Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-130/2023 ~ М-114/2023 от 19.04.2023

Дело

УИД 39RS0-29

РЕШЕНИЕ

      Именем Российской Федерации

03 мая 2023 г.                                                                                      г.Краснознаменск

Краснознаменский районный суд    Калининградской    области    в составе председательствующего судьи Мальковской Г.А.,

с участием представителя истца по доверенности Рогова А.Ю.,

ответчиков Лазаренко В.В.,

при секретаре Андросовой Н.А.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области к Лазаренко Владимиру Васильевичу, Типалову Николаю Владимировичу о возмещении ущерба, причиненного охотничьим ресурсам,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее- Минприроды) в лице представителя по доверенности Рогова А.Ю. обратилось в суд с иском к Лазаренко В.В., Типалову Н.В., в котором просило взыскать с ответчиков Лазаренко В.В. и Типалова Н.В. солидарно стоимость ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам в сумме 350 000 рублей в доход бюджета Краснознаменского района Калининградской области.

В обоснование иска сослался на то, что 15.11.2021 в 16.10 Типалов Н.В. совместно с Лазаренко В.В. на территории <адрес>, осуществляя охоту с использованием принадлежащих им собак охотничьей порода лайка, при помощи ножей осуществляли первичную переработку туши самки оленя европейского, погибшей от кровопотери, не имея при этом разрешения на добычу охотничьих ресурсов, чем причинили ущерб объектам животного мира на сумму 350 000 руб. Постановлением мирового судьи Краснознаменского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении Лазаренко В.В. и по делу Типалов Н.В. признаны виновными в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и каждому из них назначено наказание в виде лишения права охоты сроком на 2 года. Постановления вступили в законную силу. Ущерб, нанесенный государству незаконной охотой согласно методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом от 8.12.2011 № 948 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», составил 350 000 руб.

              Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по доверенности Рогов А.Ю. в судебном заседании поддержал требования иска по изложенным в нем основаниям и дополнительно пояснил, что ответчики, являясь охотниками, должны знать правила охоты, и, ссылаясь на методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, просил требования удовлетворить в заявленном размере 350 000 рублей,

поскольку вина ответчиков установлена и ущерб должен быть взыскан.

Ответчик Типалов Н.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, а также посредством размещения информации о дате и времени рассмотрения дела на официальном сайте суда в срок достаточный для подготовки к участию в деле, в судебное заседание не явился, представлен документ, подтверждающий нахождение ответчика в служебной командировке в Чукотском АО, возражений не представил, со слов Лазаренко В.В. тот просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Ответчик Лазаренко В.В. в судебном заседании не оспаривая сумму ущерба ссылался на высокий размер ущерба.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

На основании ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм права, вина причинителя вреда презюмируется, и он может быть освобожден от ответственности лишь при предоставлении доказательств отсутствия своей вины.

Частью 1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 ст.78 указанного закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охота представляет собой деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; добычей охотничьих ресурсов является отлов или отстрел охотничьих ресурсов.

К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся, в частности, копытные животные, в том числе благородный олень (статья 11 указанного закона).

Статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ установлено, что основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно статье 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Требование об обязательном наличии при осуществлении охоты, включая транспортировку продукции охоты и ее реализации, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного в установленном порядке, и путевки, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ, содержится также в Правилах охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512 (пункты 3.1, 3.2, 4) (далее - Правила охоты), которые в силу ст.23 названного Федерального закона № 209-ФЗ обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

При этом, согласно пункту 4 Правил охоты, наличие разрешения на добычу охотничьих ресурсов требуется и для транспортировки продукции и ее реализации.

          В соответствии с пунктом 17 Правил охоты и приложением № 1 к ним срок охоты на благородного оленя ( все половозрастные группы) с 1 октября по 10 января.

Согласно ч.2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16:10 Лазаренко В.В., Типалов Н.В. находясь на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес> <адрес>, осуществляли охоту с использованием принадлежащих им охотничьих собак, при помощи ножа производили первичную переработку охотничьего ресурса - туши самки оленя европейского, погибшей от потери крови, не имея разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Постановлением мирового судьи Краснознаменского судебного района Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении Лазаренко В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде лишения права охоты сроком на 2 года. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мирового судьи Краснознаменского судебного района Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении Типалов Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде лишения права охоты сроком на 2 года. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В суде Лазаренко В.В. подтвердил, что является охотником, ему известны Правила охоты.

Изложенные фактические обстоятельства по делу подтверждаются также документами из материалов уголовного дела , возбужденного по п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ. Постановлением старшего дознавателя группы по Краснолзнаменскому району ОД МО МВД России «Неманский» от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Из охотничьего билета усматривается, что Типалов Н.В. имеет охотничий билет серии 39, от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об аннулировании охотничьего билета отсутствуют, разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа . Лазаренко В.В. также имеет разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Действующим законодательством установлена уголовная, административная и гражданская ответственность за вред, причиненный объектам животного мира и охотничьим ресурсам.

Принимая во внимание вышеизложенные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что подтвержденные материалами дела факт нахождения ответчика в охотничьих угодьях с продукцией охоты, равно как и осуществление ее транспортировки в отсутствие соответствующего разрешения, влекут наступление гражданско-правовой ответственности по возмещению причиненного ущерба.

Ответчик Лазаренко В.В., указывая на то, что ими производилась только переработка охотпродукции, при этом самку оленя они не убивали, не представляет доказательств законности таких действий, что не освобождает ответчиков от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира незаконным безвозмездным изъятием благородного оленя в соответствии с действующим законодательством.

Из определения Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 года № 2558-О следует, что в целях наиболее эффективного осуществления надзора за данной специфической деятельностью федеральный законодатель приравнял к охоте нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, тем самым признав охотой нахождение в условиях, свидетельствующих о ее ведении. Причем сама по себе указанная норма позволяет лицу с достаточной степенью четкости сообразовывать с ней свое поведение - как дозволенное, так и запрещенное - и предвидеть вызываемые ее применением последствия, что в данном случае не было учтено Лазаренко В.В. и Типаловым Н.В.

Согласно положениям п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" судам следует иметь в виду, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция составляют неосновательное обогащение добывшего их лица (ст. 1102 ГК РФ). Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания. В случае невозможности возвратить в натуре незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанную из них продукцию суд на основании ст. 1105 ГК РФ и ст.56 Федерального закона "О животном мире" должен решить вопрос о взыскании стоимости этих объектов.

Из положений ст.56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ « О животном мире» следует, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Методикой исчисления размера вреда, разработанной в соответствии с указанными выше положениями закона, определено, что размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении 2 к Методике, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида.

Как следует из п.5 Приложения 1 к указанной Методике, такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в частности одной особи благородного оленя, исходя из даты установленной судом обстоятельств 15.11.2021 составляет 70 000 рублей. Поскольку причинение вреда охотничьим ресурсам повлекло нарушение ответчиками Правил охоты, при расчете размера ущерба значение пересчетного коэффициента применяется равным 5 (Приложение 2).

Таким образом, размер причиненного ущерба указан верно (70 000 x 5 х 1 = 350 000) рублей.

Лазаренко В.В. и Типаловым Н.В. в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде, не возместили, возражений у ответчиков по исчисленной сумме ущерба в размере 350 000 рублей не имелось.

При таких обстоятельствах, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области о возмещении ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в размере 350 000 рублей, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков Лазаренко В.В., Типалова Н.В. в долевом порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6700 рублей в доход местного бюджета, то есть по 3350 руб. с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области к Лазаренко Владимиру Васильевичу, Типалову Николаю Владимировичу о возмещении ущерба, причиненного охотничьим ресурсам – удовлетворить.

Взыскать в солидарном порядке с Лазаренко Владимира Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, , выдан ДД.ММ.ГГГГ; Типалова Николая Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, , выдан ДД.ММ.ГГГГ в доход бюджета муниципального образования «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» (местный бюджет) ущерб в размере 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Лазаренко Владимира Васильевича в доход бюджета муниципального образования «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» (местный бюджет) Калининградской области государственную пошлину в размере 3350 (три тысячи триста пятьдесят) рублей.

Взыскать с Типалова Николая Владимировича в доход бюджета муниципального образования «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» (местный бюджет) Калининградской области государственную пошлину в размере 3350 (три тысячи триста пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья. Подпись

2-130/2023 ~ М-114/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Ответчики
Лазаренко Владимир Васильевич
Типалов Николай Владимирович
Другие
Рогов Андрей Юрьевич
Суд
Краснознаменский районный суд Калининградской области
Судья
Мальковская Г.А.
Дело на сайте суда
krasnoznamensky--kln.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2023Судебное заседание
04.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Дело оформлено
08.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее