Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-314/2024 ~ М-305/2024 от 05.04.2024

Дело № 2-314/2024

УИД 55RS0034-01-2024-000476-84

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тара Омской области 23 апреля 2024 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием представителя истца помощника Тарского межрайонного прокурора Сергиенко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску Тарского межрайонного прокуратура Омской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к МУП «Расчетно-технический центр жилищно-коммунального хозяйства» Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области, администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по обеспечению надлежащего и бесперебойного водоснабжения населения на территории <адрес> путем проведения работ по отчистке речных насосов акватории водозабора,

У С Т А Н О В И Л:

Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, указав, что проведенной проверкой установлено, что в деятельности администрации Тарского городского поселения, МУП «РТЦ ЖКХ» выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Постановлением главы администрации Тарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающая организация - МУП «РТЦ ЖКХ» определена гарантирующей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению в <адрес>. МУП «РТЦ ЖКХ» при осуществлении деятельности на территории <адрес> используются сети холодного водоснабжения, принадлежащие Администрации Тарского городского поселения по праву собственности, переданные в МУП «РТЦ ЖКХ» по праву хозяйственного ведения, на основании постановления администрации главы Тарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в которые, в числе прочего, входят: здание насосной станции 1 подъема, расположенное по адресу: водозабор, <адрес>, берег реки Иртыша, 2 км выше устья реки Аркарка, инвентарный , условный ; береговой колодец, расположенный по адресу: <адрес>, берег реки Иртыш, 2 км выше устья реки Аркарка, инвентарный , условный ; водовод, расположенный по адресу: <адрес>, берег реки Иртыш, 2 км выше устья реки Аркарка от рыбозащитных оголовок до камер для устранения расходометров, инвентарный , условный . Нежилое строение здание насосной станции 1 подъема, береговой колодец и водовод введены в эксплуатацию в 1991 году, то есть более 32 лет назад. ДД.ММ.ГГГГ в 09-00 в межрайонную прокуратуру поступило сообщение из Единой дежурно-диспечерской службы <адрес> об отключении водоснабжения в <адрес>. По данному факту межрайонной прокуратурой организована проверка, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 40 минут произошла остановка водозабора в связи с понижением температуры воздуха. Понижение температуры воздуха привело к образованию на реки Иртыш, из которой осуществляется забор воды, внутриводовой шуги (мелкий рыхлый лед, появляющийся перед ледоставом), которой забиваются сифонные оголовки, нижний водозабор работает на низких оборотах. Под отключение водоснабжения попало 6860 жилых домов, население 27 209 человек, 42 социально-значимых объекта (9 дошкольных учреждений, 8 школ, 7 учреждений дополнительного образования, 2 профессиональных учреждения, 2 филиала высших учебных заведений, 5 учреждений с круглосуточным пребыванием людей, 1 медицинское учреждение, 8 учреждений культуры и спорта) и иные объекты с массовым пребыванием людей. Аналогичные факты полного прекращения подачи воды в <адрес> зафиксированы в период ледостава в шуголедовых условиях на протяжении более 5 лет подряд. Также, в ходе проверки совместно со специалистами в области водоснабжения произведен осмотр водозабора, по результатам которого установлено, что напорно-береговой колодец водозабора монтирован в 2000 году (более 23 лет назад) и с указанного времени объем воды в реке Иртыш ежегодно уменьшается. Согласно сведениям, указанным в протоколе заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам заседания КЧС принято решение о введении на территории Тарского городского поселения для сил РСЧС режима «Повышенная готовность» с 12-00 часов ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Тарского муниципального района с 12-00 часов ДД.ММ.ГГГГ для органов управления и сил Тарского муниципального района установлен режим функционирования «Повышенная готовность». Границы зоны «Повышенная готовность» определены <адрес> Лесничество Тарского муниципального района. Силы и средства единой системы приведены в готовность к реагированию на чрезвычайную ситуацию. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Тарского муниципального района режим «Повышенная готовность» отменен. В соответствии с актом обследования состояния водозабора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с целью недопущения при понижении температуры воздуха в осенний период забивки сифонных оголовков нижнего водозабора, как следствие прекращения водоснабжения населения, необходимо произвести комплекс работ по отчистке речных наносов акватории водозабора <адрес>, расположенного на левом берегу 1442,8 км от устья реки Иртыш, в который входит: проведение русловых изыскательных работ (с привлечением водолазов), проведение дноуглубительных работ земснаряда. По мнению истца, неудовлетворительное состояние нижнего водозабора, расположенного на левом берегу 1442,8 км от устья реки Иртыш, систематически (ежегодно) приводит к перебоям в водоснабжении, что существенным образом нарушает права граждан (потребителей). Таким образом, администрацией Тарского городского поселения МУП РТЦ ЖКХ не обеспечено принятие необходимых мер по проведению комплекса работ по отчистке от речных наносов акватории водозабора, что может привести к длительному отключению потребителей от коммунальных услуг, создать угрозу жизни и здоровья людей при возникновении аварийных ситуаций, и не позволяет повысить качество коммунальных услуг, предоставляемых потребителям. Просит суд обязать администрацию Тарского городского поселения Тарского муниципального района <адрес>, МУП «РТЦ ЖКХ» Тарского городского поселения обеспечить надлежащее и бесперебойное водоснабжение населения на территории <адрес> посредством проведения комплекса работ по отчистке речных наносов акватории водозабора, расположенного на левом берегу 1442,8 км от устья реки Иртыш, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Сергиенко Е.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков МУП «РТЦ ЖКХ» и администрации Тарского городского поселения не участвовали в судебном заседании, возражений относительно иска суду не представили.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также, предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

    Согласно ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника

Из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

    На основании п.п. 3, 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Из ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении", под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении", государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении", собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

    На основании п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях: из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения; при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;

Частью 8 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении" особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

    Никто не может ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ)

Согласно п.п. в, г п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.03.2024) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 и предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Согласно п.п. л п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 (ред. от 28.11.2023) "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией, а также меры по возобновлению действия таких систем с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением подачи холодной (технической) воды).

    Из п. 1.1.2. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" (утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168) МДК 3-02.2001 следует, что Правила технической эксплуатации распространяются на права и обязанности эксплуатационного персонала по содержанию, обеспечению рациональных режимов работы, приемке и вводу в эксплуатацию, контролю и учету, выполнению ремонтов и ликвидации повреждений и аварий на сооружениях, оборудовании, устройствах и системах водоснабжения и водоотведения ВКХ, а также по выполнению требований, установленных для обеспечения надлежащего санитарного и пропускного режима на охраняемых закрепленных территориях.

    Пунктом 2.10.1 Привил предусмотрено, водоводы и водопроводная сеть (далее - сеть) должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта

Согласно п 2.2.1 Правил основными задачами эксплуатации водозаборных сооружений являются: систематический контроль за состоянием источников водоснабжения и работой сооружений и оборудования, а также учет контролируемых показателей с регистрацией их в специальных журналах; учет количества забираемой из источников воды и контролируемых показателей ее качества; проведение плановых осмотров и ремонтов сооружений и оборудования, своевременное устранение нарушений и аварий.

В соответствии ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы администрации Тарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Расчетно-технический центр жилищно-коммунального хозяйства» определено гарантирующей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению в <адрес>, утверждены зоны деятельности предприятия (л.д. 43)

В п. 2 Устава МУП «Расчетно-технический центр жилищно-коммунального хозяйства» определены цели и предмет деятельности предприятия, в которые входят оказание услуг коммунального обслуживания населения, объектов социальной сферы и иных организаций, обеспечением бесперебойного функционирования объектов.

Согласно выписок из ЕГРН (л.д.80-92) установлено, что правообладателем здания насосной станции 1 подъема, расположенного по адресу: водозабор, <адрес>, берег реки Иртыша, 2 км выше устья реки Аркарка, берегового колодца, расположенного по адресу: <адрес>, берег реки Иртыш, 2 км выше устья реки Аркарка, водовода, расположенного по адресу: <адрес>, берег реки Иртыш, 2 км выше устья реки Аркарка от рыбозащитных оголовок до камер для устранения расходометров является МУП РТЦ ЖКХ. Данный факт подтвержден постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107-114)

Согласно техническим паспортам, здание насосной станции 1 подъема, береговой колодец и водовод введены в эксплуатацию в 1991 году (л.д.60-79)

По факту об отключения водоснабжения в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой организована проверка (л.д.93), в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 40 минут произошла остановка водозабора в связи с понижением температуры воздуха. Понижение температуры воздуха привело к образованию на реки Иртыш, из которой осуществляется забор воды, внутриводовой шуги (мелкий рыхлый лед, появляющийся перед ледоставом), которой забиваются сифонные оголовки, нижний водозабор работает на низких оборотах. Под отключение водоснабжения попало 6860 жилых домов, население 27 209 человек, 42 социально-значимых объекта (9 дошкольных учреждений, 8 школ, 7 учреждений дополнительного образования, 2 профессиональных учреждения, 2 филиала высших учебных заведений, 5 учреждений с круглосуточным пребыванием людей, 1 медицинское учреждение, 8 учреждений культуры и спорта) и иные объекты с массовым пребыванием людей. В адрес главы администрации Тарского городского поселения внесено представление (л.д.22-26), руководителю МУП РТЦ ЖКХ внесено предостережение о недопустимости нарушения закона (л.д.28-31).

В судебном заседании установлено, что аналогичные факты полного прекращения подачи воды в <адрес> зафиксированы в период ледостава в шуголедовых условиях на протяжении более 5 лет подряд.

Согласно сведениям, указанным в протоколе заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам заседания КЧС принято решение о введении на территории Тарского городского поселения для сил РСЧС режима «Повышенная готовность» с 12-00 часов ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102).

В соответствии с актом обследования состояния водозабора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с целью недопущения при понижении температуры воздуха в осенний период забивки сифонных оголовков нижнего водозабора, как следствие прекращения водоснабжения населения, необходимо произвести комплекс работ по отчистке речных наносов акватории водозабора <адрес>, расположенного на левом берегу 1442,8 км от устья реки Иртыш, в который входит: проведение русловых изыскательных работ (с привлечением водолазов), проведение дноуглубительных работ земснаряда (л.д.94-96).

Таким образом, неудовлетворительное состояние нижнего водозабора, расположенного на левом берегу 1442,8 км от устья реки Иртыш, систематически (ежегодно) приводит к перебоям в водоснабжении, что существенным образом нарушает права граждан (потребителей), администрацией Тарского городского поселения и МУП РТЦ ЖКХ не обеспечено принятие необходимых мер по проведению комплекса работ по отчистке от речных наносов акватории водозабора, что в свою очередь может привести к длительному отключению потребителей от коммунальных услуг, создать угрозу жизни и здоровья людей при возникновении аварийных ситуаций, и не позволяет повысить качество коммунальных услуг, предоставляемых потребителям.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимания объем предполагаемых действий и затрат по первому требованию, необходимых для исполнения решения, финансовую ситуацию ответчиков, суд предполагает, что предложенный прокурором срок является разумным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Тарского межрайонного прокуратура Омской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к МУП «Расчетно-технический центр жилищно-коммунального хозяйства» Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области, администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по обеспечению надлежащего и бесперебойного водоснабжения населения на территории г. Тара, Тарского района Омской области путем проведения работ по отчистке речных наносов акватории водозабора удовлетворить.

Обязать администрацию Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (ИНН ), муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-технический центр жилищно-коммунального хозяйства» Тарского городского поселения Тарского муниципального района <адрес> (ИНН ) обеспечить надлежащее и бесперебойное водоснабжение населения на территории <адрес> посредством проведения комплекса работ по отчистке речных наносов акватории водозабора, расположенного на левом берегу 1442,8 км от устья реки Иртыш, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись    

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья: И.А. Мальцева

Согласовано

2-314/2024 ~ М-305/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тарская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области
МУП "Расчетно-технический центр жилищно-коммунального хозяйства"
Другие
Помощник прокурора Сергиенко Е.А.
Уткин Д.П.
Суд
Тарский городской суд Омской области
Судья
Мальцева И.А.
Дело на странице суда
taracourt--oms.sudrf.ru
05.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее