Дело № 2-3707/2023
УИД 74RS0007-01-2023-003614-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2023 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Шовкун Н.А.
при секретаре Сорокиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска к Ростовскому Валерию Вячеславовичу о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
установил:
Областное казенное учреждения Центр занятости населения города Челябинска (далее по тексту ОКУ ЦЗН г. Челябинска) обратилось в суд с иском к Ростовскому Валерию Вячеславовичу о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в размере 70949 рублей 51 копейки.
В обоснование требований указано, что на основании заявления Ростовского В.В. от 22 мая 2020 года приказом от 29 мая 2020 года он признан безработным с 22 мая 2020 года с назначением пособия по безработице. В период с 22 мая 2020 года по 21 августа 2020 года начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 70949 рублей 51 коп.. 28 августа 2020 года при проведении сверки с ИФНС РФ выявлено совпадение периода получения Ростовским В.В. пособия по безработице и его занятости - регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве учредителя общества с ограниченной ответственностью "Звукоизоляция 74». Поскольку на момент обращения в Центр занятости ответчик был зарегистрирован в качестве учредителя Общества, он не мог быть признан безработным и являться получателем указанного пособия, в связи с чем незаконно получил пособие по безработице, которое подлежит взысканию.
В судебное заседание представитель истца ОКУ ЦЗН г. Челябинска не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Ответчик Ростовский В.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседании извещен надлежаще по месту регистрации и по электронной почте. С места жительства в материалы дела возвращена судебная корреспонденция за истечением срока хранения.
Исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы". Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 посредством направления заявления в электронной форме через портал "Работа в России" обратился в ОКУ ЦЗН г. Челябинска по Курчатовскому району в целях оказания содействия в поиске подходящей работы.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан безработным, ему назначено соответствующее пособие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11 оборот).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ изменен размер ранее назначенного пособия, установлено пособие в размере 14175 рублей, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ изменен размер пособия, размер пособия увеличен до 22949 рублей 50 копеек с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ увеличена продолжительность заявленного периода выплаты пособия по безработице, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ в ОКУ ЦЗН г. Челябинска посредством системы межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения из Федеральной налоговой службы России о том, что ФИО2 является учредителем ООО «Звукоизоляция 74» с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, где в графе "сведения об участниках (учредителях) юридического лица" указан ФИО2 (л.д. 21-24).
Приказами от ДД.ММ.ГГГГ №, № прекращена ФИО2 выплата пособия по безработице с одновременным снятием ответчика с учета в качестве безработного гражданина в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено уведомление о том, что сумма, перечисленная в качестве пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68848 рублей 51 коп. и региональной компенсации в размере 2101 рубль получена им незаконно (л.д. 10).
Однако, ФИО2 оставил данную претензию без удовлетворения.
Обращаясь с иском о взыскании с ФИО2 незаконно полученного пособия по безработице ОКУ ЦЗН г. Челябинска ссылалось в обоснование своих требований на то, что ответчик не сообщил о том, что он является учредителем общества с ограниченной ответственностью "Звукоизоляция 74", в результате чего получил пособие по безработице обманным путем в сумме 70949 руб. 51 коп. Таким образом, ОКУ ЦЗН г. Челябинска заявил о недобросовестности ФИО2
При изложенных обстоятельствах, юридически значимым, с учетом исковых требований ОКУ ЦЗН г. Челябинска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление обстоятельства того, имеет ли место со стороны ФИО2 недобросовестность в получении пособия по безработице.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании пособия по безработице презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении пособия по безработице возлагается на ОКУ ЦЗН г. Челябинска.
Доказывая недобросовестность ответчика истцом представлена в материалы дела копия электронной формы заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, согласно которой заявление заполняемое ФИО2 содержало в себе информацию о предоставлении сведений о том, что заявитель является/не является учредителем организаций.
Кроме того, данная электронная форма содержит предупреждение о том, что все сведения будут проверены, и при предоставлении данных заявителем ложных сведений, заявителем может быть привлечен к ответственности, в том числе уголовной (л.д. 17).
Вместе с тем, ФИО2 заполняя заявление о признании его безработным, подтвердил что не является учредителем организаций.
Из представленных в материалы копии учредительных документов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является учредителем ООО «Звукоизоляция 74», документы подписаны им лично (л.д. 42-53).
По данным ИФНС по Центральному району г. Челябинска в регистрационном деле отсутствуют документы о выплате доли участнику, в связи с его выходом из состава учредителей. Юридическое лицо применяло упрощенную систему налогообложения, декларации по налогу на прибыль в инспекцию не предоставлялись (л.д. 38).
Принимая во внимание, что истцом представлены доказательства недобросовестности ФИО2 при подаче заявления о признании его учредителем коммерческой организации, скрывшего от центра занятости сведения о том, что он является учредителем коммерческой организации, в период получения пособия по безработице из состава учредителей ФИО2 не исключен, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с ФИО2 в пользу ОКУ ЦЗН г. Челябинска денежных средств в размере 70949 рублей 51 копейки, выплаченных в качестве пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при цене иске 70949 рублей 51 копейка составляет 2328 рублей 49 копеек.
Учитывая, что истец Областное казенное учреждение Центр занятости населения города Челябинска в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождено от уплаты государственной пошлины, требования истца удовлетворены в полном объеме, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО2 в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 2328 рублей 49 копеек.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска (ИНН 7452029368) к Ростовскому Валерию Вячеславовичу (<данные изъяты>) о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, удовлетворить.
Взыскать с Ростовского Валерия Вячеславовича в пользу Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Челябинска денежные средства в размере 70949 рублей 51 копейки.
Взыскать с Ростовского Валерия Вячеславовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2328 рублей 49 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Курчатовский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий подпись Шовкун Н.А.
Изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Курчатовский районный суд г. Челябинска
Копия верна
Не вступил(о) в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Судья
Секретарь
Подлинник решения находится в деле №