дело № 2-662/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2023 года с. Караидель
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахретдиновой Е.Н., при секретаре Усмановой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Караидельского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Лавринову Д.Н. об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Караидельского района Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Лавринову Д.Н., в котором просит возложить на Лавринова Д.Н. обязанность по освобождению объекта общего пользования Павловского водохранилища на р. Уфа, демонтировать по двум сторонам периметра земельного участка с кадастровым номером № металлический забор, причал, находящийся напротив земельного участка с кадастровым номером №, а также демонтировав забор с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащих Лавринову Д.Н., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Снос вышеуказанных объектов осуществить за счет средств Лавринова Д.Н.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что прокуратурой Караидельского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в районе <адрес>.
Установлено, что код водного объекта р. Уфа в государственном водном реестре – 1001020081211110020106, длина 918 км, ширина водоохранной зоны 200 м. Береговая полоса общего пользования 20 метров.
В ходе выездного обследования водоохранной зоны Павловского водохранилища на <адрес> РБ установлено, что по двум сторонам периметра земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> РБ, граничащая с водным объектом в <адрес> в сторону водного объекта (Павловского водохранилища на р.Уфа) в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования установлен металлический забор из сетки рабицы высотой 1,8 м, что является нарушением п.п.1,2,6 ст.6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ 10.11.2021. Забор со стороны водного объекта (вдоль водного объекта) отсутствует. Также напротив земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> РБ на акватории Павловского водохранилища установлено причальное сооружение дощатым перекрытием размером 2 м вдоль береговой линии и 26 м вглубь водной акватории Павловского водохранилища. Также установлен забор с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> РБ, граничащая с водным объектом в <адрес> в сторону водного объекта (Павловского водохранилища на р. Уфа) в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования установлен дощатый забор на металлических столбах, высотой 1,8 м, что является нарушением п.п.1,2,6 ст.6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ 10.11.2021.
Проведенной проверкой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами №, 02:30:140901:46 принадлежат на праве собственности Лавринову Д.Н.. Выявленные нарушения Лавринов Д.Н. признал, обязуется устранить. Данный факт нарушения подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотографий, объяснением.
Представитель истца помощник прокурора Караидельского района Республики Башкортостан Фазылова Л.Р. доводы, изложенные в иске в судебном заседании поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель третьего лица Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, однако к указанной дате и времени на судебное заседание не явился.
Ответчик Лавринов Д.Н. о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, однако к указанной дате и времени на рассмотрение дела по неизвестной суду причине не явился.
Руководствуясь нормами ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление исковых требований прокурором Караидельского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к ответчику по настоящему делу, обусловлено тем, что отсутствие свободного доступа граждан к береговой полосе Павловского водохранилища нарушает принцип общедоступности водных объектов.
Учитывая указанные нормы права, суд полагает, что прокурор Караидельского района Республики Башкортостан в рамках рассматриваемого гражданско-правового спора, наделен правом на предъявление исковых требований с целью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Рассматривая заявленные требования прокурора Караидельского района Республики Башкортостан, суд руководствуется следующими нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон по настоящему делу.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения - Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Согласно ч.1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации)
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В силу ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Таким образом, законом установлен открытый доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, следовательно, береговая полоса реки в силу закона является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать на любой части береговой полосы.
Как следует из материалов, согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами №, № принадлежат на праве собственности Лавринову Д.Н..
Прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области использования и охраны водных объектов. В ходе обследования водоохранной зоны Павловского водохранилища на р. Уфа в <адрес> РБ установлено, что по двум сторонам периметра земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> РБ, граничащая с водным объектом в <адрес> в сторону водного объекта (Павловского водохранилища на р. Уфа) в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования установлен металлический забор из сетки рабицы высотой 1,8 м, что является нарушением п.п.1,2,6 ст.6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ 10.11.2021. Забор со стороны водного объекта (вдоль водного объекта) отсутствует. Также напротив земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> на акватории Павловского водохранилища установлено причальное сооружение дощатым перекрытием размером 2 м вдоль береговой линии и 26 м вглубь водной акватории Павловского водохранилища. Также установлен забор с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> РБ, граничащая с водным объектом в <адрес> в сторону водного объекта (Павловского водохранилища на р. Уфа) в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования установлен дощатый забор на металлических столбах, высотой 1,8 м, что является нарушением п.п.1,2,6 ст.6 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ 10.11.2021.
Данный факт нарушения подтверждается справкой о результатах соблюдения природоохранного законодательства в МР Караидельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотографий, объяснением Лавринова Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеприведенных доказательств судом установлено, что по двум сторонам периметра земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> РБ, граничащая с водным объектом в <адрес> в сторону водного объекта (Павловского водохранилища на р.Уфа) в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования Лавринов Д.Н. установил металлический забор из сетки рабицы высотой 1,8 м. Забор со стороны водного объекта (вдоль водного объекта) отсутствует. Также напротив земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> РБ на акватории Павловского водохранилища он установил причальное сооружение дощатым перекрытием размером 2 м вдоль береговой линии и 26 м вглубь водной акватории Павловского водохранилища. Также он установил забор с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> РБ, граничащая с водным объектом в <адрес> в сторону водного объекта (Павловского водохранилища на р.Уфа) в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования установил дощатый забор на металлических столбах, высотой 1,8 м.
Водный объект – Павловское водохранилище - предназначен для общего пользования, соответственно, к нему должен быть обеспечен свободный доступ, ко всей береговой полосе. В силу изложенного, установленное Лавриновым Д.Н. ограждение препятствует свободному доступу к данному водному объекту общего пользования и его береговой полосе в нарушение указанных выше норм Водного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что разрешение на возведение указанного ограждения, являющегося предметом спора, ответчику не выдавалось, и земельный участок для этих целей в пределах береговой полосы ответчику не отводился.
В то же время Лавринова Д.Н., на которого возложено бремя доказывания законности возведения ограждения в границах береговой полосы, таких доказательств суду в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представил, хотя такая обязанность ему судом неоднократно разъяснялась.
Таким образом, представленными прокурором доказательствами подтверждается факт расположения принадлежащего Лавринову Д.Н. ограждения в пределах береговой полосы Павловского водохранилища, чем нарушаются предусмотренные частью 8 статьи 6 Водного кодекса РФ права неопределенного круга лиц на доступ к водному объекту общего пользования и береговой полосе водного объекта.
Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости восстановления прав неопределенного круга граждан по обеспечению свободного доступа ко всей береговой полосе Павловского водохранилища на р.Уфа путем возложении на ответчика обязанности по освобождению самовольно занятой 20-метровой береговой полосы общего пользования р.Уфа Павловского водохранилища объекта, демонтировать металлический забор, примыкающий к земельным участкам с кадастровыми номерами №, №.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление удовлетворить.
Обязать Лавринова Д.Н. освободить 20-метровую береговую полосу общего пользования р.Уфа Павловского водохранилища объекта общего пользования Павловского водохранилища на р.Уфа, демонтировать по двум сторонам периметра земельного участка с кадастровым номером № металлический забор, причал, находящийся напротив земельного участка с кадастровым номером №, а также демонтировать забор с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащих Лавринову Д.Н., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Снос вышеуказанных объектов осуществить за счет средств Лавринова Д.Н.
Взыскать с Лавринова Д.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья Е.Н. Фахретдинова