Дело №
УИД: 05RS0№-08
РЕШЕНИЕ
11 октября 2023 г. <адрес>
Судья Избербашского городского суда Республики Дагестан Ахмедханов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ханмурзаева Муслима Магомедовича на постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Алиевым М.И. физическое лицо Ханмурзаев М.М. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В жалобе, поданной в Избербашский городской суд РД, Ханмурзаев М.М. просит отменить постановление должностного лица, приводя доводы об их незаконности.
В обосновании своей жалобы указывает, что он передвигался на автомобиле «TOYOTA ALFARD» за госномером «36FZ738AM» по <адрес> кольца <адрес>, его остановили сотрудники инспекции ГИБДД. Инспектор ГИБДД выписал протокол по статье 12.1 КоАП РФ. На его просьбу предъявить доказательства его вины инспектор ответил отказом. Им инспектору ГИБДД были предоставлены водительское удостоверение, СТС, и полис ОСАГО, то есть все документы, установленные нормами при проверке сотрудником ГИБДД, которые он передал для проверки.
Его транспортное средство на законных основаниях было им приобретено и поставлено на государственный учет Государства Члена ЕАЭС Республики Армении, пересекло границы между Республикой Армении и Российской Федерацией до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, на него еще распространялось действие пункта 2.1 Постановления правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, указывающее на отсутствие необходимости обязательной государственной регистрации автомобилей, зарегистрированных в государствах членах ЕАЭС, переставшее распространяться на автомобили с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч после ДД.ММ.ГГГГ, и после ДД.ММ.ГГГГ, получившее №. На момент пересечения границ и заезда на территорию РФ указаны Постановление Правительства имело законную силу. Также согласно статье № пункту №, подпункту № Таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования перемещаемые через границу Таможенного Союза за исключением транспортного средства для личного пользования зарегистрированных в странах члена Союза ЕАЭС. Согласно статье № пункту № ЕАЭС товар в отсутствии таможенного декларирования пересекающий таможенную границу "Зеленый коридор" приобретает статус товара свободного обращения. То есть следуя смыслу этого пункта так как его автомобиль беспрепятственно пересек границу РФ и таможенная служба РФ не проводила его таможенную очистку значит он имеет статус товара свободного обращения в ЕАЭС, в противном случае он должен был пройти таможенную очистку РФ, чего при пересечении границы сделано не было.
Договором о присоединении Республики Армения к Таможенному Союзу ЕАЭС в пунктах 30,31 и 35 установлено иное, но статья № пункт № кодекса ЕАЭС и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" указывают что Положения Таможенного кодекса ЕАЭС имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами входящих в права Союза.
Обвинение инспектора построены исключительно на его словах, доказательная база отсутствует. Согласно статье № Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Права и обязанности предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ при составлении протокола инспектор ему не разъяснил. Тем самым нарушив требование статьи 114 приказа МВД РФ №.
В судебном заседании Ханмурзаев М.М. поддержал жалобу и просил её удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие иных участников производства по делу об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав заявителя, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Данное административное правонарушение выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).
Административной ответственности по указанным нормам подлежит лицо, управляющее незарегистрированным в установленном порядке транспортным средством, независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении <адрес> усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ, в 01 час 34 мин., по адресу: РД, <адрес> водитель Ханмурзаев М.М. управлял транспортным средством марка/модель TOYOTA ALFARD за гос. рег. знак 36FZ738AM, незарегистрированном в установленном порядке.
Действия Ханмурзаева М.М. квалифицированы по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует Основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Согласно статье 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) транспортное средство считается находящимся в международном движении по территории какого-либо государства, если оно: принадлежит лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.
При этом временный ввоз транспортных средств для личного пользования урегулирован статьей 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Исходя из положений пункта 1 этой статьи, для физических лиц государств-членов временным ввозом признается ввоз такими физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более одного года транспортных средств для личного пользования, которые зарегистрированы в государстве, не являющемся членом Евразийского экономического союза. Следовательно, в силу указанной нормы транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах-членах, при ввозе на территорию Российской Федерации не являются временно ввозимыми.
Положения законодательства в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов, касаются только лиц, постоянно проживающих в <адрес>.
Так, в силу пункта 35 Приложения № (Условия и переходные положения) к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (подписан в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 названного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств-членов только лицами, постоянно проживающими в <адрес>, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств-членов таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств-членов допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 названного Приложения.
Ханмурзаев М.М., управлявший транспортным средством при описанных выше обстоятельствах, является гражданином Российской Федерации, проживает в <адрес> Республики Дагестан. Транспортное средство зарегистрировано в <адрес>.
По настоящему делу не имеется оснований для вывода о том, что зарегистрированное в <адрес> транспортное средство под управлением Ханмурзаева М.М. находится в международном движении, либо временно ввезено на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более одного года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Из анализа приведенных норм следует, что транспортное средство, зарегистрированное в другом государстве-члене за гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, должно быть зарегистрировано в подразделении Госавтоинспекции МВД России. Владелец такого транспортного средства обязан обратиться с соответствующим заявлением в регистрационное подразделение в течение десяти дней со дня ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации.
Установленные названными выше нормами требования не распространяются только на транспортные средства, которые участвуют в международном движении или ввезены на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
В силу п. 5 ч.1 ст. 260 Таможенного кодекса РФ таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах ЕАЭС.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
В соответствии с п. 34 данного постановления, при постановке на государственный учет транспортных средств, временно ввезенных на территорию Российской Федерации на срок более 1 года, регистрационные документы, выданные на зарегистрированные в других государствах транспортные средства, сдаются в регистрационные подразделения и возвращаются при снятии с государственного учета транспортных средств в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации.
Постановка транспортного средства на государственный учет сопровождается присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера - индивидуального буквенно-цифрового обозначения, присваиваемого транспортному средству регистрационным подразделением (пункт 37).
Министерство внутренних дел Российской Федерации дало разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ по поводу вопроса допуска к участию в дорожном движении транспортных средств, зарегистрированных в странах ЕАЭС, на граждан Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством владелец такого транспортного средства обязан зарегистрировать его в течение десяти дней со дня ввоза на территорию России на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории России. Эти требования не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. Транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года. То есть, гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц ЕАЭС, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.
Для регистрации необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства в бумажном или электронном виде, - его оформление осуществляется таможенными органами.
Таким образом, в случае, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок на основании паспортов транспортных средств, выданных таможенными органами.
Отсутствие такой регистрации является административным правонарушением и влечет за собой штраф в размере от 500 до 800 рублей, а при повторном нарушении - штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев (часть 1 ст. 12.1 КоАП РФ).
Постановление должностного лица вынесено в порядке статьи 28.6 КоАП РФ, им же составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со статьями 28.2, 28.6 КоАП РФ, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Утверждение заявителя об отсутствии его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, опровергается совокупностью вышеприведенных доказательств по делу.
Довод жалобы о том, что при составлении протокола об административном правонарушении Ханмурзаеву М.М. не были разъяснены его процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1. КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, расценивается в качестве действий, направленных на избежание ответственности, поскольку при вынесении постановления инспектором ГИБДД соответствующие права были разъяснены Ханмурзаеву М.М. При этом постановление было вынесено инспектором ГИБДД в порядке ч. 1 ст. 28.6 КОАП РФ непосредственно на месте выявления правонарушения. Поскольку Ханмурзаев М.М. наличие события административного правонарушения оспаривал, на основании ч. 2 ст. 28.6 КОАП РФ инспектор ГИБДД составил в отношении Ханмурзаева М.М. протокол об административном правонарушении.
Действия Ханмурзаева М.М. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Ханмурзаеву М.М. в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований считать постановление инспектора ДПС Алиева М.И. незаконным, не имеется, в связи с чем жалоба Ханмурзаева М.М. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Алиева М.И. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, в отношении Ханмурзаева Муслима Магомедовича, оставить без изменения, а жалобу Ханмурзаева Муслима Магомедовича - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.М. Ахмедханов