Дело № 2-88/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2019 года г.Зуевка Кировской области
Зуевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Хлюпина Д.В.,
при секретаре Катаевой А.Г.,
с участием ответчика – Перетятой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г. Зуевки» к Перетятой Ольге Владимировне о взыскании задолженности по оплате за потребленные коммунальные услуги (отопление),
установил:
ООО «Центр расчетов с потребителями г. Зуевки» (далее – ООО «ЦРП г.Зуевки, истец) обратилось в суд с названным иском. Свои требования мотивировало тем, что на основании агентского договора № 8/ук-2012 от 16.05.2012, заключенного между ООО «ЦРП г. Зуевки» и ООО «УК ЖКХ Зуевского района», ООО «ЦРП г. Зуевки» совершает все необходимые юридические и практические действия по сбору с населения платы за жилищно-коммунальные услуги (отопление). Ответчик проживает в квартире № многоквартирного дома № по <адрес>. С сентября 2016 года оплату коммунальных платежей за отопление не производит, считая, что услуга ей не предоставлялась по причине отключения их квартиры от системы центрального отопления, в связи с чем, за период с сентября 2016 по июль 2017 образовалась задолженность в сумме 59135,83 руб. Полагает, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в редакции до 01.01.2019), расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен был производиться исходя из общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе теплоснабжения, вне зависимости от наличия или отсутствия в жилом помещении обогревающих элементов, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления. Также, Правила не содержали специальной нормы, исключающей возможность для исполнителя коммунальных услуг производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по жилому помещению, отключенному в установленном законом порядке от центральной системы отопления и оборудованному альтернативным источником отопления. Просили взыскать с ответчика сумму задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению в размере 59135 руб. 83 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1974 руб. 07 коп.
Представитель ООО «ЦРП г. Зуевки» Белорыбкина Е.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2019, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении иска настаивала, о чем до судебного заседания представила письменное заявление.
Ответчик – Перетятая О.В. в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать в полном объеме за его необоснованностью. Суду пояснила, что услугу по отоплению она не получает, так как квартира переведена на индивидуальное газовое отопление, переустройство квартиры выполнено в законном порядке.
Представитель третьего лица – глава администрации Зуевского городского поселения Кировской области Родыгин А.Н. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, о чем направил в суд ходатайство. Также указал, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку расчет задолженности истцом произведен некорректно ввиду отсутствия утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.
Представители ОАО «Коммунэнерго», ООО «УК ЖКХ Зуевского района» в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известили, мнение по иску не представили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы иска и дополнений к нему, заслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из части 2 статьи 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за тепловую энергию.
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Перетятая О.В. является собственником жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>.
Управление общим имуществом многоквартирного жилого дома № по ул. Южная в г.Зуевка, предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляет ООО «УК ЖКХ Зуевского района». Жилой дом отапливается от котельной ОАО «Коммунэнерго».
В соответствии с агентским договором № 8/ук-2012 от 16.05.2012, заключенным между ООО «УК ЖКХ Зуевского района» и ООО «Центр расчетов с потребителями г.Зуевки», последний производит ежемесячный расчет платы по теплоснабжению, выставление и доставку гражданам счетов-квитанций на оплату услуг по теплоснабжению, ведет претензионную и исковую работу по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Из объяснений ответчика установлено и подтверждается материалами дела, что многоквартирный жилой дом № подключен к системе централизованного отопления, так как на автономную систему отопления перешли не все жильцы дома, в спорный период дом общедомовым прибором учета тепловой энергии оборудован не был.
В 2016 году в квартире № указанного дома произведено переустройство системы теплоснабжения, отрезано центральное отопление, в квартире установлен бытовой газовый котел.
В судебном заседании законность переустройства и (или) перепланировки жилого помещения - квартиры № в доме № по <адрес> не оспаривалась, подтверждена актом приемки жилого помещения, законченного перепланировкой и (или) переустройством от 15.09.2016. Таким образом, нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент его проведения, были соблюдены.
За период с сентября 2016 года по июль 2017 года истцом начислена плата за отопление в размере 59135 руб. 83 коп., которая в установленные сроки ответчиком не оплачена.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Истцом расчет платы за оказанную услугу по отоплению произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила № 354) в редакции, действовавшей до 01.01.2019, без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, то есть включает в себя плату как за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П абзац второй пункта 40 Правил № 354 был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правительством Российской Федерации 28.12.2018 принято постановление № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», согласно которого с 01.01.2019 начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме должно производиться с учетом наличия в некоторых многоквартирных домах жилых и нежилых помещений, переведенных в установленном порядке на индивидуальный источник теплоснабжения. В частности, в соответствующих формулах приложения № 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
С учетом выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2018 года № 46-П позиций, а также изменений, внесенных в правовое регулирование отношений в сфере оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, расчет платы за отопление за период с сентября 2016 года по июль 2017 года на сумму 59135 руб. 83 коп., представленный истцом в подтверждение задолженности ответчика, противоречит действующему законодательству, поскольку обязывает ответчика вносить плату за фактически не используемую им для обогрева квартиры тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
В то же время, переход на индивидуальное газовое отопление подтвержден актом о переустройстве от 15.09.2016, в связи с чем, суд считает законным взыскание платы за отопление за период с 01 сентября по 15 сентября 2016 года в сумме 2443,67 руб.
Но, как указал в Постановлении № 46-П Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64).
Освобождение ответчика от платы за отопление перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников, чем ущемляет их права и законные интересы, что недопустимо.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Граждане, демонтировавшие радиаторы отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по жилым и нежилым помещениям, общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом.
Истцом представлен справочный расчет задолженности ответчика за коммунальную услугу (отопление), исчисленный в соответствии с внесенными изменениями в Правила № 354 от 06.05.2011, согласно которому задолженность ответчика по оплате за отопление мест общего пользования в многоквартирном доме за период с 15 сентября 2016 по июль 2017 составил 3467 руб. 09 коп. Данный расчет проверен судом и признан соответствующим пунктам 3, 3(6) Приложения 2 Правил № 354 (в ред. постановления Правительства РФ от 23.02.2019 № 184, п. 3(6) введен постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708).
Указанный расчет суд считает возможным принять за основу при определении суммы задолженности за спорный период.
При расчете платы учтены данные об общей площади мест общего пользования многоквартирного жилого дома №, общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме (площадь квартиры №); общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых установлены индивидуальные источники тепловой энергии.
Применение данного порядка расчета позволяет определить плату за услугу в части её потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не ухудшает положение ответчика, поскольку обеспечивает разделение на плату за потребление услуги по отоплению в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, возлагает на ответчика расходы, связанные только с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Целесообразность применения указанного расчета обусловлена в данном случае в полной мере обеспечением возможности надлежащего исполнения собственниками (нанимателями) жилых помещений обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению, предусмотренной статьей 153 ЖК РФ в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
Применение расчетных формул Правил №354 в редакции Постановления №184 от 23.02.2019 обеспечивает достижение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению.
В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с частичным удовлетворением иска, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем, с ответчиков в пользу истца в солидарном порядке подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 197 руб. 31 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г. Зуевки» к Перетятой Ольге Владимировне о взыскании задолженности по оплате за потребленные коммунальные услуги (отопление) удовлетворить частично.
Взыскать с Перетятой Ольги Владимировны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г. Зуевки» задолженность по оплате за потребленные коммунальные услуги (отопление) за период 01 по 15 сентября 2016 года в сумме 2443 руб.67 коп., задолженность по оплате за потребленные коммунальные услуги (отопление) в части взыскания за места общего пользования за период с 15 сентября 2016 года по июль 2017 года в сумме 3467 руб. 09 коп., расходы по уплате госпошлины в сумме 197 руб. 31 коп., а всего 6108 (шесть тысяч сто восемь) рублей 07 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалоб через Зуевский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 08.04.2019.
Судья Д.В.Хлюпин