№2-629/2024
59RS0018-01-2024-000688-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года г. Добрянка
Добрянский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Радостевой В.Ю.,
при секретаре Жуковой М.И.,
с участием представителя истца Барышниковой О.Н.,
представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю, отдела надзорной деятельности и профилактической работы №12 по Добрянскому и Ильинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Пермскому краю Топоркова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барышникова Максима Александровича к Администрации Добрянского городского округа о признании возможным самостоятельного обустройства пожарного проезда к земельным участкам,
УСТАНОВИЛ:
Барышников М.А. обратился в суд с иском к Администрации Добрянского городского округа о признании возможным самостоятельного обустройства пожарного проезда к земельным участкам. Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником двух смежных земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома с приусадебными участками: участок № – площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>; участок № – площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Земельные участки не обеспечены никакими элементами инфраструктуры, кроме электроэнергии. Водоснабжение на земельных участках отсутствует, проезд к участкам отсутствует и невозможен, в связи с наличием глубокого придорожного рва. С трех сторон участки ограничены земельными участками, принадлежащими третьим лицам, одна сторона участков выходит на <адрес> отображена дорога, 2002 года постройки, площадью 1308 кв.м. по <адрес> с заездом с <адрес>, - территория общего пользования, назначение – сооружения дорожного транспорта, с кадастровым номером №, также отображается с кадастровым номером №, по которой должен обеспечиваться подъезд к земельным участкам. По сведениям администрации Добрянского городского округа, содержащимися в письме от ДД.ММ.ГГГГ № данная дорога имеет протяженность 152,0 кв.м., находится в составе муниципальной собственности Добрянского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ истец направил на имя главы администрации Добрянского городского округа заявление об обустройстве проезда к земельному участку №. В письме администрации Добрянского городского округа ответа по существу поданного истцом заявления не содержится, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истец направил жалобу в прокуратуру <адрес>. Ответом прокуратуры на ДД.ММ.ГГГГ.24 не располагает. ДД.ММ.ГГГГ направил в прокуратуру <адрес> заявление о проведении проверки обеспечения проезда к земельным участкам. На ДД.ММ.ГГГГ ответом прокуратуры не располагает. В связи с тем, что его первое заявление по ошибке оператора почтовой связи не было вручено, ДД.ММ.ГГГГ истец направил повторное заявление на имя главы администрации Добрянского городского округа о выдаче разрешения на самостоятельное обустройство проезда к земельному участку. В ответе Администрации Добрянского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № содержится отказ о выдаче разрешения на самостоятельное обустройство по тому основанию, что администрацией Добрянского городского округа не предусмотрены указанные муниципальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано на имя главы администрации Добрянского городского округа заявление о включении дороги в комплексный план развития округа. В ответе администрации Добрянского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № содержится отказ в заявлении по тому основанию, что указанная дорога в перечень объектов, планируемых к реализации на территории Добрянского городского округа, в период по 2026 год не включена. ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо на имя главы администрации Добрянского городского округа о выражении отсутствия возражения против самостоятельного обустройства пожарного проезда к принадлежащим истцу земельным участкам. Реализовав доступные правовые способы заявительного характера, истец пришел к выводам, что получить от администрации Добрянского городского округа согласование на самостоятельное обустройство временного проезда к принадлежащим ему земельным участкам не сможет, строить дорогу по <адрес> администрация на данный период времени тоже не намерена. Несогласованное самостоятельное обустройство пожарного проезда будет являться нарушением действующего законодательства. Сложившаяся ситуация нарушает его право на наличие пожарного проезда к зоне строительных работ на принадлежащих ему земельных участках и создает угрозу жизни и безопасности для неопределенного круга лиц, поскольку земельные участки граничат с зоной лесничества и непосредственно с лесным массивом. Перечисленные факты послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском. С началом летнего периода 2024 года на участках запланирован комплекс строительных работ. Таким образом, отсутствие пожарного проезда к земельным участкам истца создает постоянную, реальную угрозу для жизни и имущества истца, третьих лиц, а также нарушает публичные интересы, так как земельные участки вплотную граничат с лесным массивом.
Просит суд признать возможным самостоятельное обустройство Барышниковым М.А. пожарного проезда в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1308 кв.м., назначение 7.4. «Сооружения дорожного транспорта», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для проезда пожарной техники к зоне строительных работ на земельном участке площадью 2000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>.
Протокольным определением от 29.05.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования привлечены ГУ МЧС России по Пермскому краю, отдел надзорной деятельности и профилактической работы №12 по Добрянскому и Ильинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Пермскому краю.
Истец Барышников М.А. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель истца Барышникова О.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Администрация Добрянского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, в материалы дела направили письменные пояснения, согласно которым, земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления администрации Добрянского муниципального района от 16.09.2014 № 1984 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». Земельный участок с кадастровым номером № сформирован и поставлен на государственный учет в соответствии с утвержденным постановлением ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. На момент формирования указанных земельных участков доступ к ним имелся с двух сторон: по <адрес> и параллельно земельному участку с кадастровым номером №, а также имелся проход со стороны перекрестка <адрес> и <адрес> от земельного участка с кадастровым номером №, рядом с земельными участками с кадастровыми номерами №, №. В настоящее время данная дорога находится в ненормативном состоянии, затруднен проезд. В составе муниципальной собственности ФИО3 городского округа находятся следующие объекты: автомобильная дорога по <адрес>, протяженностью 152,0 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>; автомобильная дорога по <адрес>, протяженностью 884,0 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес> объекты недвижимости находятся в оперативном управлении МБУ «Благоустройство», которое обеспечивает реализацию полномочий по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Барышников М.А. неоднократно обращался в администрацию Добрянского городского округа с заявлениями об обустройстве проезда к земельным участкам, выдаче разрешений на самостоятельное обустройство дороги, а также выделении бесплатного лома кирпича и бетона в объеме одного Камаза. На указанные обращения администрацией Добрянского городского округа в адрес Барышникова М.А. направлены ответы, из которых следует, что ремонт вышеуказанных автомобильных дорог период 2024-2026 годов не запланирован, в перечень объектов, планируемых к реализации на территории Добрянского городского округа, определенный Комплексным планом развития Добрянского городского округа в период по 2026 год, не включен. Также, выдача разрешения на самостоятельное обустройство подъезда к земельным участкам и выдел бесплатно дома кирпича и бетона не представляется возможным, поскольку администрацией Добрянского городского округа не предусмотрены указанные муниципальные услуги. Для решения вопроса по обеспечению проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами №, Барышникову М.А. возможно обратиться в администрацию Добрянского городского округа с заявлением о выдаче решения о размещении объекта «проезды, в том числе, вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство», в соответствии со статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденными постановлением Правительства Пермского края ль 22.07.2015 № 478-п, и административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель и земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута», утвержденным постановлением администрации Добрянского городского округа от 04.02.2022 № 262, приложив необходимые документы, в том числе схему предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, на которых планируется размещение объектов, с учетом имеющегося сооружения (автомобильная дорога) (л.д. 67-68, том 2).
Представитель третьих лиц ГУ МЧС России по Пермскому краю, отдела надзорной деятельности и профилактической работы №12 по Добрянскому и Ильинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Пермскому краю Топорков И.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо МБУ «Благоустройство» в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, согласно объяснениям, представленным в материалы дела, пожарный проезд – это не просто одна из дорог в Дивьинском сельском поселении. Это проезд, который позволит машинам спецслужб за минимальное время добраться до горящей постройки. Особенности оборудования проездов для пожарной техники в городской черте и за ее пределами регламентируются сводом правил СП 4.13130.2013. В документе, подробно прописаны и другие нормы пожарной безопасности в населенных пунктах. Для решения данного вопроса необходимо провести анализ земельного участка, на котором расположен частный дом и проезд рядом с ним, а также соответствующих правовых актов, которые регулируют построение и эксплуатацию инженерной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Необходимо разработать проектные документы на сооружение пожарной дороги и проезда вблизи земельного участка, в соответствующих органах государственного управления (л.д. 181,том 2).
Третье лицо МКУ «Добрянское городское лесничество» в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, относительно исковых требований истца пояснили, что на территории Добрянского городского округа от 28.09.2021 №1929 создано муниципальное казенное учреждение «Добрянское городское лесничество», которое ведет лесное хозяйство в городских лесах города Добрянки. К указанным площадям в исковом заявлении отношения не имеют (л.д. 53, том 2).
Третье лицо Дивьинское территориальное управление о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили.
Третьи лица Батин В.И., Батина Т.И., Батин М.И., Батина Л.Н., Батин И.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц (л.д. 144, том 2).
Определением суда от 29.05.2024 (протокольно) из участников по делу исключен прокурор на основании заявленного ходатайства, исходя из положений ст.45 ГПК РФ (л.д.170-171).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.
Согласно действующему гражданскому процессуальному законодательству, правильное разрешение спора является первостепенной обязанностью суда, для выполнения которой ему предоставлены возможности для установления имеющих значение обстоятельств и сбора доказательств.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица
В соответствии со ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296). Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
Частью 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней, так и иными способами, предусмотренными законом.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности (ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 12 Градостроительного кодекса РФ проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта Российской Федерации, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта Российской Федерации. Иные вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч.1 ст.42 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Положениями пунктов 5, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого Федерального закона закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2017 года № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Особенности оборудования проездов для пожарной техники регламентируются сводом правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288. Пунктом 3.34 которого определено понятие «проезд для пожарной техники» - участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), предназначенный для передвижения пожарной техники с соблюдением требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Судом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, является Барышников М.А. (л.д. 22-23, том 1).
Также Барышников М.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д. 53-54, том 1).
Приказом Управления градостроительства и архитектуры администрации Добрянского городского округа №1300 от 06.12.2023 объекту адресации земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес> (л.д. 24, том 1).
Приказом Управления градостроительства и архитектуры администрации Добрянского городского округа №1186 от 17.11.2023 объекту адресации земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес> (л.д. 52, том 1).
Собственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, являются Батин В.И., Батина Т.И., Батин М.И., Батина Л.Н., Батин И.В.(л.д. 74-77, том 1).
Указанный земельный участок является смежным к участку с кадастровым номером № о чем свидетельствуют выкопировки из публичной кадастровой карты (л.д. 44-47, том 1).
Также из выкопировок из публичной кадастровой карты следует, что на карте <данные изъяты> отображена дорога по <адрес> с заездом с <адрес>, - территория общего пользования, назначение – сооружения дорожного транспорта, с кадастровым номером <адрес>, также отображена дорога с кадастровым номером №, по которой должен обеспечиваться подъезд к земельным участкам, расположенным по <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сооружение дорожного транспорта с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> год завершения строительства – 2002, протяженностью 152 м, принадлежит Муниципальному образованию Добрянский городской округ <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ передана в оперативное управление МБУ «Благоустройство» (л.д. 170-177, том 1).
Из проекта межевания территории, ограниченной <адрес> ООО «АртПроект», 2016 года, следует, что проектом предусмотрено взаимоувязанное размещение улично-дорожной сети, территории общего пользования. При разработке проекта межевания территорий в границы земельных участков включаются территории: под зданиями и сооружениями, проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям. При разработке проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним (л.д. 26-30, том 1).
Барышников М.А. неоднократно обращался с письменными обращениями в адрес главы администрации Добрянского городского округа об обустройстве проезда к земельному участку, о выдаче разрешения на самостоятельное обустройство проезда к земельному участку и выделении лома кирпича и бетона для обустройства дороги, о получении подтверждения отсутствия возражений против самостоятельного обустройства гражданином пожарного проезда, о включении дороги в комплексный план развития округа (л.д. 38,39,41,78, том 1, л.д. 126 оборот, том 2).
На обращения администрацией Добрянского городского округа в адрес Барышникова М.А. направлены ответы, из которых следует, что ремонт вышеуказанных автомобильных дорог период 2024-2026 годов не запланирован, перечень объектов, планируемых к реализации на территории Добрянского городского округа, определенный Комплексным планом развития Добрянского городского округа в период по 2026 год, не включен. Также, выдача разрешения на самостоятельное обустройство подъезда к земельным участкам и выделе бесплатно дома кирпича и бетона не представляется возможным, поскольку администрацией Добрянского городского округа не предусмотрены указанные муниципальные услуги (л.д. 83, 87 оборот, 91, 125, том 2).
Материалами дела установлено, что Барышников М.А. также обратился в прокуратуру г.Добрянки Пермского края по фактам нарушения органом местного самоуправления законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности (л.д. 129,130, том 1).
Из ответа прокуратуры г.Добрянки от 25.03.2024 следует, что по результатам проведенной прокуратурой города проверки установлено, что при рассмотрении вопроса по отсутствию проезда к земельным участкам, расположенным по <адрес> в <адрес>, ввиду ненормативного состояния автомобильной дороги с кадастровым номером №, дано поручение сотрудникам ОГИБДД ОМВД России по Добрянскому городскому округу о проведении осмотра указанной автомобильной дороги. По результатам выездного осмотра ОГИБДД ОМВД России по Добрянскому городскому округу от 14.03.2024 установлено, что проезд к земельным участкам по <адрес> в <адрес> (включая земельные участки с кадастровыми номерами № и т.д.) отсутствует, виду того, что со стороны <адрес> у <адрес> со стороны <адрес> у <адрес> сформированы «снежные валы». Кроме того, как следует из публичной кадастровой карты, заезд к земельным участкам с кадастровыми номерами № и т.д., возможен лишь по автомобильной дороге по <адрес> в <адрес>. Также установлено, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес>, протяженностью 152 м., с кадастровым номером № находится в муниципальной собственности, а в последующем передана на оперативное управление в МБУ «Благоустройство». При этом данная автомобильная дорога находится в ненормативном состоянии, обследование и осмотры с составлением актов, отражающих технические характеристики и транспортно-эксплуатационное состояние указанной автомобильной дороги, не проводились, отсутствует технический паспорт. В целях устранения выявленных нарушений 25.03.2024 прокуратурой города вынесено представление в адрес главы администрации Добрянского городского округа (л.д. 121-122, том 1).
По информации Управления градостроительства и архитектуры Администрации Добрянского городского округа от 25.04.2024 земельный участок, на котором проходит автомобильная дорога с кадастровым номером №, в границы разработки проекта планировки территории не входит. На чертежах планировки территории, межевания территории рассматриваемый земельный участок включен в границы разработки проекта планировки территории 2 очереди. Изменений в документацию по планировке, касаемо данной территории внесено не было (л.д. 198, том 1).
Решением Добрянского районного суда Пермского края от 26.07.2022 по гражданскому делу № 2-905/2022 за муниципальным образованием Добрянский городской округ Пермского края признано право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – автомобильную дорогу, протяженностью 152м, назначение: сооружения дорожного транспорта, кадастровый номером №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>-2011, том 1).
В материалы дела стороной истца также представлены следующие документы: договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом договора является строительство бытовки и основания с террасой по адресу: <адрес>, з/у 34 (л.д. 128-130,том 2); договор купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 131, том 2); договор купли-продажи профнастила от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132, том 2).
Из письма Администрации Добрянского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дорога по <адрес> Добрянского городского округа в перечень объектов, планируемых к реализации на территории Добрянского городского округа, определенная Комплексным планом развития Добрянского городского округа в период по 2026 год, не включена. При формировании перечня объектов, планируемых к реализации на территории Добрянского городского округа на период 2025-2030 годов, мероприятия по ремонту автомобильной дороги по <адрес> с заменой дорожного полотна будет рассмотрено для включения в КПР на 2025-2030 года (л.д. 126, 127 том 2).
В силу положений пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Судом установлено, что объект недвижимости – сооружение дорожного транспорта автомобильная дорога, протяженностью 152 м, назначение: сооружения дорожного транспорта, с кадастровый номером №, расположенная по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении МБУ «Благоустройство», которое обеспечивает реализацию полномочий по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Таким образом, действующее законодательство, возлагая на муниципальный орган обязанность по организации в границах городского округа вопросов в сфере дорожной деятельности в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относит данную обязанность к исключительной компетенции органов местного самоуправления, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. При этом, установленные стандартами требования к проездам для пожарной техники должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования закона, суд приходит к выводу, что исковые требования Барышникова М.А., не относящегося к субъектам, в полномочия которых входит обязанность по организации дорожной деятельности, обустройству пожарных проездов, о признании возможным самостоятельного обустройства пожарного проезда в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 1308 кв.м., назначение 7.4 «Сооружения дорожного транспорта», расположенного по адресу: <адрес>, для проезда пожарной техники к зоне строительных работ на земельном участке площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, и к зоне строительных работ на земельном участке площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес> не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает также следующее.
Пунктом 12 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, предусмотрено, что для размещения проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, не требуется разрешения на строительство.
Как следует из представленной в материалы дела представителем истца копии письма Администрации Добрянского городского округа от 20.06.2024 №№ Барышникову М.А. согласовано самостоятельное обустройство подъездной дороги, для размещения которой не требуется разрешение на строительство в рамках п.12 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1308 кв.м. для подъезда к земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, расположенным по адресу: <адрес>
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Барышникова М.А. к Администрации Добрянского городского округа о признании возможным самостоятельного обустройства Барышниковым М.А. пожарного проезда, следует отказать.
Вместе с тем, суд разъясняет истцу, что в случае нарушения его прав, истец не лишен возможности защитить свои права иным способом, предусмотренным законом.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Барышникова Максима Александровича к Администрации Добрянского городского округа о признании возможным самостоятельного обустройства Барышниковым Максимом Александровичем пожарного проезда в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 1308 кв.м., назначение 7.4 «Сооружения дорожного транспорта», расположенного по адресу: <адрес>, для проезда пожарной техники к зоне строительных работ на земельном участке площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, и к зоне строительных работ на земельном участке площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий подпись
Копия верна.
Председательствующий В.Ю.Радостева
Мотивированное решение составлено 02.07.2024.
Подлинник решения подшит в деле № 2-629/2024, дело находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.