Дело № 5-109/2020 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Городовиковск 28 июля 2020 г.
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего Иванова О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Маштакова Владимира Степановича, родившегося 19 декабря 1955 года в с. Троицкий Троицкого района Алтайского края, со средним образованием, женатого, работающего индивидуальным предпринимателем, проживающего по адресу: Республика Калмыкия, г. Городовиковск, ул. Свердлова, д. 40,
у с т а н о в и л :
Маштакову В.С. вменяется не выполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 20 минут в период введенного распоряжением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ режима повышенной готовности Маштаков В.С., нарушая п.п. «а» и «б» ч. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в части исполнения ограничений, установленных п.п. «у» и «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, не имея средств личной безопасности и уважительных причин, направлялся в <адрес> за запчастями и был остановлен на 27 км автодороги <адрес> – <адрес> на территории <адрес>.
В судебное заседание Маштаков В.С. не явился, в представленном суду возражении просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, которое относится к предприятиям непрерывного цикла, ДД.ММ.ГГГГ на личном автомобиле выехал из <адрес> в <адрес> для приобретения запчастей на сельхозтехнику и в пути следования на территории <адрес> был остановлен сотрудниками полиции, составившими в отношении него протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку он находился в автомобиле без лицевой маски и при отсутствии уважительных причин направлялся в <адрес>. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса (включена Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ), и предусматривает наказание для граждан – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 30 000 рублей.
Согласно п.п. «а» и «б» п. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
В силу п.п. «у» и «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а.2» ст. 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. «а.1» ст. 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима повышенной готовности на территории <адрес> и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)», на основании постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, предписания Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предложений Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом письма Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, во исполнение поручения Председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ММ-П12-2363кв <адрес> вынесло постановление N 272 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории <адрес> в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), пунктами 3, 3.1, и 3.3.1 которого предусмотрено, что граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев:
следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории <адрес>, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением;
граждане обязаны носить лицевые маски либо респираторы с соблюдением требований, предусмотренных приложением №.1 к настоящему постановлению:
3.3.1.1. <адрес>е во всех видах транспорта общего пользования межмуниципального, городского, пригородного и местного сообщения, в том числе такси.
3.3.1.2. На станциях и остановках всех видов транспорта общего пользования городского, пригородного и междугороднего сообщения.
3.3.1.3. При посещении:
аптек и аптечных пунктов, объектов розничной торговли, зданий, строений, сооружений, в помещениях которых функционируют организации, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением;
государственных органов, органов местного самоуправления, иных муниципальных органов и подведомственных им учреждений и предприятий;
зданий (строений, сооружений) автомобильных и железнодорожных вокзалов, аэропортов;
иных общественных мест. При этом под общественным местом понимаются территория, пространство, помещение, постоянно или в какой-либо период времени свободное для доступа и использования неопределенным кругом лиц (в том числе улицы, рынки, стадионы, скверы, парки, детские площадки, пляжи, зоны рекреационного назначения в границах городских территорий, зоны любых территорий, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом).
Одновременно пунктом 4 указанного постановления установлено, что ограничения, предусмотренные подпунктами 3.1, 3.2 пункта 3 настоящего постановления, не распространяются на работников организаций, указанных в подпунктах «а», «г», «д» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №:
непрерывно действующие организации. Положения настоящего абзаца применяются с учетом рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», и дополнений к ним, размещенных на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации https://rosmintrud.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п.п. «а» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, приостановление (ограничение) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений и установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств не распространяется на непрерывно действующие организации.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 14-4/10/П-2696, в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направило работникам и работодателям Рекомендации, согласно которым к непрерывно действующим организациям, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям, отнесены организаций сельскохозяйственной отрасли, занятые на весенних полевых работах.
Письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 14-4/10/П-2741 в дополнение к Рекомендациям сообщено, что в пункте 4 Рекомендаций к организациям сельскохозяйственной отрасли следует относить, в том числе, организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции всех видов, организации сельскохозяйственного машиностроения, а также организации, задействованные в весенне-полевых работах.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, Маштаков В.С. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с основным видом деятельности «01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур».
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день в 10 часов 20 минут Маштаков В.С., нарушая п.п. «а» и «б» ч. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в части исполнения ограничений, установленных п.п. «у» и «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, не имея средств личной безопасности и уважительных причин, направлялся в <адрес> и был остановлен на 27 км автодороги <адрес> – <адрес> на территории <адрес>, что квалифицировано по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При этом Маштаков В.С. в данном протоколе указал, что направлялся в <адрес> для приобретения запчастей на сельхозтехнику.
Из объяснения лица, привлеченного к административной ответственности, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он на личном автомобиле ехал в <адрес> для покупки запчастей.
В соответствии с представленными кассовыми и товарными чеками ООО «Агромир», ООО «Агротехэкспорт» ДД.ММ.ГГГГ Маштаков В.С. приобретал в <адрес> запчасти на сельхозтехнику.
Оценивая протокол об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что в вину Маштакова В.С. вменено нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ограничений, установленных п.п. «у» и «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, и п. 3 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем, указанные выше Правила поведения, утверждённые постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, касаются возложения на граждан обязанностей при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на определенной территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны, и носят отсылочный характер к нормам, действующим на соответствующей территории.
В свою очередь п.п. «у» и «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ регулируют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на отдельной территории, в связи с чем также имеют отсылочный характер.
Прямое регулирование поведения граждан в сфере обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории <адрес> содержит постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 3 которого и содержащимися в нем подпунктами установлен запрет для граждан покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории <адрес>, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением; на граждан возложена обязаны носить лицевые маски либо респираторы при проезде на всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, в общественных местах, под которыми понимаются территория, пространство, помещение, постоянно или в какой-либо период времени свободное для доступа и использования неопределенным кругом лиц.
Вместе с тем, пунктом 4 данного постановления установлено, что ограничения, предусмотренные подпунктом 3.1 пункта 3 постановления в части запрета для граждан покидать места проживания (пребывания), не распространяются на работников организаций, указанных в подпунктах «а», «г», «д» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о том, что установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств не распространяется на непрерывно действующие организации.
Перечисленными актами к непрерывно действующим организациям, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям, отнесены организации сельскохозяйственной отрасли, занятые на весенних полевых работах, в том числе, организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции всех видов.
Как установлено в судебном заседании, Маштаков В.С., являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом деятельности которого является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, ДД.ММ.ГГГГ на личном автомобиле, в связи с производственной необходимостью выехал из <адрес> в <адрес> для приобретения запчастей на сельхозтехнику.
О данном обстоятельстве он последовательно заявлял в протоколе об административном правонарушении, при даче письменного объяснения и в представленном суду возражении.
Указанное подтверждается представленными суду кассовыми и товарными чеками ООО «Агромир», ООО «Агротехэкспорт» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Маштаков В.С. приобретал в <адрес> запчасти на сельхозтехнику.
Между тем, данное обстоятельство должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, было оставлено без внимания и ему не дана соответствующая оценка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на Маштакова В.С., осуществляющего производство сельскохозяйственной продукции, в данном случае не распространяются ограничения, предусмотренные подпунктом 3.1 пункта 3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части запрета для граждан покидать места проживания (пребывания), поскольку его поездка из <адрес> в <адрес> носила характер производственной необходимости.
Что касается отсутствия у него средств личной безопасности, то суд приходит к следующему.
Как установлено из протокола об административном правонарушении, объяснения и возражения Маштакова В.С., он осуществлял движение на личном автомобиле и был остановлен сотрудниками полиции на 27 км автодороги <адрес> – <адрес> на территории <адрес>, которые вменили ему в вину отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Однако, исходя из п.п. 3.3.1 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане обязаны носить лицевые маски либо респираторы при пользовании общественным транспорт или такси, а также в общественных местах, свободных для доступа и использования неопределенным кругом лиц.
Использование лицевой маски или респиратора в личном автомобиле, в котором ехал Маштаков В.С., подпунктом 3.3.1 указанного постановления не предусмотрено.
Следовательно, он не совершал каких-либо действий, нарушающих постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Маштакова В.С. подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Маштакова Владимира Степановича – прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Городовиковский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: О.Н. Иванов
Копия верна: судья О.Н. Иванов