Дело № 2-436/2023
УИД 02RS0007-01-2023-000424-70
Решение
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 21 августа 2023 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Бугуевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МО «Усть-Канский район» о предоставлении меры социальной поддержки в виде предоставления жилья, обязании выплатить субсидию для улучшения жилищных условий в размере 700000 рублей как ветерану боевых действий,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Усть-Канский район» об обязании выплатить меру социальной поддержки в размере 700000 рублей для улучшения жилищных условий как ветерану боевых действий, вставшему на учет до *******, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Требования мотивированы тем, что ФИО1, являющийся ветераном боевых действий, ******* написал заявление об улучшении жилищных условий, которое было зарегистрировано под входящим номером 7 от ******* в Администрации Усть-Канского района.
В феврале 2022 года ФИО1 обращался с заявлением о предоставлении единовременной меры социальной поддержки в размере 700000 рублей согласно Федеральному закону «О ветеранах» в администрацию Усть-Канского района. Однако ******* был получен ответ о том, что ФИО1 на учете на улучшение жилищных условий не состоит.
На заявление о выдаче справки, что журнал учета не сохранился, ФИО1 администрацией Усть-Канского района был дан ответ о том, что до ******* учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий вел БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» и личного дела ФИО1 среди переданных дел не имеется.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковое заявление поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации Усть-Канского района (аймака) ФИО3 с иском не согласилась.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 г.) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (статья 31 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.
Ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» говорит о том, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением (дубликат взамен БК № ) Центрального военного округа от *******.
******* ФИО1 подал заявление в администрацию Усть-Канского района о предоставлении жилого помещения как участнику боевых действий в Республике Чечня с ******* по *******
На указанном заявлении имеется резолюция ФИО4: «Заявление зарегистрировать, в льготную очередь, на рассмотрение в первое же очередное заседание жилищной комиссии».
******* ФИО1 было подано заявление главе администрации Усть-Канского района (аймака) ФИО5, о предоставлении информации состоит ли он на учете по обеспечению жильем как ветеран боевых действий, вставший на учет до 01.01.2005 года.
Главой администрации Усть-Канского района (аймака) ФИО5 ******* был дан ответ о том, что ФИО1 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, не числится, в связи с этим обеспечить жилым помещением путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не представляется возможным.
Поскольку ФИО1 обращался в администрацию Усть-Канского района с заявлением о предоставлении жилья как ветерану боевых действий, однако его заявление не было рассмотрено в течение 1 месяца, как того требовал закон, в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей ответчиком, ФИО1 не был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, равно как и не имеется решение жилищной комиссии об отказе в постановке на учет, вины ФИО1 в этом не имеется, суд считает установленным, что истец состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 1998 года.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что оснований для выплаты субсидии на приобретении жилья ФИО1 не имеется в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ******* ФИО1 снялся с учета по месту жительства по адресу <адрес> в этот же день был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
Согласно информации из Военного комиссариата Усть-Канского района Республики Алтай ФИО1 снят с воинского учета с военного комиссариата Усть-Канского района ******* в г. Горно-Алтайск.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 признавала, что ФИО1 фактически проживает в <адрес> у матери.
Кроме того, на основании постановления Администрации г. Горно-Алтайска от ******* № «Об утверждении проекта границ и предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, в аренду ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома» с ФИО1 был заключен договор на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности от ******* № № , для строительства индивидуального жилого дома на срок с ******* по *******.
******* между администрацией г. Горно-Алтайск и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка по адресу <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. На участке имеется объект незавершенного строительства. Срок аренды с ******* по *******
******* на основании заявления ФИО1 от ******* было заключено дополнительное соглашение к договору на аренду земельного участка от ******* № № об увеличении срока аренды до *******.
Указанный земельный участок был предоставлен без торгов на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям только в случае, если данные основания возникли после 01.03.2005 года.
При таком положении, ФИО1, вставший на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, в 2021 году выехал на место жительство в <адрес>, а действующим законодательством возможность сохранения состоять на учете по получению жилья при выезде на место жительство в другое муниципальное образование не предусмотрена. Также, ФИО1 реализовал в установленном законом порядке свое право на получение от органа местного самоуправления в <адрес> земельного участка для строительства жилого дома без торгов, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения о снятии его с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования ФИО1 к администрации Усть-Канского района о предоставлении жилищной субсидии как ветерану боевых действий являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации МО «Усть-Канский район» о предоставлении меры социальной поддержки в виде предоставления жилья, обязании выплатить субсидию для улучшения жилищных условий в размере 700000 рублей как ветерану боевых действий, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева
Мотивированное решение суда принято 28 августа 2023 года.
Судья С.А. Шадеева