УИД: 02MS0014-01-2023-000724-37 Дело № 5-202/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 апреля 2023 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего - судьи Куликовой Т.С.
при секретаре Белешевой Э.Э.
с участием прокуроров Ефремовой Н.Н., Колян А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении первого заместителя главы администрации МО «Улаганский район» Санина Владимира Алексеевича, <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
установил:
В Улаганский районный суд Республики Алтай поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении Первого заместителя главы администрации МО «Улаганский район» Санина В.А.
Из представленных материалов следует, что прокуратурой Улаганского района Республики Алтай во исполнение приказа Генеральной Прокуратуры РФ №192 от 14.03.2019 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», распоряжения от 03.09.2021 года №120/7-р «О порядке исполнения приказа Генерального прокурора РФ от 14.03.2019 №192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», в администрации МО «Улаганский район» проведена проверка соблюдения законодательства при реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019-2025 годах», целью которой является полная ликвидация к 1 сентября 2025 года аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Алтай, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В ходе проведенной проверки установлены факты, свидетельствующие о том, что предоставленная субсидия получателем не освоена в установленные сроки, показатель результативности согласно Соглашению не достигнут, не переселена гражданка ФИО9., проживающая по адресу: <адрес>, в срок до 31.12.2022 года.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.03.2019 года № 89 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019-2025 годах» (далее Программа).
Участником данной программы является Улаганский район Республики Алтай. Срок реализации программы – 2019-2025 года. Программа реализуется в 6 этапов. 3 этап программы – 2021 год – 31.12.2022 года. В рамках данной программы реализуется, в том числе, и мероприятия по выплатам гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд в Республике Алтай, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ; субсидия собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном федеральным законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на приобретение другого жилого помещения.
Согласно приложению №3 к данной Программе в срок до 31.12.2022 года подлежит расселению многоквартирный дом №18 по адресу: с. Акташ, ул. Парковая, признанный аварийным.
Администрацией МО «Улаганский район» с Министерством регионального развития Республики Алтай 30.03.2021 года заключено соглашение № 36-СЖ/2021 о предоставлении субсидии на софинансирование мероприятий по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай, согласно которому бюджету МО «Улаганский район» из средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и республиканского бюджета Республики Алтай предоставлена субсидия в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству, как получателю средств Фонда, в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019 – 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 29.03.2019 № 89, подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 243 (далее Соглашение).
Согласно данному Соглашению администрация МО «Улаганский район» обязуется: подпункт 4.3.3. – обеспечивать достижение значений показателей результативности использования Субсидий мероприятий Программы по муниципальному образованию, установленных в соответствии с приложением №2 к настоящему Соглашению, являющимся неотъемлемой его частью; подпункт 4.3.4. – завершить до 31.12.2022 года переселение граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренного к расселению 3 этапом 01.01.2021 года – 31.12.2022 года Программы.
Согласно указанному приложению, показателем результативности исполнения Субсидии является переселение в 2022 году 12 человек. Согласно приложению №3 к Программе в срок до 31.12.2022 года подлежит расселению многоквартирный дом <адрес>.
В соответствии с п. 4.3 Соглашения муниципалитетом взяты на себя обязательства по обеспечению достижения значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соответствии с приложением №2 к данному Соглашению.
Субсидии на финансирование Программы были доведены до МО «Улаганский район» в соответствии с планом расселения и этапами в полном объеме, что подтвердил Санин А.В. в судебном заседании, также пояснив, что был извещен о вызове для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на 07.03.2023 г.
19.04.2022 года <адрес> в администрацию МО «Улаганский район» было подано заявление о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку она являлась собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном федеральным законодательством порядке аварийными и подлежащим сносу, в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Алтай.
25.04.2022 года администрация МО «Улаганский район» направила ФИО10 уведомление об изъятии жилого помещения и доли земельного участка в отношении квартиры <адрес> для муниципальных нужд и проект соглашения о выкупе, которое ФИО11 получила 27 апреля 2022 года.
06.07.2022 года Шпомер В.И. была подана жалоба в Прокуратуру Улаганского района в связи с отказом администрации МО «Улаганский район» в предоставлении ей субсидии.
15.07.2022 года прокуратурой Улаганского района Республики Алтай в адрес администрации МО «Улаганский район» внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства в связи с незаконным отказом ФИО12 в предоставлении субсидии как собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном федеральным законодательством порядке аварийными и подлежащим сносу на приобретение другого жилого помещения.
01.08.2022 года с гражданкой ФИО13 администрацией МО «Улаганский район» было заключено соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном федеральным законодательством порядке аварийными и подлежащим сносу, в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Алтай.
31.01.2023 года ФИО14 обратилась в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о расторжении вышеуказанного соглашения и прекращении обязательств сторон. В этот же день администрация МО «Улаганский район» заключила соглашение о расторжении заключенного 01.08.2022 года с гражданкой ФИО15 соглашения о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном федеральным законодательством порядке аварийными и подлежащим сносу о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном федеральным законодательством порядке аварийными и подлежащим сносу.
Таким образом, администрацией МО «Улаганский район» на 31.12.2022 года обязательства по достижению значений показателей результативности использования субсидий, предусмотренных приложением №2 к Соглашению, не выполнены, расселены не все граждане, проживающие в доме №18 по ул. Парковая в с. Акташ, подлежащие расселению в 3 этап Программы, а именно не расселена гражданка ФИО16
В соответствии с частью 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Под межбюджетными трансфертами согласно статье 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 139.1 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Принцип эффективности использования бюджетных средств в соответствии со статьей 34 БК РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Указанная субсидия предоставлена бюджету МО «Улаганский район» при условии обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств, однако в нарушение статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ допущено несоблюдение условий Соглашения о предоставлении субсидии от 30.03.2021, вследствие чего не достигнуты показатели результативности по названному Соглашению, поскольку гражданка ФИО17., подлежащая переселению в 3 этап программы, не переселена из аварийного жилищного фонда (<адрес>).
Санин В.А. на основании распоряжения главы администрации МО «Улаганский район» от 20.04.2021 года № 54 «О переводе» являлся Первым заместителем главы администрации МО «Улаганский район» с 21.04.2021 года. В настоящее время не работает.
В соответствии с пунктами 2.2.7. и 2.3 должностной инструкцией первого заместителя главы администрации МО «Улаганский район», утвержденной главой администрации МО «Улаганский район» 20.12.2021 г., первый заместитель обеспечивает проведение на территории муниципального района мероприятий по реализации программы переселения граждан из аварийного фонда.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Первого заместителя главы администрации МО «Улаганский район» Санина В.А. как должностного лица, действующего от имени администрации, признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В судебном заседании прокурор полагал привлечение должностного лица к административной ответственности законным и обоснованным, привлекаемое лицо Санин В.А. возражал против привлечения его к административной ответственности, указав, что им приняты все необходимые меры для исполнения Соглашения. Пояснил, что администрация ожидала окончание строительства дома по <адрес>, куда должны были переселить граждан из аварийного жилья, однако дом так и не построили, вместе с тем контракт с застройщиком данного дома администрация МО «Улаганский район» не заключала. Впоследствии цены на квадратный метр жилья повысились, выделенной субсидии не хватало и они стали заключать с гражданами, подлежащими переселению, соглашения о предоставлении возмещения за изымаемые у них жилые помещения и соглашения о выплате им субсидий вместо фактического предоставления квартир. На вопрос судьи, почему сразу в 2021 году не стали заключать такие соглашения, ничего пояснить не смог.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Первый заместитель главы МО «Улаганский район» Санин В.А., являясь ответственным должностным лицом за координацию и контроль деятельности по вопросам переселения граждан из аварийного фонда допустил нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, которое выразилось в том, что Санин В.А. являясь уполномоченным должностным лицом, не обеспечил надлежащий контроль за эффективным использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных в форме субсидий для реализации мероприятий программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019 – 2025 годах», что не соответствует условиям, установленным при их предоставлении, в связи, с чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий расходования межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Вина Санина В.А. установлена совокупностью исследованных судом доказательств: распоряжением №54 от 20.04.2021 года о переводе Санина В.А на должность Первого заместителя главы администрации МО «Улаганский район»; должностной инструкцией Первого заместителя главы администрации МО «Улаганский район»; объяснением Санина В.А. от 03.03.2023 года, согласно которому признал частично, указав на необходимость со своей стороны более настойчивого требования выполнения условий Соглашения (л.д. 20-21); списком расселенных граждан; соглашениями о предоставлении субсидии на софинансирование мероприятий по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай бюджету МО «Улаганский район» из средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и республиканского бюджета Республики Алтай от 30.03.2021 года с приложениями; уведомлением Шпомер от 25.04.2022 года; заявлением от 15.04.2022 года; соглашением от 01.08.2022 года и иными доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Данные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины Санина В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам Санина В.А., доказательств, свидетельствующих о том, что им были приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в материалах дела не имеется и суду не представлено. Администрация района до 25.04.2022 года, т.е. в период свыше одного года после начала 3 этапа Программы, не предпринимала мер к переселению ФИО18., вместе с тем могла реализовывать полученную субсидию разными способами, в том числе и путем заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений в домах (в т.ч. в домах, строительство которых не завершено) – п. 4.3.8. Соглашения. Таким образом, изученные в судебном заседании материалы свидетельствуют о том, что меры для переселения ФИО19 администрацией МО «Улаганский район» нельзя признать исчерпывающими и результативными. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования Программы и Соглашения, судье не представлены, Санин В.А. в судебном заседании пояснил, что администрация только ждала окончания строительства дома в г. Горно-Алтайске, однако мер по заключению контрактов, согласно п. 4.3.8 Соглашения не предпринимало.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.15.3 КоАП РФ, доказано.
Местом совершения административного правонарушения является – служебное помещение в администрации МО «Улаганский район», расположенное по ул. А.В. Санаа, 8 с. Улаган Улаганского района Республики Алтай. Дата совершения правонарушения – 09.01.2023 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Санина В.А., который не работает, получает пенсию, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
С учетом характера правонарушения, объекта правонарушения, значимости последствий для охраняемых общественных интересов, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суд не усматривает.
С учетом фактических обстоятельств дела, обсуждая вопрос о назначении административного наказания, суд считает возможным назначение административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, что в данном конкретном случае сможет обеспечить достижение цели административного наказания, поскольку Санин В.А. ранее к административной ответственности за нарушение по ст. 15.15.3 РФ или однородные административные правонарушения не привлекался, обратное суду сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9. - 29.11. КоАП РФ, судья
постановил:
Признать первого заместителя главы муниципального образования «Улаганский район» Санина Владимира Алексеевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Штраф следует уплатить не позднее 60 дней с момента вступления постановления в законную силу по реквизитам: <данные изъяты>
Документ, подтверждающий уплату административного штрафа, необходимо предоставить в Улаганский районный суд.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня вручения или получения копии этого постановления.
Судья Т.С. Куликова