решения вопроса финансирования обустройства мест накопления ТКО и установления благоприятной погоды для проведения таких работ, то есть до 01.09.2024.
Представитель третьего лица АО «Куприт» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором указали, что ответственность за организацию мест накопления ТКО, определение схемы расположения и внесение изменений в реестр мест (площадок) накопления ТКО в <адрес> несет администрация МО «Кирово-Чепецкий район». Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Считают исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя АО «Куприт».
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Статьей 42 Конституции Российской Федерации данное право граждан гарантировано.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Часть 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. При этом органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее СанПиН 2.1.3684-21) контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании установлено, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой в ходе рассмотрения обращения ФИО установлено, что в соответствии с утвержденной территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области в «Реестр мест накопления ТКО на территории Кирово-Чепецкого района» внесено место (площадка) накопления ТКО, расположенная по адресу: <адрес> географические координаты: <данные изъяты>
Данная площадка накопления ТКО не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, т.к. у нее отсутствует водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (л.д.9,25).
Администрация муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим в соответствии с уставом полномочия по решению соответствующих вопросов местного значения сельских поселений, поэтому на неё возложена обязанность по организации, обустройству и содержанию на территории сельских поселений мест (площадок) накопления ТКО, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
28.12.2022 администрацией Кирово-Чепецкого района в адрес заместителя Кирово-Чепецкого городского прокурора направлено сообщение, из которого следует, что в бюджете администрации района на 2023 год денежные средства на обустройство места (площадки) накопления ТКО в <адрес> не заложены. Ориентировочная стоимость обустройства места (площадки) составляет 80000 руб. (л.д.8).
11.01.2023 в адрес главы МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления (л.д.10-11).
13.01.2023 в адрес Кирово-Чепецкого городского прокурора администрацией Кирово-Чепецкого района направлен ответ, из которого следует, что вопрос обустройства места (площадки) накопления ТКО в <адрес> был рассмотрен, принято решение в 2023 году обустройство данного места ТКО (л.д.12).
Учитывая, что нарушения при организации накопления, сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в <адрес> и несоответствие имеющегося места (площадки) накопления ТКО требованиям СанПиН 2.1.3684-21 создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний граждан, а также нарушают права неопределенного круга лиц на безопасную и благоприятную окружающую среду, суд считает необходимым заявленные исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора удовлетворить в полном объеме.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом доводов представителя ответчика, суд считает необходимым определить ответчику срок исполнения решения суда до 01 сентября 2024 года, который будет являться обоснованным и достаточным для устранения выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области (ИНН №, ОГРН №) в срок до 01 сентября 2024 года оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, место (площадку) накопления ТКО, расположенное по адресу: <адрес> географические координаты: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Зеленкова
Мотивированное решение составлено 03 марта 2023 года