Гражданское дело № 2-1517/2023
УИД-09RS0001-01-2023-000869-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Абайхановой З.И.,
при секретаре судебного заседания Созаруковой Д.А.,
с участием представителя истца Шайлиевой Р.Р. – Чагарова Т.С.-А.,
третьего лица - Ивановой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шайлиевой Риммы Рамазановны к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР о признании недействительным право собственности на земельный участок,
установил:
Шайлиева Р.Р. обратилась в Черкесский городской суд КЧР с исковым заявлением к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР о признании недействительным право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1724 га с кадастровым номером №, зарегистрированный за номером 09-0104-5/2002-523 от 28.05.2002 года, по адресу: КЧР, <адрес>. Мотивировав свое исковое заявление, тем, что согласно договору купли-продажи квартиры от 19 июля 2018 года Шайлиева Римма Рамазановна приобрела в собственность недвижимое имущество –<адрес>, общей площадью 73,6 кв.м, с кадастровым номером: 09:04:0101141:264, расположенную на земельном участке площадью 1724 кв.м с кадастровым номером 09:04:0101141:7, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под жилую застройку средне-этажную и магазин по адресу: КЧР, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.09.2022г. Из выписки ЕГРН от 14.09.2022г. следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101141:7 зарегистрировано – 28.05.2002г., но на момент проведения регистрации права собственности действующее законодательство не предусматривало возможность проведения его в собственность РФ. Кроме того, истец указала, что на данном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, находящиеся в собственности Российской Федерации, следовательно, данный участок не может быть отнесен к федеральной собственности в порядке ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Действия, связанные с регистрацией права собственности, которые совершены уполномоченными органами в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101141:7, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, являются незаконными и нарушают права истца, как собственника объекта недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке. В этой связи, истец не имеет возможности в полном объеме реализовать свои права установленные ст. 36 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования истца и просил их удовлетворить.
От представителя ответчика поступили письменные возражения, в которых просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Шайлиевой Р.Р.
В обоснование своей позиции, представителем ответчика указано, что согласно выписке из ЕГРН вышеуказанный земельный участок зарегистрирован в собственность Российской Федерации 28.05.2002 г. Как следует из позиции Управления Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике от 08.06.2023 № ИСХ/02723/23, с учетом ранее действовавшего законодательства, до установления Федеральным законом от 17.04.2006 № 53- Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» порядка разграничения государственной собственности на землю, все земельные участки принадлежали на праве собственности Российской Федерации.
Таким образом, сторона ответчика считает, что сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101141:7 были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28.05.2002 в силу закона.
Третье лицо Иванова Л.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Шайлиевой Р.Р. Пояснила суду, что она является собственником <адрес> на спорном участке расположен многоквартирный жилой дом с встроенными нежилыми помещениями на первом этаже.
Остальные участники, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об уважительности неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Как следует из материалов дела, на земельном участке площадью 1724 га с кадастровым номером №, по адресу: КЧР, <адрес>, расположен многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями.
Истец Шайлиева Р.Р. является собственником <адрес>, общей площадью 73,6 кв.м, с кадастровым номером: 09:04:0101141:264, по адресу: КЧР, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.09.2022 г.
Из выписки ЕГРН от 14.09.2022г. следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101141:7 зарегистрировано – 28.05.2002г.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 30 июня 2003 г.) разграничение государственной собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии со статьями 2 и 3 Закона № 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, вносились земельные участки, включенные в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №53-ФЗ от 17.04.2006 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введена статья 3.1, согласно которой:
1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки. Как следует из материалов дела, на момент заключения договора аренды земельный участок с кадастровым номером 09:06:0021401:9 относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 7 июля 2003 г.) распоряжение указанными землями осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
У регистрирующего органа не имелось оснований для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, относящийся к неразграниченной государственной собственности и к территории многоквартирного жилого дома.
Доказательств о том, что земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101141:7 был включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникало право собственности, не имеется, суду таковые не представлены.
При этом отсутствует информация о том, что в отношении спорного земельного участка судами выносились решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на указанный земельный участок.
Судом отклоняется довод Управления Росреестра по КЧР о том, что ранее действовавшее законодательство, до установления Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» порядка разграничения государственной собственности на землю, все земельные участки принадлежали на праве собственности Российской Федерации.
Суд считает ошибочным довод Управления, так как на момент проведения оспариваемой регистрации помимо Закона № 137-ФЗ и Закона № 101-ФЗ действовало также постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности»,
Таким образом, отсутствовали предусмотренные законом основания для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101141:7.
Судом принимается во внимание, что на земельном участке с кадастровым номером 09:04:0101141:7 отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, следовательно, спорный земельный участок не может быть отнесен к федеральной собственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Суд учитывает также, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее - Закон № 101 -ФЗ) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений, государственная регистрация прав проводилась на основании заявления правообладателя.
Как видно из материалов дела в Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике, с заявлением о регистрации права собственности соответствующего уполномоченного органа на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101141:7 не поступало.
Кроме того, в силу положений статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», и части 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Далее, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. № 12-П, как следует из статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Это означает, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Из выписки ЕГРН от 14.09.2022г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 09:04:0101141:7 сформирован и поставлен на кадастровый учет с определением местоположения границ и площади 1724 кв.м.
В соответствии с п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества
В силу приведенных норм права, принимая во внимание предоставленное доказательство в виде выписки из ЕГРН о регистрации права собственности на <адрес> многоквартирном доме по <адрес>, судом установлено, что в силу закона земельный участок трансформировался из режима государственной собственности в собственность сособственников помещений в многоквартирном доме, в числе которых присутствуют истец и третьи лица.
Согласно пункту 26 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 24.01.2012 N 11642/11.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца в настоящем споре.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом доказана совокупность оснований, необходимых для удовлетворения требования о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1724 га с кадастровым номером №, зарегистрированный за номером 09-0104-5/2002-523 от 28.05.2002 года, по адресу: КЧР, <адрес>
В силу абз. 2 п. 1 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение суда о признании недействительным зарегистрированного права собственности является основанием для аннулирования записи о праве собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 2, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шайлиевой Риммы Рамазановны к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР о признании недействительным право собственности на земельный участок – удовлетворить.
Признать недействительным право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1724 га с кадастровым номером №, зарегистрированный за номером 09-0104-5/2002-523 от 28.05.2002 года, по адресу: КЧР, <адрес>;
Данное решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02.10.2023 года.
Судья Черкесского городского суда З.И. Абайханова