Дело № 2-8332/2021
УИД 78RS0015-01-2021-007495-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2021 года г. Санкт-Петербург
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Хабик И.В.,
с участием прокурора Даниловской Е.Д.
при секретаре Суколенко Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу к Бокареву Н. А., Зотовой Н. С. о признании утратившими право пользования и выселении,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу обратилось в Невский районный суд города Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Бокареву Н.А., Зотовой Н.С. о признании утратившими право пользования, выселении из служебного помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета.
В обоснование заявленных исковых требований Управление указало, что Бокарев Н.А. проходил службу в федеральной противопожарной службе РФ, приказом ГУ МЧС России по г. СПб от 27.04.2017 был уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В период прохождения службы между ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу» и Бокаревым Н.А. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № 18/2015 от 31.12.2015 сроком на 5 лет с 01.01.2016 на период трудовых отношений. Учитывая, что трудовые отношения с Бокаревым Н.А. прекращены, срок действия договора найма истек 01.01.2021, уведомления о необходимости освобождения жилого помещения ответчик не получает, при этом в спорном жилом помещении также зарегистрирована и проживает супруга Бокарева Н.А., Зотова Н.С., истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу в судебное заседание обеспечило явку своего представителя Кузнецова Н.Н., который требования искового заявления поддержал, настаивая на их удовлетворении в полном объеме. Дополнительно пояснил, что ответчики на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях никогда не состояли.
Ответчик Бокарев Н.А. в судебное заседание не явился, судом извещался надлежащим образом посредством телефонограммы, письменный текст которой содержится в материалах дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 96). В ходе судебного разбирательства возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку не имеет иного жилого помещения, указал на то, что брак между ответчиками расторгнут.
Ответчик Зотова Н.С. в судебное заседание также не явилась, судом извещалась посредством направления судебных извещений по адресу регистрации, а также по адресу предполагаемого места жительства, однако ответчик получение судебной корреспонденции не обеспечила (л.д. 97, 99), также судом предпринималась попытка уведомить ответчика посредством направления телефонограммы, однако предполагаемый номер телефона ответчика был заблокирован, о чем в материалах дела имеется телефонограмма (л.д. 95). Правовой позиции относительно предмета спора, ходатайств об отложении судебного заседания не направляла, суду об уважительности причин своей неявки в установленном порядке не сообщила.
Разрешая вопрос о надлежащем извещении ответчиков и возможности рассмотрения дела по существу в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд исходит из следующего.
По смыслу ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату, при этом судебное извещение направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Лицо обязано обеспечить получение корреспонденции, в том числе судебной, по адресу регистрации, в противном случае в силу ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно разъяснениям, данным в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Принимая во внимание наличие сведений о направлении судебных извещений в адрес ответчиков по делу, уклонение Зотовой Н.С. от получения судебной корреспонденции, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц по правилам, предусмотренным ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав позиции участвующих по делу лиц, мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей, исходя из которой следует, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности и возникают в том числе: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
Ст. 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Исходя из содержания положений ч. 1 ст. 100 ЖК РФ следует, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
При этом не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей (п. 1 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Бокарев Н.А. проходил службу в федеральной противопожарной службе, на основании приказа ГУ МЧС России по г. СПб по личному составу № 28-НС от 27.04.2017 был уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 30.04.2017 (л.д. 43).
В период прохождения службы между Бокаревым Н.А. и ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу» был заключен договор № 18/2015 найма жилого помещения в общежитии от 31.12.2015, в соответствии с условиями которого Бокареву Н.А. и членам его семьи за плату во временное владение и пользование было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на период трудовых отношений сроком на 5 лет с 01.01.2016 (л.д. 26-30), приказом ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу № 263 от 07.07.2015 жилое помещение по вышеуказанному адресу было отнесено к служебным жилым помещениям в общежитии специализированного жилищного фонда МЧС России (л.д. 61-62).
Согласно ответу администрации Невского района Санкт-Петербурга № 01-017-90/20-0-1 от 10.12.2020 ответчики на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояли (л.д. 77).
Впоследствии приказом МЧС России № 517 от 26.09.2019 о ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Северо-Западном федеральном округе, ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу» было ликвидировано (л.д. 46-48), на основании чего 20.01.2020 спорное жилое помещение было передано в оперативное управление ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (л.д. 35-41).
Учитывая наличие <адрес> в оперативном управлении истца, прекращение трудовых отношений с Бокаревым Н.А., отсутствие иных правовых оснований для занятия жилого помещения специализированного фонда, 13.10.2020 в адрес ответчиков было направлено требование об освобождении спорного жилого помещения (л.д. 42), оставленное без удовлетворения.
Из содержания акта осмотра жилого помещения по адресу: <адрес> от 30.09.2021 установлено проживание Бокарева Н.А. совместно с членом его семьи Зотовой Н.С. (л.д. 101). Согласно акту осмотра от 12.11.2021 установлено проживание Бокарева Н.А., проживание Зотовой Н.С. не зафиксировано (л.д. 100). В ходе судебного разбирательства Бокарев Н.А. ссылался на прекращение брачных отношений с Зотовой Н.С., ее выезд из занимаемого жилого помещения, в то же время, каких-либо доказательств прекращения брачных отношений в материалы дела не представил. Достоверные сведения о том, что Зотова Н.С. в квартире не проживает, выехала и вывезла все принадлежащие ей вещи, у суда отсутствуют.
Принимая во внимание положения ст. 103-104 ЖК РФ, суд исходит из того, что увольнение со службы является основанием для прекращения найма служебного жилого помещения, при этом в случае отказа лица и членов его семьи от добровольного выезда из жилого помещения такие граждане подлежат выселению без предоставления иного жилого помещения в случае отсутствия их состояния на учете в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях, ввиду чего, учитывая, что ответчик Бокарев Н.А. был уволен с федеральной противопожарной службы, договор найма жилого помещения был прекращен в соответствии ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, иных оснований для занятия помещения специализированного фонда не имеется, суд приходит к выводу о том, что ответчики подлежат признанию утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Также учитывая, что ответчики продолжают проживать в спорном жилом помещении, имеют постоянную регистрацию в данном помещении, доказательств фактического выезда ответчика Зотовой Н.С. материалы дела не содержат, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчики не состояли, Бокарев Н.А. и Зотова Н.С. подлежат выселению без предоставления им другого жилого помещения, а заявленные исковые требования – удовлетворению в полном объеме.
Пп. «е» п. 31 постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» установлено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с учетом п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с каждого из ответчиков подлежит взыскать в доход бюджета города Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Бокарева Н. А., Зотову Н. С. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Бокарева Н. А., Зотову Н. С. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия Бокарева Н. А. и Зотовой Н. С. с регистрационного учёта по месту жительства по адресу <адрес>.
Взыскать с Бокарева Н. А. в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Взыскать с Зотовой Н. С. в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путём подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Хабик
Мотивированное решение суда изготовлено 23.12.2021