Дело №
УИД: 23RS0№-65
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 12 апреля 2023 года
Северский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Емельянова А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО6
с участием представителя истца ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Ильского городского поселения <адрес> об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 в лице своего представителя ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Ильского городского поселения <адрес> об установлении границ земельного участка.
В обоснование заявленных требования истец указала о том, что с ДД.ММ.ГГГГ является правообладателем 1\4 доли земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 1127 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в. Право собственности на 1\4 доли возникло на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Номер государственной регистрации права: №-23\234\2022-4, дата государственной регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась к кадастровому инженеру за изготовлением на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью: 1127 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, межевого плана для установления границ в соответствии с законодательством РФ. Земельный участок имеет 2(два) смежных землепользователей, все они ранее межевались. Фасадная линия не нарушена. <адрес> составила- 1237 кв.м. отличную площадь от площади указанную в кадастровых сведениях на 110 кв.м., что не является предельно допустимой погрешностью при межевании определенной по формуле +12 кв.м., но менее 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Кадастровым инженером ФИО3 был сделан запрос в Администрацию Ильского городского поселения <адрес> для утверждения графического материала земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ № кадастровым инженером ФИО3 был получен письменный отказ от Администрации Ильского городского поселения <адрес> с аргументами отказа следующего характера: «… испрашиваемый Вами земельный участок расположен в зоне – зона инженерной инфраструктуры (ИТ-1), где вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка отсутствует. … Утвердить графический материал земельного участка расположенного в пгт. Ильском по пер. Лесному, 5в, не предоставляется возможным». Согласно Выписки из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, дата присвоения кадастрового номера земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> в, от ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома (т.е. не указан термин «отсутствуют»). Если обратить внимание на дату присвоения кадастрового номера, то можно совершенно точно быть уверенным, что данный земельный участок был образован в 80х - 90х годах, а выгрузка сведений Росреестра раньше не предполагала программный продукт электронного вида. При создании необходимой программы государственного характера, все сведения переносились в электронный вид и всем таким сведениям устанавливалась одна и та же дата - ДД.ММ.ГГГГ. На земельный участок с кадастровым номером №, площадью: 1237 кв. м., расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, произошло наложение зоны ИТ-1, присвоенной от ДД.ММ.ГГГГ на участок принадлежащий на правах собственности Истцу. Зона ИТ-1 была наложена ошибочно, так как на смежном земельном участке имеется телевышка, для эксплуатации и обслуживания которой имеется земельный участок с кадастровым номером: № Категория земель: Земли поселений (земли населенных пунктов) Для эксплуатации РРС Земельный участок по адресу: край Краснодарский, р-н Северский, пгт. Ильский, пер. Лесной, <адрес>: 13 162 кв.м.
Истец просит установить границы земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 1237 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании графического материала и межевого плана земельного участка, изготовленного кадастровым инженером В.П. ФИО3.
Истец ФИО2 и ее представитель ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Ильского городского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд, с учетом положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Статьей 64 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
При этом указанная характеристика одного земельного участка одновременно характеризует другие земельные участки, смежные с ним. С учетом этого законодательство устанавливает соответствующие процедуры определения границ на местности и их согласования. В целом такие процедуры сводятся к предоставлению возможности смежным землевладельцам высказать свое мнение о расположении общей границы земельного участка и проводятся с целью соблюдения их интересов.
Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является правообладателем 1\4 доли земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 1127 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, <адрес> в. Право собственности на 1\4 доли возникло на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Номер государственной регистрации права: №, дата государственной регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требования земельного законодательства, ограничения и обременения объекта отсутствуют.
С целью проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу:<адрес>, <адрес> в, ФИО2 обратилась к кадастровому инженеруФИО5.Как видно из материалов дела, кадастровым инженеромФИО7подготовлен графический материал земельного участка, определяющий местоположение границ земельного участка при его образовании.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ильского городского поселения <адрес> ФИО5 отказано в утверждении графического материала земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки Ильского городского поселения <адрес> испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне – зона инженерной инфраструктуры (ИТ-1), где вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка отсутствует.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 7, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ильского городского поселения <адрес>, утвержденными решением Совета Ильского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью III градостроительных регламентов, статьи 33. Виды территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории Ильского городского поселения. Настоящими Правилами устанавливаются следующие виды территориальных зон на территории Ильского городского поселения <адрес>: зоны инженерной и транспортной инфраструктур: ИТ-1 - Зона инженерной инфраструктуры. Виды разрешенного использования земельных участков:
энергетика, трубопроводный транспорт, связь, коммунальное обслуживание, обеспечение внутреннего правопорядка, 3емельные участки (территории) общего пользования.
Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: виды разрешенного использования земельных участков - не устанавливаются.
В силу п. 8 и п. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, либо предельные параметры объектов капитального строительства, собственник, законный владелец участка или объекта капитального строительства (землепользователь) вправе продолжать использование участка, параметры объекта строительства, разрешенные до такого изменения, без какого-либо ограничения, если только такое использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об утверждении положения об особо охраняемой природной территории.
Однако, ограничений на испрашиваемый истцом земельный участок не наложено, вид разрешенного использования не изменен, в связи с чем бездействие органов местного самоуправления лишает землепользователя права на доступ к информации об используемом ею участке.
Согласно заключению кадастрового инженераФИО5, при проведении кадастровых работ по земельному участку <адрес>, <адрес>, кадастровый номер № выявилось, что данный земельный участок имеет площадь большую, чем в кадастровых сведениях и право удостоверяющем документе. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, находящийся в <адрес>, кадастровый номер №, площадь 1127 кв.м., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок имеет 2(два) смежных землепользователей, все они ранее межевались. Фасадная линия не нарушена. <адрес> составила- 1237 кв.м. отличную площадь от площади указанную в кадастровых сведениях на 110 кв.м., что не является предельно допустимой погрешностью при межевании определенной по формуле +12 кв.м., но менее 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Все это учитывая необходимо поставить на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер №, правообладатель ФИО2, фактическую площадь – 1237 кв.м.
На основании п.32 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», допускается проведение кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в Едином государственном реестре недвижимости.
Поскольку дата присвоения кадастрового номера данного земельного участка - ДД.ММ.ГГГГ, согласно, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, следовательно, предполагается, что данный земельный участок был образован в 80х - 90х годах. Правила землепользования и застройки Ильского городского поселения <адрес> утверждены - ДД.ММ.ГГГГ №, что более чем на 12 лет позже сформирования данного земельного участка. Администрация Ильского городского поселения <адрес> сведения по данному земельному участку не предоставила в Управление Росреестра по <адрес>.
При этом Суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №).
Суд на основании норм материального права, подлежащих применению, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).
Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 к администрации Ильского городского поселения <адрес> об установлении границ земельного участка – удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 1237 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. на основании графического материала и межевого плана земельного участка, изготовленного кадастровым инженером В.П. ФИО3
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Северский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующийсудьи: Емельянов А.А.