УИД 61RS0020-01-2023-002121-90
Дело № 2-104/2024 (2-1844/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13февраля 2024 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Меликяна С.В.,
при секретаре Платоновой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Виноградовой М.А., Синицыной А.О. к Администрации города Новошахтинска,Министерству энергетики Российской Федерации об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо -Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ),
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с Виноградовой М.А., ... года рождения, Синицыной А.О., ... года рождения, зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В обоснование заявленных требований указали, что они зарегистрированы и проживают в жилом помещении муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, на основании ордера №... от 27.08.2004. Жилой дом признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в 2015 году и истцы включены в список граждан, подлежащих переселению, под ТЭО №... шахты «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь», однако по независящим от них причинам проживают в непригодном для проживания жилье до настоящего времени. Истцам положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 42 кв.м. Истцы предоставили весь необходимый пакет документов в Администрацию города и написали заявление о том, что желают направить положеннуюим социальную выплатудля приобретения жилья на вторичном рынке. Администрация города заверила их, что рассмотрение вопроса о включении их семьи в список расчета размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья возможно при наличии средств. Однако до настоящего времени конкретный срок переселения семьи истцов не определен. Согласно Положению о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденному решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению). Состояние жилого дома, в котором проживают истцы, ежегодно ухудшается, и поддерживать дом в нормальном состоянии с каждым годом становится все сложнее. В доме отсутствует водоснабжение и канализация, техническое состояние дома непригодно для проживания.Считают, что Администрация города необоснованно и немотивированно отказывает их семье в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья для приобретения жилья на вторичном рынке.Согласно п. 13 Правил предоставления социальных выплат на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005, гражданин имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающееустановленным социальным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
В судебное заседание истцы Виноградова М.А., Синицына А.О. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области в судебное заседание не явился, о его дате и времени извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Минэнерго РФ в судебное заседание не явился, о его дате и времени извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что формирование списка граждан и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, т.е. Администрации г. Новошахтинска Ростовской области. Таким образом,надлежащим ответчиком по данному делуявляетсяАдминистрация г. Новошахтинска Ростовской области, а не Минэнерго России. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель 3-го лица ФГБУ «ГУРШ» в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, согласно которому полагает, что формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).
Подпунктом "б" п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах; б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении муниципального жилищного фонда, расположенном по адресу: <адрес>, на основании ордера №... от 27.08.2004. Из ордера следует, что в состав семьи истца Виноградовой М.А. включена дочь Синицына А.О., ... г.р.
Жилой дом признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в 2015 году и истцы включены в список граждан, подлежащих переселению, под ТЭО №... шахты «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь», утвержденный протоколом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.07.2015 №....
Ответчиком не оспаривается право истцов на переселение из ветхого жилья.
Из материалов дела следует, что в мае 2023 года истец Виноградова М.А. обратилась к ответчику с заявлением с просьбой о включении ее семьи в списки на предоставление социальной выплаты.
Однако на ее обращение заместителем Главы Администрации г. Новошахтинска 31.05.2023 дан ответ о том, что решение о ликвидации шахты «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь» принято 05.02.2002, а в спорном жилом помещении истцы зарегистрированыс 2004 года, т.е. после начала ликвидации шахты.
Между тем, указанные доводы ответчика в обоснование отказа во включении истца в списки на предоставление социальной выплаты для переселения из ветхого жилья являются незаконными и необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что жилой дом, в котором проживают истцы, признан ветхим в 2015 году, при этом истцы были включены протоколом Минэнерго РФ в списки на переселение, зарегистрированы и проживают в ветхом жиломдомес момента признания его ветхим жильем до настоящего времени. Включив истцов в списки на переселение из ветхого жилья, ответчик признал его право на получение социальной выплаты для переселения из ветхого жилья.
С учетом изложенного суд полагает действия ответчика не соответствующими закону и нарушающими права истцов на переселение из непригодного для проживания жилого помещения.
Иных объектов жилой недвижимости, в которых истцы могли бы проживать, на праве собственности или на ином праве, они не имеют.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Согласно пункту 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики от 01.11.2001 № 308, в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость включения в проект ликвидации шахты затрат на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, рекомендуется включать в состав проекта, в том числе подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; заключение БТИ, подтверждающее технический износ дома; заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Из материалов дела следует, что истцы относятся к гражданам, проживавшим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилом помещении, которое пришло в негодность из-за воздействия горных работ.
На основании изложенного, суд считает установленным, что права истцов со стороны Администрации г. Новошахтинска на заключение с ними договора о предоставлении социальной выплаты нарушены, поскольку дом, в котором они зарегистрированы и проживали на дату принятия решения о ликвидации шахты, являлся непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи сизложенным, суд полагает заявленные требования к ответчику Администрации г. Новошахтинска Ростовской области подлежащими удовлетворению. При этом суд отмечает, что Министерство энергетики РФ заявлено истцами в качестве ответчика, вместе с тем каких-либо исковых требований к данному ответчику истцы не предъявили. При этом установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств. С учетом изложенного, Минэнерго РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, а надлежащим ответчиком является Администрация г. Новошахтинска, к которой истцами и заявлены исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Виноградовой М.А., Синицыной А.О. к Администрации города Новошахтинска, Министерству энергетики Российской Федерации, об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,удовлетворить частично.
Обязать Администрацию <адрес> заключить с Виноградовой М.А. (паспорт ...), зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,Синицыной А.О. (паспорт ...),зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья С.В. Меликян