Дело № 2-271/2024
УИД: 44RS0014-01-2024-000493-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 01 августа 2024 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Сапоговой Т.В., с участием
помощника прокурора Островского района Костромской области Гречишкиной А.Г., действующей по поручению,
при секретаре Мартынове Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области, ФСИН России о возложении обязанности устранить нарушения законодательства Российской Федерации при эксплуатации здания,
установил:
Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области об обязании устранить нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: произвести ремонт бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда №4, в срок до 01.08.2024г.
Требования мотивированы тем, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области о соблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных.
В силу пункта 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений песет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 утверждена инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовноисполнительной системы (далее - Инструкция).
Согласно пункту 3.2. Инструкции, техническая эксплуатация включает в себя осуществление контроля, технического надзора и проведение технических мероприятий планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений.
Пунктом 3.5. Инструкции, закреплено, что ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации зданий и сооружений возлагается на руководство учреждений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения.
Пунктом 3.3. Инструкции установлено, что правильная техническая эксплуатация зданий и сооружений, инженерного оборудования и территорий жилых, режимных, лечебных и хозяйственно-складских зон имеет целью обеспечить: длительные сроки службы зданий элементов, сохранение их от преждевременного износа и разрушения; надлежащие санитарно-гигиенические и культурно-бытовые условия; рациональное расходование денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых для эксплуатации и ремонта.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон №5473-1) учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность но развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Пунктами 6 и 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ предписывается в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
В нарушение вышеуказанных требований бетонная площадка на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда №4 ИК-4, имеет глубокие трещины шириной более 1-2 см. и длинной более 20см. В связи с такими трещинами имеет место перепад фрагментов бетонной плиты лестничной площадки и создает угрозу травмирования осужденных.
Начальнику ИК-4 УФСИН России по Костромской области 29.01.2024г. внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Согласно ответу ИК-4 от 29.02.2024 №45/ТО/34/12-650, проведение работ по ремонту бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещении отряда №4, возможно в весенне-осенний период. Устранение данного нарушения запланировано в срок до 30.04.2024г.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Учитывая, что общежитие отряда №4 ИК-4 является местом с массовым пребыванием лиц, круг которых постоянно меняется, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить круг лиц чьи прав и интересы нарушаются, не представляется возможным, в связи с чем прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обращается в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В дальнейшем прокурор Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поддержал требования уточнил мотивировав тем, что согласно акту приёмки работ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области от 02.07.2024 устранены нарушения законодательства в части ненадлежащего содержания бетонной площадки на 1 первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда №4. Фактически требования прокурора исполнены в добровольном порядке. При проведении прокурором проверки 09.07.2024г. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области установлено, что указанная бетонная площадка на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещении отряда №4, фактически отремонтирована. Вместе с тем, на основании представления прокурора от 29.01.2024г. искх №14-2024/Прдп2-24-20340003 нарушения законодательства в досудебном порядке не были своевременно устранены.
На основании изложенного, в связи с тем, что на момент предъявления в суд искового заявления нарушения законодательства имели место и лестница, ведущая в помещение отряда №4, требовала ремонта, просит суд удовлетворить исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения законодательства Российской Федерации в части ненадлежащего содержания лестницы и произвести ремонт.
Однако, решение суда в части возложения обязанности о ремонте бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда №4, в исполнение не приводить в связи с добровольным выполнением требований ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Костромской области, ФСИН России.
В отзыве на иск представитель УФСИН России по Костромской области исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с приказом Минюста России от 15.05.2024 № 145 «О ликвидации федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» принято решение о ликвидации федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» (приложение).
Вопрос о ликвидации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области рассматривался в Федеральной службе исполнения наказаний с 2023 года. В связи с этим Учреждению в 2024 году были доведены лимиты бюджетных обязательств на капитальный ремонт инженерных сетей санитарного узла отряда № 4 в размере 38 000 рублей, капитальный ремонт сетей освещения в помещениях административного здания в размере 12 000 рублей.
Из пункта 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложеютых судом запретов и (или) ограничений.
Одной из основных задач ФСИН России является в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (пункт 3).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
Согласно пункту 7 положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных па нес функций.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац тридцать шестой статьи 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий Право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публичноправового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом (абзац 38 статьи 6).
В статье 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
На основании положений статьи 158 Бюджетного кодекса РФ обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований.
Только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Таким образом, именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Аналогичная позиция закреплена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 06.06.2023 № 86-КГ23-3-К2.
В настоящее время лимиты бюджетных обязательств на проведение капитальных ремонтов в УФСИ11 России по Костромской области отсутствуют.
На основании вышеизложенного, просят суд в удовлетворении исковых требований Костромской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области отказать.
Помощник прокурора Островского района Костромской области Гречишкина А.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям, уточнении иска и просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Соответчики УФСИН России по Костромской области, ФСИН России в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктами 3.1., 3.5. Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года N 276 (далее- Инструкции), закреплено, что ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации зданий и сооружений возлагается на руководство учреждений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения.
Согласно п. 12.12.1. Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года N 276 технический осмотр лестниц должен производиться не реже двух раз в год (весной и осенью).
При осмотре лестниц и их конструктивных элементов необходимо обращать внимание: на наличие трещин и повреждений в лестничных площадках, маршах и накладных проступях. Все обнаруженные при осмотрах дефекты должны включаться в план текущего или капитального ремонта, неисправности в ограждениях лестниц должны устраняться немедленно ( п. 12.12.2, п.12.12.3 данной Инструкции).
Согласно Устава ответчик ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области (ИНН 4421001790, ОГРН 1024402633034) зарегистрировано в качестве юридического лица.
Из Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области следует, что предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе: создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ (п.2.1). Для достижения целей Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных (п. 2.5.1).
Имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит Учреждению на праве оперативного управления. Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления (п. 5.1, п. 1.9 Устава).
Согласно п. 4.1 Устава управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Костромской области и руководство Учреждения (начальник, его заместители).
Пунктами 1.3, 4.2 Устава предусмотрено, что указанное учреждение находится в ведении ФСИН России. ФСИН России в отношении учреждения осуществляет контроль за деятельностью данного учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества.
Согласно п. 4.3 Устава УФСИН России по Костромской области в отношении учреждения осуществляет: доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утверждение штатной численности и фонда оплаты труда работников учреждения и изменение в них изменений; проведение плановых и иных ревизий и проверок деятельности учреждения; контроль использования и закрепленного за учреждением имущества; другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно технического паспорта здания (строения) ОГБУ «Костромаоблкадастр- Областное БТИ» инв. номер 2189 по адресу: Костромская область п.Островское, ул. Советская, д. 111 ( лит.Н) ( общежитие отрядов № 1,4,5) здание 2-х этажное, год постройки 1977, группа капитальности III. В конструктивных элементах указаны лестницы (п. 10).
Нахождение данного здания в оперативном управлении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области ответчиками не оспаривается.
В судебном заседании установлено, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, о соблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных.
В ходе проверки установлено, что бетонная площадка на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда №4 ИК-4 имеет глубокие трещины шириной более 1-2 см. и длинной более 20 см. В связи с такими трещинами имеет место перепад фрагментов бетонной плиты лестничной площадки и создает угрозу травмирования осужденных.
29.01.2024г. Костромским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Соловьеву С.П. внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ. Установлен срок в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
В ответе на представление от 29.02.2024г. начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области указал, что проведение работ по ремонту бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещении отряда №4, возможно в весенне-осенний период. Устранение данного нарушения запланировано в срок до 30.04.2024г.
Наличие выявленных нарушений ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области не оспаривается.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате; разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (п.1 ст.36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ).
Исходя из изложенного, работы по приведению в надлежащее состояние в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области и ремонтные работы бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда №4 должны выполняться ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области.
В судебном заседании установлено, что Приказом Минюста России №145 от 15 мая 2024г. принято решение о ликвидации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области. Срок ликвидации установлен до 12.05.2025г.
Согласно представленной информации в учреждении на 13.06.2024г. содержится 60 осужденных, из них в общежитии отряда №4- 45 осужденных, в карантинном отделении- 3 осужденных, в помещениях ШИЗО, ПКТ- 6 осужденных, в общежитии участка колонии –поселении- 6 осужденных.
Неисполнение ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области возложенных на него обязанностей по выполнению установленных требований содержания имущества создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - осужденных, сотрудников, состав которых постоянно меняется, а также порчу федерального имущества, в связи с чем, суд признает исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ законными и обоснованными и приходит к выводу о том, что на ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области должна быть возложена обязанность устранить указанные нарушения.
Оснований для удовлетворения исковых требований к соответчикам УФСИН России по Костромской области, ФСИН России не имеется, поскольку требований о возложении профинансировать заявленные в иске мероприятии по проведению капитального ремонта прокурором не заявлены, кроме того как следует из пояснений представителя ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области необходимые денежные средства для проведения капитального ремонта выделены учреждению.
В судебном заседании установлено, что заявленные в иске требования исполнены, а именно проведен ремонт бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда №4 представлены, что подтверждается фотоснимками и актом приемки работ от 02.07.2024г.
Учитывая, что заявленные исковые требования удовлетворены ответчиком добровольно, после предъявления иска, суд приходит к выводу о том, что решение в части возложения на ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области обязанности произвести ремонт бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда № 4, в установленный срок, в исполнение не приводить в связи с добровольным исполнением требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Костромской области (ОГРН 1024402633034, ИНН 4421001790) об устранении нарушений законодательства и возложении обязанности произвести ремонт бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда № 4, в установленный срок, удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Костромской области, ФСИН России, отказать.
Решение в части возложения на ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Костромской области обязанности произвести ремонт бетонной площадки на первом этаже лестницы, ведущей на 2-й этаж в помещение отряда № 4, в установленный срок в исполнение не приводить, в связи с исполнением требований ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Сапогова Т.В.