Дело № 2-518/2024 УИД 13RS0023-01-2024-001193-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 11 июля 2024 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Пивкиной Е.А.,
при секретаре Былкиной Н.А.,
с участием в деле:
истца Прошиной Натальи Николаевны, её представителя Катышевой Татьяны Александровны,
ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Зубово-Полянская районная больница», его представителя Кузовкиной Ольги Васильевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прошиной Натальи Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы,
установил:
Прошина Н.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, в обоснование которого указала, что 27 февраля 2024 г. обратилась в к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием специального стажа, выработанного в результате осуществления лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия №35246/24 от 04 марта 2024 г. (далее по тексту также - Решение №35246/24) Прошиной Н.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (с учетом положений, предусмотренных приложением № 7 к указанному закону), из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа и отсутствия наступления срока назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В специальный стаж Прошиной Н.Н. не был включен период работы с 16 июня 2001 г. по 25 сентября 2004 г. - в должности заведующей Булдыгинским ФАП (с.Булдыгино, Зубово-Полянский район), поскольку Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, и Списком должностей работников и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 г. №781 предусмотрена должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка (фельдшер, медицинская сестра)». Согласно актам документальной проверки от 26.12.2003 г., от 28.11.2006 г., от 22.03.2021 г. определить занимаемую должность Прошиной Н.Н. не представляется возможным (по приказу от 18.06.2001 г. №58 Прошина Н.Н. переведена заведующей ФАП –медицинская сестра с 16.06.2001 г.; по приказу от 20.08.001 г. №89 с 25.08.2001 г. медицинской сестрой Булдыгинского ФАП значится Прошина Л.А., по приказу от 22.09.2004 г. №53 заведующая ФАП Прошина Н.Н. уволена с 04.10.2004 г., приказы о переводах отсутствуют, в расчетно-платежных ведомостях Прошина Н.Н. значится как зав.ФАП, объем работы в вышеуказанный период не усматривается, начисление проходит одной суммой в графе «по основной зарплате»).
Считает, что Решение №35246/24 в указанной части является незаконным, просит признать незаконным и отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия №35246/24 от 04 марта 2024 г. в части отказа во включении специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 16 июня 2001 г. по 25 сентября 2004 г. - в должности заведующей Булдыгинским ФАП (с.Булдыгино, Зубово-Полянский район); обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обозначенный выше период.
В судебном заседании истец Прошина Н.Н., ее представитель Катышева Т.А. поддержали исковые требования, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представлено возражение на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 141-142).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца по делу - Государственного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Зубово-Полянская районная больница» (далее по тексту ГБУЗ РМ «Зубово-Полянская РБ»), извещенный о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился. В судебном заседании 03.07.2024 г. представитель Кузовкина О.В. исковые требования поддержала, пояснила, что на основании медицинской документации в период с 16 июня 2001 г. по 25 сентября 2004 г. в Булдыгинском фельдшерском пункте фактически работали: заведующая ФАП – истец Прошина Н.Н. на 1 ставку, фельдшер Прошина Л.А. на 0,5 ставки и санитарка ФИО1 По должности Прошина Н.Н. относилась к среднему медицинскому персоналу и являлась наряду с заведующей ФАП также и медицинским работником Булдыгинского фельдшерского пункта, в связи с чем, была обязана осуществлять лечебно-профилактическую (медицинскую) деятельность в качестве фельдшера.
При таких обстоятельствах, и в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, изучив и оценив представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В силу подпункта «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», применяются:
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, с применением положений абзацев 4, 5 пункта 2 указанного постановления - для учета периодов работы, имевших место с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 - для учета периодов работы, имевших место с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Пунктом 2 Постановления РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 (за период работы до 1 ноября 1999 г.) было предусмотрено льготное исчисление стажа за работу в сельской местности или поселке городского типа - один год за один год и три месяца.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в котором были поименованы: врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений независимо от наименования должности; врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. При этом абз. 2 пункта 2 указанного постановления установлено, что работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В силу пункта 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (статья 66), к документам, связанным с работой, отнесены копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое (статья 62).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 февраля 2024 г. Прошина Н.Н. обратилась в адрес Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 56-58).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия №35246/24 от 04 марта 2024 г. Прошиной Н.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (с учетом положений, предусмотренных приложением № 7 к указанному закону), из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа и отсутствия наступления срока назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В специальный стаж Прошиной Н.Н. не был включен период работы с 16 июня 2001 г. по 25 сентября 2004 г. - в должности заведующей Булдыгинским ФАП (с.Булдыгино, Зубово-Полянский район), поскольку Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, и Списком должностей работников и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 г. №781 предусмотрена должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка (фельдшер, медицинская сестра)». Согласно актам документальной проверки от 26.12.2003 г., от 28.11.2006 г., от 22.03.2021 г. определить занимаемую должность Прошиной Н.Н. не представляется возможным (по приказу от 18.06.2001 г. №58 Прошина Н.Н. переведена заведующей ФАП –медицинская сестра с 16.06.2001 г.; по приказу от 20.08.001 г. №89 с 25.08.2001 г. медицинской сестрой Булдыгинского ФАП значится Прошина Л.А., по приказу от 22.09.2004 г. №53 заведующая ФАП Прошина Н.Н. уволена с 04.10.2004 г., приказы о переводах отсутствуют, в расчетно-платежных ведомостях Прошина Н.Н. значится как зав.ФАП, объем работы в вышеуказанный период не усматривается, начисление проходит одной суммой в графе «по основной зарплате»).
Специальный страховой стаж по состоянию на 04 марта 2024 г. составил 27 лет 02 месяца 08 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составляет 98,529. (л.д. 48-50)
Из материалов дела следует, что согласно записям, содержащимся в трудовой книжке АТ-V № от __.__.____, Прошина (до брака Бебишева) Наталья Николаевна, 22 января 1991 г. переведена в Булдыгинский ФАП патронажной медсестрой на основании приказа №5 от 22.01.1991 г., о чем сделана запись №2; 21 октября 1998 г. уволена по сокращению штата по п. 1 ст. 55 КЗоТ РФ на основании приказа №179 от 30.10.1998 г., о чем сделана запись №4. Далее в трудовой книжке Прошиной Н.Н. сделана запись о том, что увольнение не состоялось – основание внесения записи Приказ №178 от 28.10.1998 г. Уволена по собственному желанию 22.07.1999 г. на основании приказа №101 от 16.07.1999г., о чем сделана запись №4; принята на 0,5 ставки в Булдыгинский ФАП на должность патронажной медсестры с 01.08.1999 г. на основании приказа №111 от 11.08.1999 г., о чем сделана запись №5; 16 июня 2001 г. переведена на должность заведующей Булдыгинским ФАП на основании приказа №58 от 18.06.2001 г., о чем сделана запись №6; уволена с занимаемой должности 04 октября 2004 г. по собственному желанию на основании приказа №53 от 22.09.2004 г. (л.д. 74-76).
Согласно диплому ЛТ № от __.__.____., регистрационный №, Бебишева Наталья Николаевна в __.__.____ окончила Темниковское медицинское училище по специальности «фельдшер». Решением Государственной квалификационной комиссии 28 февраля 1989 г. присвоена квалификация фельдшера (л.д. 98).
Согласно свидетельству о заключении брака I-ЖК №, выданному Булдыгинским сельским Советом народных депутатов Зубово-Полянского района МАССР, __.__.____, ФИО2 и Бебишева Наталья Николаевна __.__.____ заключили брак, после чего жене присвоена фамилия Прошина (л.д. 109).
Из архивной справки № 566 от 12 мая 2023 г., выданной Отделом муниципального архива Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, следует, что в документах архивного фонда Администрации Булдыгинскогосельского Совета Зубово-Полянского района Республики Мордовия в расчетно-платежных ведомостях по заработной плате за 1999-2001 годы имеются сведения о том, что Прошина Н.Н. значится работающей в качестве патронажной медицинской сестры, указаны помесячные начисления по заработной плате с января 1999 г. по декабрь 2001 г. Другие работники в выше указанных документах с фамилией и инициалами Прошина Н.Н. не значатся. Со всех включенных в архивную справку сумм произведены отчисления в Пенсионный фонд (л.д.8).
Согласно архивной справке № 567 от 12 мая 2023 г., выданной Отделом муниципального архива Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, в документах архивного фонда Администрации Булдыгинскогосельского Совета Зубово-Полянского района Республики Мордовия в расчетно-платежных ведомостях по заработной плате за 1999-2004 годы имеются сведения о том, что Прошина Н.Н. значится работающей в качестве зав.ФАП, указаны помесячные начисления по заработной плате с января 2002 г. по август 2004г. Другие работники в выше указанных документах с фамилией и инициалами Прошина Н.Н. не значатся. Со всех включенных в архивную справку сумм произведены отчисления в Пенсионный фонд (л.д. 9).
Согласно сообщению ГБУЗ РМ «Зубово-Полянская РБ» №842 от 03.06.2024 г. штатное расписание по Булдыгинскому фельдшерскому пункту за период с июня 2001 г. по сентябрь 2004 г., журналы регистрации амбулаторных больных и профилактических прививок с 2001 по 2004 г. в с.Булдыгино, амбулаторные карты больных (патронат новорожденных в с.Булдыгино) с 2001 по 2004 г.г. в архиве отсутствуют. Представлены копии тарификационных списков участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-0акушерских пунктов за 2001, 2002, 2003 г.г., одновременно указано об отсутствии соответствующих тарификационных списков за 2004 г. (л.д. 131).
Кроме того, ГБУЗ РМ «Зубово-Полянская РБ» представлены копии тарификационных списков работников на с 2001 по 2004 г., согласно которым в Булдыгинском ФАП предусмотрены должности заведующей м/п (Прошина Н.Н.), медицинской сестры (Прошина Л.А.) и санитарки ФИО1) (л.д. 132-140).
В подтверждение осуществления Прошиной Н.Н. медицинской деятельности представлены: копия журнала амбулаторного приема с 21 августа 2002 г., согласно которому зав.ФАП являлась Прошина Н.Н., она вела регистрацию амбулаторных больных с определением диагноза, назначения лечения, о чем с 21.08.2002 г. по 01.11.2004г. имеются соответствующие записи; копия журнала вызовов с 01 января 2003 г., согласно которому зав.ФАП являлась Прошина Н.Н., ей осуществлялись выезды по месту жительства пациентов, отражены сведения о проведенных осмотрах и назначенном лечении, о чем с 01.01.2003 по 09.06.2006 г. имеются соответствующие записи; копия журнала «профиль по детству» за 2001 год, согласно которому, Прошина Н.Н. являлась зав.ФАП, ей осуществлялся учет детей, находящихся на искусственном вскармливании, детей, контактных с туберкулезными больными, тубинфицированных детей, детей, больных ревматизмом, детей с болезнями сердца, гастритом, и иными заболеваниями, отражены даты их обследований, выставленные диагнозы; медицинские карты больных с.Булдыгино, в которых за период с 2001 по 2004 г.г. имеются записи о проведении Прошиной Н.Н. профилактической вакцинации, ревакцинации населения, амбулаторных осмотров, осуществлении патроната новорожденных.
Из справки администрации Мордовско-Полянского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района №50 от 09.07.2024 г. следует, что в с.Булдыгино Зубово-Полянского района Республики Мордовия в 2001г. действовал Булдыгинский фельдшерско-акушерский пункт, который осуществлял доврачебную первую медико-санитарную помощь. В зону обслуживания Булдыгинского ФАП входили населенные пункты: с.Булдыгино. с.Богдановка, п.Выселки, п.Поповка, п.Родниковка. Штатное расписание и табели учета рабочего времени не сохранились.
Должностной инструкцией заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ГУЗ «Зубово-Полянская ЦРБ», утвержденной Главным врачом ГУЗ «Зубово-Полянская ЦРБ» 12.06.2000 г., заведующий ФАП выполняет следующие обязанности: организовывает лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу, оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП; ведет амбулаторный прием на ФАП, ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее ЛПУ; организовывает прием пациентов участковыми врачами и другими спе6циалистами на ФАП по графику, утвержденному главным врачом. Ко дню приема фельдшер готовит пациентов и первичную медицинскую документацию; принимает активное участие в динамическом наблюдении населения своего участка; выполняет врачебные назначения; участвует в диспансеризации населения; проводит простейшие лабораторные исследования, лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, профилактические прививки и противопаразитные мероприятия; подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц; обеспечивает медицинскую помощь детям в детских садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП.
Не доверять представленным в суд документам у суда нет оснований, в связи с чем суд признает их относимыми и допустимыми доказательствами.
В качестве свидетеля в судебном заседании была допрошена Прошина Л.А., которая в спорные периоды работала в Булдыгинском ФАП в должности медицинской сестры на 0,5 ставки. Подтвердила, что в период с июня 2001 г. по сентябрь 2004 г. г. Прошина Н.Н. работала на полную ставку в Булдыгинском ФАП в должности заведующей, а также выполняла фельдшерскую и акушерскую работу.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что с 2001 по 2004 г.г. являлась Главой Булдыгинского сельского поселения. Прошина Н.Н. в обозначенный период работала в Булдыгинском ФАП в должности заведующей и фельдшера. Истец вела прием больных, осуществляла выезды по месту жительства больных по мере необходимости и на основании их вызовов об оказании неотложной помощи; осуществляла назначение лекарственных препаратов, делала прививки, инъекции. Периодически свидетель также принимала участие в выездах на дом к пациентам вместе с Прошиной Н.Н. Являясь единственным медицинским работником наряду с Прошиной Л.А., истец осуществляла прием больных всех категорий (и взрослых и детей). Подтвердила, что истец работала полный рабочий день на полную ставку, её должность и трудовая функция в спорный период не изменялись.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они не заинтересованы в исходе дела, непосредственно работали с истцом в спорный период времени, их показания последовательны, согласуются с другими собранными по делу доказательствами. При этом судом учтено, что согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения с судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона №173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 г. №11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 г. №81-О, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 сентября 2019 г. № 2209-О, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», направлен на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в учреждениях здравоохранения, поскольку она сопряжена с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Такое правовое регулирование, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено, что в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер), фельдшер. Таким образом, должность заведующей в фельдшерско-акушерском пункте включена в пункт 13 указанного Списка должностей и учреждений.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги лет, утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 N 634) работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 18 апреля 2000 г. №1708-17 при отнесении той или иной местности к сельской, следует исходить из установленного административно-территориального деления.
Из записей в трудовой книжке истица следует, что в период с 16 июня 2001 г. по 25 сентября 2004 г. она состояла в должности заведующей Булдыгинским ФАП, руководство деятельностью Булдыгинским фельдшерско-акушерским пунктом осуществляла Зубово-Полянская центральная районная больница, при этом фактически Прошиной Н.Н. выполнялись работы по оказанию доврачебной помощи населению, тождественные работам, выполняемым заведующей фельдшерско-акушерского пункта – фельдшером (медицинской сестрой), что подтверждается материалами дела, в том числе должностной инструкцией заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, тарификационными списками Зубово-Полянской центральной районной больницы, амбулаторными медкартами, расчетно-платежными ведомостями, принимая во внимание, что наименование должности заведующего и других должностей средних медицинских работников (акушерка, патронажная медицинская сестра) определяется органом, утверждающим штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта согласно приказу Минздрава СССР от 26 сентября 1978 г. № 900 (в редакции от 23 декабря 1986 г.), в связи с чем, указанный период работы истицы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение песни, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности приведенных выше и согласующихся между собой, исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования об обязании ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», период работы в должности заведующей Булдыгинским ФАП – медицинская сестра (с.Булдыгино Зубово-Полянский район) с 16 июня 2001 г. по 25 сентября 2004 г., являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия№35246/24 от 04 марта 2023 г. в части отказа во включении в специальный стаж обозначенного периода работы истца подлежит отмене.
Позиция пенсионного органа, отраженная в письменных возражениях на исковое заявление, заключающаяся в том, что период работы истца в должности заведующей ФАП не подлежит включению в специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, и Списком должностей работников и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 г. №781, не может быть принята во внимание в качестве основания для отказа истцу во включении указанного спорного периода в специальный стаж.
Согласно положениям статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 24).
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Прошиной Натальи Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия №35246/24 от 04 марта 2023 г. в части отказа во включении в специальный стаж Прошиной Натальи Николаевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности заведующей Булдыгинским ФАП – медицинская сестра (с.Булдыгино Зубово-Полянский район) с 16 июня 2001 г. по 25 сентября 2004 г.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия включить Прошиной Наталье Николаевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», период работы в должности заведующей Булдыгинским ФАП – медицинская сестра (с.Булдыгино Зубово-Полянский район) с 16 июня 2001 г. по 25 сентября 2004 г. в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (ОГРН 1021300972890, ИНН 1325026620) в пользу Прошиной Натальи Николаевны (ИНН №) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Е.А.Пивкина
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2024 г.
Председательствующий Е.А.Пивкина