Дело № 2-1968/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2019 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Фондеркиной В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Вячеслава Юрьевича к Васильевой Татьяне Анатольевне о признании недостойным наследником и отстранении от наследования,
установил:
Васильев В. Ю. обратился в суд с иском к Васильевой Т. А., предъявив требования о признании Васильевой Татьяны Анатольевны недостойным наследником и отстранении ее от наследования по закону после смерти В.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 03 апреля 2019 года.
В обоснование заявленных требований указано, что 03 апреля 2019 года умерла В.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти которой открылось наследство в виде 1/10 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № № в доме № корпус № по <адрес> гор. Новочебоксарск Чувашской Республики. Истец и ответчик, как отец и мать умершего ребенка, являются наследниками первой очереди. Вместе с тем, ответчица является недостойным наследником, поскольку 03 апреля 2019 года причинила смерть своим детям, что установлено приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 июля 2019 года. Ссылаясь на нормы ст. 1117 Гражданского кодекса РФ, просил требования иска удовлетворить.
Истец Васильев В. Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам, вновь приведя их суду.
Ответчик Васильева Т. А., уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела через администрацию исправительного учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Чувашской Республике, где она отбывает наказание, об участии в судебном заседании не заявила, а также указала в заявлении, направленном в адрес суда, что исковые требования она не признает.
Третье лицо – нотариус Новочебоксарского нотариального округа Чувашской Республики Федорова Э. А. в судебное заседание не явилась.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, судом установлено, что 03 апреля 2019 года умерла В.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о смерти II-РЛ №, выданное ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации гор. Новочебоксарск Чувашской Республики).
Также судом установлено, что родителями В.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Васильев Вячеслав Юрьевич и Васильева (ранее Иванова) Татьяна Анатольевна.
Истец Васильев В. Ю., обращаясь в суд с настоящим иском, указывает на то, что приговором суда установлена вина ответчицы в причинении смерти дочери В.М.В., а также этим же приговором суда установлено, что Васильева Т. А. в нарушение ст. 63 Семейного кодекса РФ не исполняла свои обязанности родителя надлежащим образом.
Основания для признания гражданина недостойным наследником и отстранения от наследования содержатся в статье 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1117 ГК РФ не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых они были лишены в судебном порядке родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства. Факт лишения родительских прав, как и восстановления в таких правах, подтверждается вступившим в законную силу решением суда. Данное правило не распространяется на наследование по завещанию, при котором наличие или отсутствие родительских прав не имеет правового значения.
Пунктом 2 ст. 1117 ГК РФ предусмотрено, что по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Как разъяснено в пункте 19 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду следующее:
а) указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы);
б) вынесение решения суда о признании наследника недостойным в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 1117 ГК РФ не требуется. В указанных в данном пункте случаях гражданин исключается из состава наследников нотариусом, в производстве которого находится наследственное дело, при предоставлении ему соответствующего приговора или решения суда.
Из приведенной нормы права и акта ее толкования следует, что наследник признается недостойным, если он своими умышленными противоправными действиями, факт которых подтвержден приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу, направленными как против наследодателя, так и против кого-либо из его наследников, способствовал либо пытался способствовать призванию его или другого лица к наследованию либо способствовал или пытался способствовать увеличению причитающейся ему или другому лицу доли наследства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с п. 2 ст. 1117 ГК РФ судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными Семейным кодексом РФ между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой.
Согласно ч. 1 ст. 25 УК РФ преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Согласно ст. 26 УК РФ преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ч. 1); преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (ч. 2); преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (ч. 3).
Как следует из материалов дела, приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 июля 2019 года Васильева Т. А. признана виновной в совершении 03 апреля 2019 года преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109 Уголовного кодекса РФ, то есть в причинении смерти по неосторожности двум лицам, а именно своим несовершеннолетним детям В.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и В.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Приговор Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 июля 2019 года вступил в законную силу 19 сентября 2019 года.
При этом, преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 109 УК РФ, является неосторожным преступлением.
В соответствии с п. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Данным приговором суда от 24 июня 2019 года было установлено, что около 16 часов 30 минут Васильева Т.А., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в своей квартире, заведомо зная об опасности оставления малолетних детей одних без присмотра на длительное время, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий, хотя в силу своего жизненного опыта, при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть наступление общественноопасных последствий, оставила своих малолетних детей В.М.В. и В.Н.В. без присмотра одних в закрытой квартире и, закрыв входную дверь снаружи на врезные замки, ушла из квартиры, уехала со знакомыми в сауну, где в период с 16 часов 45 минут по 19 часов 30 минут 03 апреля 2019 года употребляла спиртные напитки, не посещая своих малолетних детей В.М.В. и В.Н.В., не приняв никаких мер за их уходом. Оставляя своих малолетних детей одних в квартире, Васильева Т.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, заведомо осознавала, что ее малолетние дети в силу своего возраста проявляют интерес к зажигалкам, оставила в данной квартире в доступных для малолетних детей местах опасные бытовые предметы, предназначенные для получения огня -зажигалки.В период с 18 часов 27 минут до 19 часов 58 минут 03 апреля 2019 года в результате неосторожного обращения малолетних В.М.В. и В.Н.В. зажигалками в указанной квартире от внесения открытого источника огня в место расположения дивана, находящегося в жилой комнате- в зале, возник пожар. Таким образом, в результате неосторожных преступных действий Васильевой Т.А., обязанной осуществлять надзор за малолетними детьми, которые оставшись дома одни, в изолированном состоянии, без присмотра на длительное время, находясь в беспомощном состоянии, лишенные возможности принять меры к самосохранению ввиду малолетнего возраста, В.М.В. и В.Н.В. скончались от острого отравления окисью углерода в период времени с 18 часов 27 минут до 19 часов 58 минут 03 апреля 2019 года.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным приговором суда от 24 июля 2019 года, вступившим в законную силу, действия Васильевой Т. А. не носили умышленного характера.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что Васильева Т. А. злостно уклонялась от исполнения своих родительских обязанностей в отношении дочери В.М.В., в материалы дела также не представлено.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Васильева В. Ю., поскольку приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 июля 2019 года установлен факт совершения ответчиком по делу по отношению к наследодателю преступления, носящего неосторожный характер, а, кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела суду не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик злостно уклонялась от выполнения лежавших на ней в силу закона обязанностей по содержанию дочери В.М.В..
В связи с изложенным, суд отказывает Васильеву В. Ю. в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Васильева Вячеслава Юрьевича, предъявленных к Васильевой Татьяне Анатольевне, о признании Васильевой Татьяны Анатольевны недостойным наследником и отстранении ее от наследования по закону после смерти В.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 03 апреля 2019 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О. А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 23 октября 2019 года.