Дело № 2-997/2022
УИД 21RS0016-01-2022-001020-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Смирновой С.А.,
при секретаре Елисеевой О.Г.,
с участием представителя истца – помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Поповой А.В.,
представителя ответчика МУП ЖКХ «Ишлейское» Албутова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «Ишлейское» о присуждении к исполнению обязанности в натуре в виде: обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемы с БОС,
у с т а н о в и л:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокуратур в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском МУП ЖКХ «Ишлейское» о присуждении к исполнению обязанности в натуре в виде: обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемы с БОС.
Исковые требования мотивированы тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа экологической ситуации в сфере охраны водных ресурсов в деятельности МУП ЖКХ «Ишлейское» (далее – Предприятие) выявлены нарушения требования законодательства об охране вод.
Установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.10.2019 Предприятие эксплуатирует биологические очистные сооружения в с. Ишлеи по ул. Космическая, д. 41, на которые поступают производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды жилого сектора с. Ишлеи.
Сточные воды после очистки сбрасываются в левый приток р. Унга на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 11.11.2020 № 21-08.0104.004-Р-РСБК-С-2020-01233/00. По данным отчета 2- ТП (водхоз) за 2021 год сброшено 34,41 тыс. куб. м. недостаточно очищенных сточных вод.
Биологические очистные сооружения поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, № 97-0221-001946-Т, категория II, уровень надзора - региональный.
Согласно ст. 3 - Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Согласно ч.2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частями 4, 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного, фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166- ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В силу подпункта «г» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является проведение производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, в т.ч. условий отведения сточных вод.
Согласно сведениям из Государственного рыбохозяйственного реестра река Унга относится к объектам рыбохозяйственного значения второй категории.
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждены приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552 (далее - Приказ).
Вместе с тем, по результатам лабораторных исследований качества срочной воды, установлены нарушения нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 11.11.2020 № 21-08.0104.004-Р-РСБК-С-2020-01233/00, Приказом по следующим показателям.
Протокол № 42/03 от 09.03.2021;
- фосфат (по Р) - 7,1 мг/дмЗ (при нормативе - 0,2 мг/дмЗ);
- АПАВ - 3,2 мг/дмЗ (при нормативе - 0,1 мг/дмЗ),
- ХПК - 58 мг/дмЗ (при нормативе -4,0 мг/дмЗ),
- БПК-5 - 3,4 мг/дмЗ (при нормативе -2,1 мг/дмЗ);
Протокол № 411/03 от 16.06.2021:
- фосфат-ион - 10,4 мг/дмЗ (при нормативе - 0,2 мг/дмЗ);
- АПАВ - 2,3 мг/дмЗ (при нормативе - ОД мг/дмЗ),
- ХПК - 264 мг/дмЗ (при нормативе -4,0 мг/дмЗ),
- БПК-5 - 6,5 мг/дмЗ (при нормативе - 2Д мг/дмЗ),
- нефтепродукты - 1,9 (при нормативе - 0, 05 мг/дмЗ).
Протокол № 891/03 от 04.10.2021:
- фосфат (по Р) - 1,51 мг/дмЗ (при нормативе - 0,2 мг/дмЗ);
- АПАВ - 1,08 мг/дмЗ (при нормативе - ОД мг/дмЗ),
- ХПК - 78 мг/дмЗ (при нормативе -4,0 мг/дмЗ),
- БПК-5 - 34 мг/дмЗ (при нормативе - 2Д мг/дмЗ),
- нефтепродукты ~ 0,16 (при нормативе - 0, 05 мг/дмЗ).
По данным фактам в адрес руководителя Предприятия 28.03.2022 внесено представление, однако в нарушение ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно протоколу № 141/03 от 29.03.2022 сброс загрязненных сточных вод продолжается:
- фосфат (по Р) - 1,254 мг/дмЗ (при нормативе - 0,2 мг/дмЗ);
- АПАВ - 0,84 мг/дмЗ (при нормативе - ОД мг/дмЗ),
- ХПК ~ 78 мг/дмЗ (при нормативе -4,0 мг/дмЗ),
- БПК-5 - 17,6 мг/дмЗ (при нормативе - 2,1 мг/дмЗ).
Истец считает, что вышеуказанные обстоятельства могут повлечь загрязнение, засорение или истощение водного объекта, нарушают правила охраны среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшают экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Биологические очистные сооружения отнесены к региональному уровню надзора, категория II, в этой связи Министерство природных ресурсов и экологии по Чувашской Республике является третьим лицом.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит обязать МУП ЖКХ «Ишлейское» в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых биологических очистных сооружений в с. Ишлеи по ул. Космическая, д.41 в реку Унга в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование № 21-08.0104.004-Р-РСБК-С-2020-01233/00 от 1.10.2019.
Представитель истца помощник прокурора Попова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду.
Представитель ответчика МУП ЖКХ «Ишлейское» Албутов М.А. в судебном заседании исковые требования не признал и просил установить срок исполнения решения до 3 лет.
Третье лицо – Министерство природных ресурсов и экологии по Чувашской Республике, не обеспечило явку своего представителя на судебное разбирательство.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 3 - Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Согласно ч.2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частями 4, 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного, фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166- ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В силу подпункта «г» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является проведение производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, в т.ч. условий отведения сточных вод.
Согласно сведениям из Государственного рыбохозяйственного реестра река Унга относится к объектам рыбохозяйственного значения второй категории.
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждены приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552 (далее - Приказ).
Материалами дела установлено, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны водных ресурсов.
Проверкой выявлены нарушения в деятельности ответчика, осуществляющего деятельность, выразившиеся в следующем.
По результатам лабораторных исследований качества срочной воды, установлены нарушения нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 11.11.2020 № 21-08.0104.004-Р-РСБК-С-2020-01233/00, Приказом по следующим показателям.
Протокол № 42/03 от 09.03.2021;
- фосфат (по Р) - 7,1 мг/дмЗ (при нормативе - 0,2 мг/дмЗ);
- АПАВ - 3,2 мг/дмЗ (при нормативе - 0,1 мг/дмЗ),
- ХПК - 58 мг/дмЗ (при нормативе -4,0 мг/дмЗ),
- БПК-5 - 3,4 мг/дмЗ (при нормативе -2,1 мг/дмЗ);
Протокол № 411/03 от 16.06.2021:
- фосфат-ион - 10,4 мг/дмЗ (при нормативе - 0,2 мг/дмЗ);
- АПАВ - 2,3 мг/дмЗ (при нормативе - ОД мг/дмЗ),
- ХПК - 264 мг/дмЗ (при нормативе -4,0 мг/дмЗ),
- БПК-5 - 6,5 мг/дмЗ (при нормативе - 2Д мг/дмЗ),
- нефтепродукты - 1,9 (при нормативе - 0, 05 мг/дмЗ).
Протокол № 891/03 от 04.10.2021:
- фосфат (по Р) - 1,51 мг/дмЗ (при нормативе - 0,2 мг/дмЗ);
- АПАВ - 1,08 мг/дмЗ (при нормативе - ОД мг/дмЗ),
- ХПК - 78 мг/дмЗ (при нормативе -4,0 мг/дмЗ),
- БПК-5 - 34 мг/дмЗ (при нормативе - 2Д мг/дмЗ),
- нефтепродукты ~ 0,16 (при нормативе - 0, 05 мг/дмЗ).
По данным фактам в адрес руководителя Предприятия 28.03.2022 внесено представление, однако в нарушение ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно протоколу № 141/03 от 29.03.2022 сброс загрязненных сточных вод продолжается:
- фосфат (по Р) - 1,254 мг/дмЗ (при нормативе - 0,2 мг/дмЗ);
- АПАВ - 0,84 мг/дмЗ (при нормативе - ОД мг/дмЗ),
- ХПК ~ 78 мг/дмЗ (при нормативе -4,0 мг/дмЗ),
- БПК-5 - 17,6 мг/дмЗ (при нормативе - 2,1 мг/дмЗ).
Вышеуказанные обстоятельства могут повлечь загрязнение, засорение или истощение водного объекта, нарушают правила охраны среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшают экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Исходя из обстоятельств дела, подтверждающих факт негативного воздействия использования водного объекта р. Унга, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанность обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых биологических очистных сооружений в с. Ишлеи по ул. Космическая, д.41 в реку Унга в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование № 21-08.0104.004-Р-РСБК-С-2020-01233/00 от 1.10.2019.
Учитывая доводы представителя МУП ЖКХ «Ишлейское» об увеличении срока исполнения решения до 3 лет, суд считает необходимым установить данный срок - в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПКРФ, суд
р е ш и л:
Обязать МУП «ЖКХ Ишлеское» (ИНН 2116000701) в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых биологических очистных сооружений в с. Ишлеи по ул. Космическая, д.41 в реку Унга в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование № 21-08.0104.004-Р-РСБК-С-2020-01233/00 от 1.10.2019.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2022.
Судья С.А. Смирнова