Дело № 2-1291/2023
УИД 03RS0009-01-2023-001313-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2023 года |
город Белебей, РБ |
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ахметгалина Х.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шигаповой Э.Р.,
с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора Варейкина С.Г.,
представителя ответчика и третьего лица Ахметшиной А.Р.,
представителя третьего лица Никитина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Усень-Ивановское муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан об обязании оборудовать в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
установил:
Белебеевский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать ответчика оборудовать в здании общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указывает о том, что в ходе проведенной Белебеевской межрайонной прокуратурой во исполнение приказов Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», указания прокурора Республики Башкортостан от 08.02.2022 № 14/21 р «Об организации исполнения в прокуратуре Республики Башкортостан приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования. В ходе проверки выявлено, что в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Усень-Ивановское муниципального района Белебеевский район Башкортостан, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
В ходе судебного заседания представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В ходе судебного заседания представитель ответчика МАОУ средняя общеобразовательная школа с. Усень-Ивановское МР Белебеевский район РБ и третьего лица МКУ Управление образования МР Белебеевский район РБ Ахметшина А.Р. с исковыми требованиями согласилась, просила предоставить годичный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения решения суда.
Представитель третьего лица Никитина А.А. позицию представителя ответчика поддержал.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государственная политики в интересах детей является приоритетной и ее цели закреплены статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», одной из которых является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовно и нравственное развитие. Одним из принципов политики является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Разделом 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, в 2019-2024 гг. в рамках федерального проекта планируется реализовать комплекс мероприятий, направленный на создание нормативно-правовых, финансово-экономических, организационно-управленческих, информационно-аналитических, кадровых и научных условий для реализации потенциала граждан Российской Федерации в социально-экономической сфере, внедрения технологии «социального лифта» и проведения профессиональных конкурсов развитию инклюзивного образования и созданию равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники Конвенции принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Это меры, которые включают в себя выявление и устранение препятствий и барьеров, ограничивающих доступность, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка», указано, что государства- участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности и персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со статьями 14,15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в сфере установленных полномочий, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.1999 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В пунктах 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ) указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относят материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовым актами- наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании установлено, что Белебеевской межрайонной прокуратурой во исполнение приказов Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», указания прокурора Республики Башкортостан от 08.02.2022 № 14/21 р «Об организации исполнения в прокуратуре Республики Башкортостан приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования.
По результатам проверки выявлено, что в нарушение указанных требований законодательства в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Усень-Ивановское муниципального района Белебеевский район Башкортостан, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
В ответ на требование Белебеевской межрайонной прокуратуры директором МАОУ средняя общеобразовательная школа с. Усень-Ивановское муниципального района Белебеевский район Башкортостан предоставлен ответ об отсутствии в помещении для проведения массовых мероприятий индукционных петлей и звукоусиливающей аппаратуры.
Таким образом, несмотря на требования законодательства ответчиком - МАОУ средняя общеобразовательная школа с. Усень-Ивановское муниципального района Белебеевский район Башкортостан требования законодательства об охране жизни и здоровья граждан осуществляется ненадлежащим образом, чем нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних детей, обучающихся в данном образовательном учреждении.
На момент рассмотрения гражданского дела, выявленные нарушения не устранены.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом вышеизложенного, доводы Белебеевского межрайонного прокурора нашли свое подтверждение в суде, заявленные им требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
Исходя из характера требований и объема работ, учитывая, что ответчик функции распорядителя бюджетных средств с полномочиями по разработке и принятию местного норматива финансирования учреждения, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг не выполняет, исполнение решения суда связано с выделением бюджетных средств на финансирование мероприятий, суд считает, что заявленный истцом срок является недостаточным, и реализуя требования ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – один год с момента вступления решения суда в законную силу.
По мнению суда, именно такой срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора (№) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Усень-Ивановское муниципального района Белебеевский район РБ №) об обязании оборудовать в здании образовательного учреждения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Усень-Ивановское муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан оборудовать в здании общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Белебеевского городского суда
Республики Башкортостан Х.Ю. Ахметгалин