Дело № 2-311/2024
55RS0007-01-2023-006579-68
Решение
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года г. Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области об обязании привести автомобильную дорогу в соответствие с требованиями ГОСТа,
установил:
Прокуратурой Марьяновского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании и эксплуатации автомобильных дорог в деятельности казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", в ходе которой выявлены нарушения. Автомобильная дорога "Челябинск – Омск – Новосибирск" – Пикетное – Москаленский (и/н 52 ОП МЗ Н-195) относится к собственности Омской области. Согласно акту государственного инспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Марьяновскому району от 25.07.2023 на автодороге Р-254 хозяйства Омской области", в ходе которой выявлены нарушения. Автомобильная дорога "Челябинск – Омск – Новосибирск" – Пикетное – Москаленский выявлены недостатки эксплуатационного состояния, а именно:
- 3 км +830 м выбоина № 1 (шириной 0,7м, длиной 0,9м, глубиной 6см, общей площадью 0,63 кв.м); выбоина № 2 (шириной 1,1м, длиной 1,3м, глубиной 7см, общей площадью1,43 кв.м); выбоина № 3 (шириной 0,8м, длиной 1,7м, глубиной 8см, общей площадью 1,36 кв.м);
- 4км + 650м выбоина (шириной 0,3м, длиной 0,5м, глубиной 6см, общей площадью 0,15 кв.м);
- 4км+870м выбоина № 1 (шириной 0,7м, длиной 0,5м, глубиной 6 см, общей площадью 0,35 кв.м); выбоина № 2 (шириной 0,6м, длиной 0,7м, глубиной 7см, общей площадью 0,42 кв.м); выбоина № 3 (шириной 1,0м, длиной 1,2м, глубиной 5см, общей площадью 1,2 кв.м); выбоина № 4 (шириной 0,5м, длиной 0,7м, глубиной 6см, общей площадью 0,35 кв.м); занижение обочины справа (шириной 1,7м, длиной 26см, глубиной 12см, общей площадью 44,2 кв.м);
- 4км +920 м выбоина № 1 (шириной 0,7м, длиной 0,4м, глубиной 7см, общей площадью 0,28 кв.м); выбоина № 2 (шириной 1,3м, длиной 0,8м, глубиной 6см, общей площадью 1,04 кв.м); выбоина № 3 (шириной 0,4м, длиной 0,7м, глубиной 8см, общей площадью 0,28 кв.м);
- 6км + 55м выбоина № 1 (шириной 0,4м, длиной 0,7м, глубиной 5см, общей площадью 0,28 кв.м); выбоина № 2 (шириной 0,3м, длиной 0,5м, глубиной 6см, общей площадью 0,15 кв.м);
- 6км + 200м выбоина № 1 (шириной 0,3м, длиной 0,5м, глубиной 7см, общей площадью 0,15 кв.м); выбоина № 2 (шириной 0,5м, длиной 0,4м, глубиной 6см, общей площадью 0,2 кв.м);
- на участке автомобильной дороги от 3 км до 9 км +370 м отсутствует линия дорожной разметки 1.5,1.7.
По результатам проведенной проверки 01.08.2023 директору КУ "УДХ Омской области" внесено представление об устранении нарушений требования федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которое по результатам рассмотрения признано обоснованным, однако меры к устранению нарушений приняты не были по причине недостаточного финансирования.
Согласно п. 1.2 Устава Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" его учредителем является Омская область, функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области; Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.
На основании Указа Губернатора Омской области от 30.12.2021 № 210 "О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области" Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области реорганизовано путем выделения из Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области, которое является правопреемником Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в сферах транспорта и дорожного хозяйства, выделенному Министерству переданы функции в сферах транспорта и дорожного хозяйства, Министерство осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно части 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Выявленные при проверке нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, влекут дальнейшее разрушение дорожного покрытия автомобильной дороги, относящейся к объекту недвижимого имущества и являющейся собственностью Омской области, что повлечет увеличение затрат на проведение капитального ремонта дорожного покрытия.
Обращение прокурора района в суд с настоящим заявлением обусловлено тем, что непринятие мер по надлежащему содержанию и обслуживанию автомобильных дорог общего пользования межмуниципального назначения повышает риск дорожно-транспортных происшествий на территории Марьяновского района с участием заранее не определенного круга лиц, что противоречит интересам общества и государства, является недопустимым.
В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, объектов РФ, муниципальных образований.
Просит признать незаконным бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области, КУ "УДХ Омской области", выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение покрытия проезжей части автомобильной дороги Челябинск – Омск – Новосибирск" – Пикетное – Москаленский (и/н 52 ОП МЗ Н-195) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Обязать КУ "УДХ Омской области" в срок до 31.12.2024 привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части дороги "Челябинск – Омск – Новосибирск" – Пикетное – Москаленский (и/н 52 ОП МЗ Н-195), а именно восстановить дорожное покрытие на участках дороги 3км+830м; 4км+650м; 4км+870м; 4км+920м; 6км+55м; 6км+200м; на участке автомобильной дороги от 3км до 9км+370м обустроить линию дорожной разметки 1.5,1.7, а в случае недостаточности денежных средств привлечь к субсидиарной ответственности и обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области профинансировать выполнение указанных работ. Взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., по правилам ст. 103 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Марьяновского района Омской области М.Н.К. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" М.О.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва, пояснила, что главным распорядителем выделенных бюджетных средств является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области, в рамках выделяемого финансирования Учреждение заключает государственные контракты на содержание автомобильных дорог. На содержание рассматриваемой автомобильной дороги заключен госконтракт, который действует до конца 2024 года, выделено финансирование, которого по факту недостаточно. Для ремонта указанных в исковом заявлении выбоин необходимо дополнительное финансирование, которое Учреждением было запрошено, направлены письма в Министерство, которые не были выделены. В указанных условиях, при отсутствии финансового обеспечения и лимитов денежных средств, учитывая длительность процедуры закупок для государственных и муниципальных нужд, заключение контракта на выполнение указанных в исковом заявлении работ по ремонту автодороги не представляется возможным до конца 2026 года. Учреждение приняло все возможные меры по ремонту рассматриваемой автодороги, в рамках выделенных средств ремонты дороги выполнялись, запрошены дополнительные средства, полагает, что в действиях Учреждения отсутствует бездействие. Просила отказать в исковых требованиях полностью.
Представитель ответчика Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области К.Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва, согласно которого Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на выполнение государственной программы "Развитие транспортной системы Омской области", утвержденной Постановлением Правительства Омской области " 262-п от 16.10.2013, доводит до получателя бюджетных средств КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" лимиты бюджетных обязательств в объеме, предусмотренном законом. Для выполнения работ по содержанию рассматриваемой дороги в границах Марьяновского муниципального района в 2023 году согласно постановлению Правительства Омской области от 18.10.2019 № 337-п необходимо 6666,68 тыс. рублей, выделено было значительно меньше. Все выделенные лимиты были доведены до КУ "УДХ", в связи с недостаточностью финансирования у Учреждения отсутствует возможность провести полноценный ремонт автомобильной дороги. Все возможные меры в рамках выделенных средств были предприняты. Основанием для привлечения к субсидиарной ответственности является взыскание денежных сумм, а не ответственность по обязательствам, исходящим из предмета деятельности КУ "УДХ". Министерством лимиты бюджетных обязательств (средства дорожного фонда) были доведены в соответствии с законодательством. Информацией о необходимости проведения ремонт на тех или иных автомобильных дорогах и их участках Министерство не обладает, КУ "УДХ" самостоятельно формирует перечень объектов, а также виды работ на объектах, автомобильные дороги регионального и муниципального значения входят в перечень недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за КУ "УДХ". Также указал, что для приведения рассматриваемой автомобильной дороги в соответствии с требованиями законодательства необходим более длительный срок, чем заявленный прокурором. Просил отказать в исковых требованиях в полном объеме.
Третье лицо АО "Омскавтодор", привлеченное судом к участию в деле, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв не представило.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Из ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) следует, что данный Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами Федерального закона № 196-ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4 Федерального закона № 196-ФЗ).
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Предусмотренная Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по содержанию автомобильных дорог, в том числе по их ремонту, дифференцирована в зависимости от обладателя вещного права и назначения автомобильной дороги.
Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (в том числе капитальный), содержание автомобильных дорог.
В содержание автомобильной дороги входит: поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценка технического состояния, организация и обеспечение безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3).
Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги (п. 11 ст. 3).
Классификация работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог установлена Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог ". В нем определены состав и виды дорожных работ отдельно по каждому из направлений: по содержанию автодорог, по ремонту автодорог, по капитальному ремонту автодорог, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, либо местного значения относится, соответственно, к расходным обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (статьи 11 - 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В данной связи дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, либо местного значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов федерального бюджета (бюджета субъекта РФ, местного бюджета) на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального (регионального или межмуниципального, местного) значения должно осуществляться в соответствии с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета (бюджета субъекта РФ, местного бюджета) на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального (регионального или межмуниципального, местного) значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик соответствующих автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. Данные нормативы и правила расчета размера ассигнований федерального бюджета на перечисленные цели утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2).
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).
Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 17.11.2011 № 22-П установлено, что Организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог (далее - работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог) включают в себя работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 Порядка организации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области".
В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 26.03.2008 № 38-рп "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области" автомобильная дорога Челябинск – Омск – Новосибирск" – Пикетное – Москаленский идентификационный номер 52 ОП МЗ Н-195 (пункт 238) относится к собственности Омской области.
В силу приведенных положений закона обязанность по содержанию указанной автомобильной дороги возложена на казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области".
Нахождение данных дорог в собственности Омской области определяет наличие у субъекта РФ обязанности по надлежащему осуществлению дорожной деятельности, в том числе содержанию и ремонту данной дороги.
Собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, регистрации и т.п.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1 Указа Губернатора Омской области от 30.12.2021 года №210 "О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области" Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области реорганизовано путем выделения из Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
В соответствии с п. 2 Указа Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области переданы функции в сферах транспорта и дорожного хозяйства. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области является правопреемником Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в сферах транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 30.12.2021 года №210 "О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства омской области" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Минтранс Омской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в следующих сферах: 1) транспорт; 2) дорожное хозяйство.
Согласно подпункту 6 пункта 12 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерство осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Задачами Министерства являются реализация основных направлений государственной политики Омской области в сфере транспорта (автомобильного, водного, воздушного, железнодорожного), дорожного хозяйства.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на осуществление дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 17.11.2011 года № 222-п, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении КУОО "УДХ Омской области", осуществляется учреждением.
Согласно Уставу Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", его учредителем является Омская область, функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области; Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области. Учреждение финансируется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы (л.д.74-91).
Целями деятельности учреждения являются управление автодорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружениями на них; содействие обеспечению безопасного и бесперебойного движения автотранспорта по автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области, сохранности названных автодорог, повышению их пропускной способности, благоустройству и экологической безопасности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества - Омская область в лице отраслевого органа.
Из материалов дела следует, что в июле 2023 года районной прокуратурой выявлено нарушение п. 5.2.4, п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к безопасности дорожного движения. Методы контроля", выразившиеся в наличии дефектов покрытия проезжей части в виде выбоин, занижения обочины, отсутствия линии дорожной разметки 1.5, 1.7.
По факту выявленных нарушений требований к безопасности дорожного движения на указанной дороге общего пользования районной прокуратурой 01.08.2023 в адрес директора Учреждения внесено представление об устранении нарушений требования федерального законодательства.
31.08.2023 прокуратурой Марьяновского района Омской области был получен ответ на указанное представление о том, что нарушения, указанные в представлении не устранены в связи с отсутствием достаточного финансирования в 2023 году. Кроме того, с мая по июль 2023 года на вышеуказанной автомобильной дороге выполнены работы по скашиванию травы на обочинах, по планировке обочин, по восстановлению профиля дороги с добавлением нового материала, установке и замене дорожных знаков в рамках выделенных бюджетных средств. Учреждением было направлено письмо в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области с просьбой об увеличении лимита финансирования для выполнения работ по содержанию вышеуказанной автомобильной дороги в 2023 году (л.д.30-31).
В связи с чем и.о. прокурора Марьяновского района Омской области было подано настоящее исковое заявление.
С 1 сентября 2018 г утвержден и действует национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м, устранение которых осуществляется в сроки не более 12 суток.
Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение занижения обочины осуществляют в сроки до 7 суток (п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017).
ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) предусмотрено нанесение разметки 1.5 для разделения транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях, нанесение разметки 1.7 для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения.
С учетом изложенного, суд считает установленным факт нахождения на автомобильной дороге Челябинск – Омск – Новосибирск" – Пикетное – Москаленский (и/н 52 ОП МЗ Н-195) участков с дефектом дорожного покрытия, а именно: выбоины на 3км+830м, 4км+650м, 4км+870м, 4км+920м, 6км+200м; занижение обочины справа 4км+870м; на участке автомобильной дороги от 3км до 9км+370м не обустроена линия дорожной разметки 1.5 по всей протяженности, нет разметки 1.7 на участках, где это необходимо, что не соответствует требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017. Указанное ответчиками не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Является очевидным, что неудовлетворительное состояние дороги затрудняет движение транспортных средств в соответствии Правилами дорожного движения РФ, способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий, создавая тем самым угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Доказательств надлежащего состояния дорог (соответствующего требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и Правил дорожного движения Российской Федерации), ответчиками суду не представлено.
В силу ч. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Вместе с тем, факт заключения государственного контракта № 851-2022 от 30.06.2022 между КУ ОО "УДХ" и АО "Омскавтодор" на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них на территории Марьяновского муниципального района Омской области не свидетельствует о надлежащем исполнении Министерством и Казенным учреждением обязанности по надлежащему техническому состоянию автомобильной дороги, восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги и не освобождает ответчика от ее выполнения.
Довод ответчика КУ ОО "УДХ" относительно осуществления работ по содержанию дорожного полотна, исходя из лимитов бюджетных средств, суд находит несостоятельным, поскольку отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности. Установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. В связи с чем считает возможным удовлетворить требование истца об обязании Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" провести ремонт покрытия проезжей части в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге Челябинск – Омск – Новосибирск" – Пикетное – Москаленский (и/н 52 ОП МЗ Н-195) от 3км до 9км+370м.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным бездействия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области в части непринятия мер, направленных на приведение покрытия проезжей части в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, то есть выделения финансирования на такие работы. Оснований для признания незаконными действия Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" суд не находит, так как Учреждением направлялись письма в Минтранс о выделении дополнительного финансирования, которые оставлены были без удовлетворения.
В соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В этой связи суд учитывает также положения статьи 56 ГК РФ, регламентирующей ответственность юридического лица, согласно которому особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 1.2 Устава Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" учредителем Учреждения является Омская область. Функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области (отраслевой орган), Министерство имущественных отношений Омской области, как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.
При этом п. 1.8 Устава предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества - Омская область в лице Отраслевого органа.
Постановлением Правительства Омской области от 17.11.2011 г. N 222-п утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, согласно которому, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области", осуществляется учреждением.
При недостаточности находящихся в распоряжении Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" денежных средств, суд считает необходимым возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области субсидиарную ответственность по обязательствам, возложенным на казенное учреждение настоящим решением суда.
В связи с приведенными доводами стороны ответчиков, с учетом бюджетного законодательства, сроков и порядка проведения аукционов в целях заключения муниципальных контрактов на выполнение подрядных и проектных работ, сезонности определенных видов строительных работ и строительных периодов, суд считает разумным установить срок выполнения работ до 31.12.2024 года, что обеспечит баланс интересов сторон.
В соответствии с положениями ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 333.19 НК РФ с ответчика Казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" в бюджет города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░░░ – ░░░░ – ░░░░░░░░░░░" – ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ (░/░ 52 ░░ ░░ ░-195), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░░░ – ░░░░ – ░░░░░░░░░░░" – ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ (░/░ 52 ░░ ░░ ░-195), ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 3░░+830░; 4░░+650░; 4░░+870░; 4░░+920░; 6░░+55░; 6░░+200░; ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 3░░ ░░ 9░░+370░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.5, 1.7.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░" ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 300,00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.01.2024░.