Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-896/2020 ~ М-1-890/2020 от 29.10.2020

Дело № 2-1-896/2020 года 40RS0008-01-2020-001396-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,

при помощнике судьи Панышевой Ю.А.,

с участием старшего помощника прокурора Жуковского района Нюнько А.С.,

истца Калинкиной Т.Д., ее представителя Соломеневой Ю.А.,

представителя ответчика Матрос Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда

24 декабря 2020 года

гражданское дело по иску Калинкиной Татьяны Дмитриевны к Городской Думе муниципального образования городское поселение «город Кременки» Жуковского района о признании незаконным решения «О прекращении полномочий Главы администрации городского поселения «город Кременки»» от 28 сентября 2020 года № 3 в части увольнения Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки»,

УСТАНОВИЛ:

29 октября 2020 года Калинкина Т.Д. обратилась в суд с иском к Городской Думе муниципального образования городское поселение «город Кременки» Жуковского района о признании незаконным решения «О прекращении полномочий Главы администрации городского поселения «город Кременки»» от 28 сентября 2020 года № 3 в части увольнения Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки», указав в обоснование иска следующее. Решением Главы Городской Думы муниципального образования городское поселение «город Кременки» Гусева С.Н. от 28 сентября 2020 года № 3 истец была уволена с должности Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки» с 28 сентября 2020 года в связи с истечением срока действия контракта и прекращением срока полномочий Городской Думы муниципального образования «город Кременки» третьего созыва (пункт 1). Согласно пункту 2 указанного решения действие Распоряжений Главы муниципального образования городское поселение «город Кременки» Карпенко К.П. от 16 сентября 2020 года № 7 и от 24 сентября 2020 года № 8 приостановлено до проведения независимой правовой экспертизы вышеуказанных Распоряжений. Данное решение введено в действие 28 сентября 2020 года, указано, что решение вступает в силу со дня его опубликования (обнародования). 01 октября 2020 года в еженедельной информационной газете «Кременки-информ» в выпуске № 36(1100) данное решение было обнародовано. С указанным решением истец не согласна по следующим основаниям. С истцом был заключен контракт, как с лицом назначаемым на должность Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки» 30 октября 2015 года. Согласно пункту 1.2 контракта истец, как Глава администрации взяла на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы в Калужской области. Дата начала осуществления должностных полномочий была определена пунктом 1.5 и начиналась с 30 октября 2015 года. В соответствии с пунктом 1.4 контракта он заключался сроком на пять лет. 12 сентября 2020 года истцом было написано заявление, в соответствии с которым Главой муниципального образования городское поселение «город Кременки» Карпенко К.П., исполняющей на тот момент обязанности, было вынесено Распоряжение от 16 сентября 2020 года № 7, согласно которому истцу был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней в период с 22 сентября 2020 года по 05 октября 2020 года, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 10 календарный дней в период с 06 октября 2020 года по 15 октября 2020 года, на основании пункта 2 данного Распоряжения с 15 октября 2020 года с истцом, как Главой администрации был расторгнут контракт по инициативе работника, в связи с добровольной отставкой и уходом на пенсию по возрасту по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Этим же Распоряжением истцу была установлена единовременная выплата в размере пяти месячных должностных окладов. С распоряжением истец была ознакомлена 16 сентября 2020 года. Просила признать незаконным решение Городской Думы муниципального образования городское поселение «город Кременки» «О прекращении полномочий Главы администрации городского поселения «город Кременки»» от 28 сентября 2020 года № 3 в части увольнения Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки» Калинкиной Т.Д. с 28 сентября 2020 года в связи с истечением срока действия контракта и прекращением срока полномочий Городской Думы муниципального образования «город Кременки» третьего созыва.

Впоследствии истцом уточнялись исковые требования.

В судебном заседании истец Калинкина Т.Д., ее представитель Соломенева Ю.А. исковые требования в части признания незаконным решения Городской Думы муниципального образования городское поселение «город Кременки» «О прекращении полномочий Главы администрации городского поселения «город Кременки»» от 28 сентября 2020 года № 3 в части увольнения Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки» Калинкиной Т.Д. с 28 сентября 2020 года в связи с истечением срока действия контракта и прекращением срока полномочий Городской Думы муниципального образования «город Кременки» третьего созыва поддержали, суду дали объяснения аналогичные изложенным в заявлении.

Исковые требования в части признания законным увольнения истца по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации не поддержали.

Представитель ответчика Матрос Е.В. иск не признала, поскольку контракт от 30 октября 2015 года заключался с истцом на срок полномочий представительного органа- Городской Думы муниципального образования городское поселение «город Кременки» третьего созыва, которая прекратила свои полномочия в связи с избранием Городской Думы муниципального образования городское поселение «город Кременки» четвертого созыва на основании выборов, прошедших 13 сентября 2020 года. Просила в иске отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (абзацы 1-3 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 27 декабря 1999 года № 19-П, от 15 марта 2005 года № 3-П, положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2,7 Конституции Российской Федерации).

Из материалов дела следует. 30 октября 2015 года с истцом Калинкиной Т.Д. на основании решения Городской Думы муниципального образования «город Кременки» от 29 октября 2015 года № 14 был заключен контракт на замещение должности Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки», согласно которому Глава администрации исполняет обязанности муниципального служащего, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 25-ФЗ), а также обязан соблюдать ограничения и не нарушать запреты, которые установлены статьями 13 и 14 Федерального закона № 25-ФЗ; контракт заключается на срок пять лет, дата начала осуществления должностных полномочий с 30 октября 2015 года.

Распоряжением Главы муниципального образования городское поселение «город Кременки» Карпенко К.П. от 16 сентября 2020 года № 7 истцу предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней с 22 сентября 2020 года по 05 октября 2020 года, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 10 календарных дней с 06 октября 2020 года по 15 октября 2020 года включительно за период работы с 30 октября 2019 года по 15 октября 2020 года, расторгнут 15 октября 2020 года с истцом контракт по инициативе работника по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, основание: заявление истца от 12 сентября 2020 года.

15 октября 2020 года в трудовую книжку истца внесена запись о расторжении контракта с последней по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании указанного Распоряжения.

Однако, решением Городской Думы муниципального образования городское поселение «город Кременки» «О прекращении полномочий Главы администрации городского поселения «город Кременки»» от 28 сентября 2020 года № 3 истец уволена с должности Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки» с 28 сентября 2020 года в связи с истечением срока действия контракта и прекращением срока полномочий Городской Думы муниципального образования «город Кременки» третьего созыва.

Данное решение опубликовано (обнародовано) в еженедельной информационной газете «Кременки-информ» выпуск от 01 октября 2020 года №36(1100).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ) должностное лицо местного самоуправления- выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как установлено частью 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (часть 6 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ). Аналогичные положения содержаться в статье 39 Устава муниципального образования городское поселение «город Кременки» (далее по тексту Устав).

Согласно статье 2 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальная служба- профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Федеральным законом № 25-ФЗ (часть 3 статьи 9, часть 2 статьи 11 и другие) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона № 25-ФЗ, части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом № 25-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом № 131-ФЗ. Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Так, полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ в случае: смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 настоящей статьи; отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства- участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.2, 4 - 6, 6.1, 6.2, 7, 7.1, 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования; утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом; вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации. Аналогичные положения содержаться в статье 42 Устава.

В силу статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным данным законом и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 77 трудовой договор может быть прекращен по инициативе работника (по собственному желанию).

В соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации) у данного работодателя, выдать другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

Расторжение контракта с Главой администрации по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации согласуется, в том числе с пунктом 8.5 контракта.

Из приведенных нормативных положений следует, что Глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяются положения Федеральных законов № 25-ФЗ и № 131-ФЗ, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, регулирующие основания, порядок, сроки, условия замещения должности муниципальной службы и прекращения полномочий по занимаемой должности муниципальной службы, в том числе и социальные гарантии муниципальным служащим. При этом нормы трудового законодательства распространяются на муниципальных служащих в случаях, не урегулированных нормами специального законодательства.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ, статьей 25 Устава глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава городского поселения избирается представительным органом муниципального образования из своего состава тайным голосованием на первом заседании представительного органа муниципального образования. Порядок избрания Главы городского поселения определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Глава городского поселения избирается на срок полномочий представительного органа муниципального образования. Полномочия Главы городского поселения начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня прекращения полномочий избравшего его представительного органа муниципального образования.

В силу части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 33 Устава полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Учитывая вышеприведенные положения федеральных законов, Устава, содержание контракта, суд приходит к выводу, что Глава муниципального образования городское поселение «город Кременки» Карпенко К.П. обладала полномочиями по принятию решения о расторжении контракта с истцом в порядке пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку Глава муниципального образования осуществляет полномочия представителя нанимателя (работодателя) по отношению к Главе местной администрации, полномочия Главы муниципального образования городское поселение «город Кременки» Карпенко К.П. в связи прошедшими 13 сентября 2020 года выборами депутатов представительного органа местного самоуправления, на которых были избраны депутаты Городской Думы муниципального образования городское поселение «город Кременки» четвертого созыва, прекратились только 28 сентября 2020 года. При этом суд отмечает, что расторжение контракта с истцом по вышеуказанному основанию произведено на основании Распоряжения Главы муниципального образования городское поселение «город Кременки» Карпенко К.П. от 16 сентября 2020 года № 7, которое в установленном законом порядке не оспорено, незаконным не признано. Таким образом, процедура увольнения по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации была соблюдена.

На основании изложенного, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

Признать решение Городской Думы муниципального образования городское поселение «город Кременки» Жуковского района «О прекращении полномочий Главы администрации городского поселения «город Кременки»» от 28 сентября 2020 года № 3 в части увольнения Главы администрации муниципального образования городское поселение «город Кременки» Калинкиной Т. Д. с 28 сентября 2020 года в связи с истечением срока действия контракта и прекращением срока полномочий Городской Думы муниципального образования «город Кременки» третьего созыва незаконным.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья         Н.А. Сидоренкова

2-1-896/2020 ~ М-1-890/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калинкина Татьяна Дмитриевна
Погорелов Дмитрий Владимирович
Ответчики
Городская Дума ГП "город Кременки" Жуковского района Калужской области в лице Главы ГП "Город Кременки" Гусева С.Н.
Другие
Матрос Елена Валентиновна
Соломянова Юлия Анатольевна
Суд
Жуковский районный суд Калужской области
Судья
Сидоренкова Н.А.
Дело на сайте суда
zhukovsky--klg.sudrf.ru
29.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2020Передача материалов судье
29.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2020Подготовка дела (собеседование)
16.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2021Дело оформлено
16.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее