Дело № 21-4/2024 (21-526/2023)
Судья Евстафьев В.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
18 января 2024 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя административной комиссии Ленинского района г.Чебоксары Петрухина А.В. на решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 сентября 2023 года, вынесенного в отношении ПАО «Т Плюс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23 июля 2003 года,
установил:
постановлением административной комиссии администрации Ленинского района г.Чебоксары № 2-23550 от 11 июля 2023 года филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23 июля 2003 года (далее - Закон Чувашской Республики № 22 от 23 июля 2003), назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 сентября 2023 года постановление административной комиссии, вынесенное в отношении ПАО «Т Плюс» отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Не согласившись решением судьи, председатель административной комиссии Ленинского района г.Чебоксары Петрухин А.В.подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики по мотивам необоснованности вывода судьи о необходимости соблюдения при привлечении Общества к административной ответственности по рассматриваемому делу требования о проведении муниципального контроля.
Заявленное автором жалобы ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования рассмотрению не подлежит, так как из материалов дела следует, что копия решения судьи от 29 сентября 2023 года получена административной комиссией Ленинского района г. Чебоксары 23 ноября 2023 года, жалоба подана 27 ноября 2023 года в установленный частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ срок. Вручение 5 октября 2023 года копии решения судьи городской административной комиссии, иному органу, расположенному по иному адресу, не свидетельствует о пропуске заявителем срока обжалования.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение представителя ПАО «Т Плюс» Отыкова А.В. об отсутствии оснований для отмены решения судьи, прихожу к следующему.
Частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики № 22 от 23 июля 2003 года (цитируемые в настоящем решении нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельства по настоящему делу) предусмотрена административная ответственность за невыполнение обязанностей собственниками нежилых зданий, строений и сооружений по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области благоустройства территории.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары (далее- Правила), устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяющие общие требования к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к объектам благоустройства и их отдельным элементам, к содержанию и эксплуатации объектов благоустройства (пункт 1.2).
К элементам благоустройства в Правилах среди прочих относятся фасады зданий, строений, сооружений их конструктивные и внешние элементы (пункт 1.4).
В силу пункта 5.5.26 Правил не допускается невыполнение обязанностей собственниками нежилых зданий, строений и сооружений по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера.
22 июня 2021 года между Чувашской Республикой, муниципальным образованием город Чебоксары и ПАО «Т плюс» заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики в соответствии с которым Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры теплоснабжения означенного муниципального образования, представляющая собой совокупность технологически связанных мужду собой производственных, имущественных и иных объектов теплоснабжения центральзованой системы горячего водоснабжения, куда включены наружные сети теплоснабжения от ТГК-4, через УТ-Г4, УТ-1 до наружной стены ж.д. № 6 по ул. Байдула,при этом ПАО «Т Плюс» как Концессионер обязан поддерживать Объект Соглашения и иное имущество в исправном состоянии в соответствии с требованиями, установленным законодательством Российской Федерации, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание (оплата коммунальных, охранных, эксплуатационных расходов), пункты 2,1., 2,2, 6.2 Соглашения.
Из материалов дела следует, что невыполнение 30 июня 2023 года в 8 часов 47 минут по адресу: <адрес> обязанности собственника по удалению несанкционированных надписей на стене и двери тепловой камеры, обнаруженное при обследовании здания (фотографировании) послужило основанием для составления 6 июля 2023 года членом административной комиссии Ленинского района г. Чебоксары ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики № 22 от 23 июля 2003 года, и вынесения административной комиссией Ленинского района г. Чебоксары постановления № 2-23550 от 11 июля 2023 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной означенной нормой, филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс», дата регистрации 01.08.2002, ИНН 6315376947, ОГРН 1056315070350, КПП 502401001, адрес регистрации: Московская обл., Красногорск, автодорога Балтия тер, км. 26-й, д. 5, стр. 3, офис 506, фактический адрес Чувашская Республика - Чувашия, Марпосадское ш., д. 4.
Постановление административной комиссии обжаловано ПАО «Т Плюс» в суд через защитника Шумилова А.Н., действующего на основании доверенности от 26 августа 2022 года.
Отменяя постановление административной комиссии Ленинского района г. Чебоксары постановления № 2-23550 от 11 июля 2023 года о привлечении ПАО «Т Плюс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики № 22 от 23 июля 2003 года, и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, судья районного исходил из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» муниципальный орган не вправе был проводить муниципальный контроль в целях установления рассматриваемых нарушений, а его проведение до возбуждения дела об административном правонарушении является обязательным в силу прямого указания части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и у администрации Ленинского района г. Чебоксары отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Т Плюс».
Вместе с тем с вынесенным судьей районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона Чувашской Республике от 23.07.2003 № 22 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой VII настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления, являющиеся членами административных комиссий, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5, 6, 6.1, 8.2, 10.1, 10.2, 10.3, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7, 10.8, 10.9, 10.10, 14, 17, частями 5, 5.1, 7 статьи 20.1, статьей 21.1, частью 7 статьи 24.1, статьями 30, 31 настоящего Закона (пункт «г» части 2 статьи 33 Закона Чувашской Республике от 23.07.2003 № 22).
В силу статьи 34 Закона Чувашской Республике от 23.07.2003 № 22 дела об административных правонарушениях, предусмотренных 10.3 настоящего Закона, рассматриваются только административными комиссиями. Судьи, иные органы и должностные лица не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.3 Закона.
Из вышеуказанных норм закона следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республике от 23.07.2003 № 22, в отношении филиала ПАО «Т Плюс» по рассматриваемому делу составлен членом административной комиссии, правомочным на то частью 1 и пунктом «г» части 2 статьи 33 Закона Чувашской Республике от 23.07.2003 № 22 должностным лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение при обследовании здания (фотографировании), которое не относится к проверкам, порядок проведения которых регулируется постановлением от 10 марта 2022 года № 336 и Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах выводы судьи об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Т Плюс» и о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, не могут быть признаны законными и обоснованными.
Данные выводы не основаны на требованиях закона и всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств данного дела.
Подобное рассмотрение судьей районного суда жалобы на постановление административной комиссии не согласуется с требованиями статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 КоАП РФ. Допущенное судьей районного суда нарушение требований КоАП РФ является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 сентября 2023 года не может быть признано законным подлежит отмене.
При этом подлежит отмене и постановление административной комиссии администрации Ленинского района г.Чебоксары № 2-23550 от 11 июля 2023 года, отмененное вышеуказанным решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики как вынесенное в отношении ПАО «Т Плюс», и которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенного нарушения путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы председателя административной комиссии Петрухина А.В. срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Следует учесть, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 сентября 2023 года, вынесенное в отношении ПАО «Т Плюс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23 июля 2003 года, и постановление административной комиссии администрации Ленинского района г.Чебоксары № 2-23550 от 11 июля 2023 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Голубев