КОПИЯ
Дело № 2-77/2023
УИД74RS0035-01-2023-000010-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Октябрьское 21 февраля 2023 года
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Столбовой О.А.,
при секретаре Киселёвой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Киртьянова А.Г. гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подовинного сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подовинного сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее - МО) о наложении обязательств, в обоснование указав, что в ходе прокурорской проверки в области обеспечения безопасного дорожного движения было установлено отсутствие оценки технического состояния автомобильных дорог, расположенных в деревне Теренкуль Октябрьского района Челябинской области. Для обеспечения безопасности жителей, дорожного движения и профилактики совершения правонарушений прокурор просил обязать МО провести оценку технического состояния автомобильных дорог, расположенных по улице Центральной, протяженностью 1558 м и по улице Северной, протяженностью 696 м, в деревне Теренкуль Октябрьского района Челябинской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика к участию в деле было привлечено МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области (л.д.2-3).
Прокурор Киртьянов А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители МО Подовинное сельское поселение и Октябрьский муниципальный район Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.25-27).
Суд с учетом мнения стороны считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ч.1 ст.17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в томчисле посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ч.4 ст.17 Закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
На основании ст.3 Закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч.9 п.5 ст.5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В силу ч.1 ст.6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно ч.8 ст.6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст.12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу ч.4 ст.6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса России от 07 августа 2020 года № 288 (далее - Порядок).
Согласно п.3 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
В соответствии с п.4 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляется в том числе повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится).
Согласно п. 6 Порядка по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги:
1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов;
2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземномэлектрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ч.4 ст.14 Закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что автомобильные дороги местного значения в деревне Теренкуль Октябрьского района Челябинской области по улице Центральной общей протяженностью 1,558 км и по улице Северной общей протяженностью 0,696 км находятся в собственности МО (л.д.8-10).
В период 2021-2022 годов оценка технического состояния автомобильных дорог в границах Подовинного сельского поселения не проводилась (л.д.7), что не опровергнуто представителями ответчиков.
Соглашением от 30 декабря 2021 года, заключенным между администрацией МО и администрацией Октябрьского муниципального района Челябинской области, МО была передана часть полномочий Октябрьского муниципального района по решению вопросов местного значения, в том числе предусмотренных п.п.5 ч.1 ст.14 и п.п.5 ч.1 ст.15 Закона № 131-ФЗ (л.д.28-30).
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие оценки технического состояния автомобильных дорог противоречит действующему законодательству и действительно нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения. При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
При этом, поскольку полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также по осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в границах муниципального района были переданы в МО на основании указанного выше Соглашения от 30 декабря 2021 года, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению оценки технического состояния спорных автомобильных дорог должна быть возложена на ответчика в лице МО как собственника имущества, ответственного за осуществление переданных ему полномочий. В удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области, следует отказать.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд, учитывая характер спорных правоотношений, фактические обстоятельства по делу, принимая во внимание погодные и климатические условия, временные и финансовые затраты, требуемые на исполнение в полном объеме решения суда, а также требования разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что предлагаемый прокурором срок для исполнения настоящего решения - в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу является разумным и достаточным. При этом суд учитывает, что в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки, у ответчика имеется право за обращением в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения в порядке, установленном ст.203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области удовлетворить.
Обязать администрацию МО Подовинное сельское поселение Октябрьского муниципального района Челябинской области, ИНН 7437001826, ОГРН 1027401825110, организовать проведение оценки технического состояния автомобильных дорог:
- по улице Центральной в деревне Теренкуль Октябрьского района Челябинской области протяженностью 1558 метров;
- по улице Северной в деревне Теренкуль Октябрьского района Челябинской области протяженностью 696 метра,
в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении заявленных требований, предъявленных к МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Председательствующий подпись.
Копия верна.
Судья О.А.Столбова.
Секретарь В.В.Киселёва.