Судья: Абишев М.С. адм. дело № 33а-7568/2023
№ 2а-265/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25.07.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Ромадановой И.А., Сивохина Д.А.
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области на решение Красноярского районного суда Самарской области от 27.01.2023 по административному делу № 2а-265/2023 по административному исковому заявлению Водолеевой Л.В. к администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения.
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., судебная коллегия
установила:
Водолеева Л.В. обратилась в Красноярский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к администрации г.п. Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области о признании незаконным постановления администрации городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области от 23.11.2022 № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также устранении нарушенных прав административного истца путем оформления в собственность путем перераспределения земельного участка, площадью 356 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и осуществления всех необходимых действий для дальнейшего оформления в постановке на кадастровый учет.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указала, что 19.10.2022 истцом подано заявление о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно просил заключить соглашение о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: <адрес> площадью 1 831 кв.м., и смежного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности площадью 356 кв.м.
23.11.2022 административным ответчиком отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Просит суд признать незаконным постановление администрации городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области от 23.11.2022 № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Обязать администрации городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области устранить нарушение прав Водолеевой Л.Н. оформления в собственность путем перераспределения земельного участка, площадью 356 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и осуществлять все необходимые действия для дальнейшего оформления в постановке на кадастровый учет заявителя на данный земельный участок.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 27.01.2023 постановлено:« Административные исковые требования Водолеевой Л.В. к администрации г.п. Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области от 23.11.2022 № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать администрацию городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявления Водолеевой Л.В. от 19.10.2022 (входящий №) о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В остальной части заявленные административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Административные исковые требования, заявленные административному ответчику Управлению Росреестра по Самарской области, оставить без удовлетворения» (л.д.61-64).
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 70-72).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Водолеева Л.В. 19.10.2022 обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно заявлению Водолеевой Л.В, в ее собственности находится земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Водолеева Л.В. в своем заявлении от 19.10.2022 просила администрацию заключить с ней соглашение о перераспределении находящегося в ее собственности земельного участка с кадастровым номером №, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 356 кв.м., в соответствии со схемой расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. Площадь образуемого земельного участка составит 356 кв.м.
Администрация своим постановлением № от 23.11.2022 отказала Водолеевой Л.В. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, сославшись в обоснование отказа на пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Основанием для отказа явилось то основание, что заявленный к перераспределению земельный участок находится в территориальной зоне СХ3 и территории лесов.
Разрешая административные исковые требования, суд пришел к выводу, что ответчиком не представлено суду достоверных сведений, что образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Сх3 и территории лесов, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из материалов дела следует, что Водолеева Л.В. в своем заявлении от 19.10.2022 просила администрацию заключить с ней соглашение о перераспределении находящегося в ее собственности земельного участка с кадастровым номером 63:26:2303006:96, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 356 кв.м., в соответствии со схемой расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. Площадь образуемого земельного участка составит 356 кв.м.
Из выписки из ЕГРН следует, что имеющий в собственности Водолеевой Л.В. земельный участок принадлежит к категории земель - земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.8), предоставлен план земельного участка (л.д.9-оборот).
Административный ответчик указывает, что испрашиваемый участок находится в двух зонах СХ -3 и зоны лесов.
Вместе с тем, как следует из публичной кадастровой карты испрашиваемый участок находится не в зоне лесов, примыкает к <адрес>, зона лесов начинается через <адрес> в <адрес>.
Из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 23.12.2022, согласно прилагаемой таблице координат, указанный участок площадью 2 187 кв.м., в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат X и У в программу ГИС ИнГео, к землям лесного фонда не относится, также в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохранной зоны водных объектов (л.д. 55).
Таким образом, отказ ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с истцом по указанному выше основанию не основан на законе.
В указанном случае имеет место недоказанность обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого постановления.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, возложил на Администрацию г.п. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов истца и возобновить работу по заявлению административного истца.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского районного суда Самарской области от 27.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: