Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-740/2023 ~ М-544/2023 от 16.03.2023

Дело № 2-740/2023

УИД 29RS0008-01-2023-000724-91                                                                

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2023 года                                                                                          город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Мартынюк И.А.

при секретаре                              Субботиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» об обязании получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам,

установил:

Котласский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее Котласский территориальный отдел Роспотребнадзора) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ООО «Районный водоканал») об обязании получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам.

В обоснование исковых требований указал, что соглашением от 01 июня 2022 года ООО «Районный водоканал» переданы в эксплуатацию для организации водоснабжения поселков Удимский и Ерга Котласского муниципального округа Архангельской области источники водоснабжения - артезианские скважины. Вместе с тем, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии этих водных объектов, используемых в целях водоснабжения указанных поселков не получено. Таким образом, не исполняются требования статьи 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». На основании чего, просит обязать ответчиков получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в срок до 01 октября 2023 года.

В судебном заседании представитель Котласского территориального отдела Роспотребнадзора Медведев А.Е. по доверенности требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив срок устранения выявленных нарушений до 01 октября 2024 года.

Представитель ответчика ООО «Районный водоканал» Сенчуков П.Ю. с требованиями согласился. Пояснил, что в настоящее время проводятся мероприятия по получению санитарно-эпидемиологических заключений, кроме этого ежегодно заключается договор с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» для отбора проб лабораторных испытаний воды.

Представитель ответчика Котласского муниципального округа Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области Тепляшин П.В. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не эксплуатирует указанные водные объекты для обеспечения водоснабжения населения. Гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселков Удимский и Ерга Котласского муниципального округа Архангельской области является ООО «Районный водоканал», соответственно на нем и лежит обязанность по получению данных санитарно-эпидемиологических заключений.

Рассмотрев исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2 статьи 2 Закона № 52-ФЗ).

На основании части 3 статьи 23 Закона № 416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В силу статьи 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (часть 1, 3).

Согласно пункту 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года № 749, истец осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.

Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован Приказом Роспотребнадзора от 05 ноября 2020 года № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации (пункт 2 Приложения 1 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом № 224 от 19 июля 2007 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

В силу пункта 4 названного Порядка основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть, в том числе заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2 статьи 19 Закона № 52-ФЗ).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что согласно соглашению № 4В о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации водоснабжения на территории муниципального образования «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области, ООО «Районный водоканал» переданы следующие водные объекты: артезианская скважина по адресу: пос. Удимский, ул. Железнодорожная, 10 «А»; артезианская скважина по адресу: пос. Удимский, ул. Набережная 46; две артезианские скважины по адресу: пос. Удимский, ул. Речная 43 и артезианская скважина по адресу: пос. Ерга, ул. Центральная 15А.

Таким образом, данное предприятие является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории указанных поселков.

Поэтому, используя указанные водные объекты для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды ООО «Районный водоканал» обязано иметь санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.

На основании части 1 статьи 5 Закона № 554-34-ОЗ от 27 апреля 2022 года «О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области» с 01 января 2023 года Котласский муниципальный округ Архангельской области является правопреемником МО «Приводинское».

В судебном заседании представителем ответчика ООО «Районный водоканал» не оспаривалось, что санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии указанных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения отсутствуют, как не оспаривался и тот факт, что именно на данной организации лежит обязанность их получения.

Обязанность подтверждения соответствия водного объекта санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания возлагается только на лиц, непосредственно осуществляющих деятельность по водоснабжению, которой оказывается непосредственное воздействие на жизнь и здоровье человека.

Поэтому надлежащим ответчиком по делу является ООО «Районный водоканал», а к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области необходимо отказать.

В связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом обстоятельств по делу, считает возможным, определить срок исполнения решения суда до 01 октября 2024 года.

На основании статьи 103 ГПК РФ с ООО «Районный водоканал» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Котласского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» об обязании получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ОГРН 12029000044405) в срок до 01 октября 2024 года получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов:

- артезианская скважина по адресу: Архангельская область, пос. Удимский, ул. Железнодорожная, 10 «А»;

- артезианская скважина по адресу: Архангельская область, пос. Удимский, ул. Набережная 46;

- две артезианские скважины по адресу: Архангельская область, пос. Удимский, ул. Речная 43;

- артезианская скважина по адресу: Архангельская область, пос. Ерга, ул. Центральная 15А, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В удовлетворении исковых требований к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.

       Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий                                                                             И.А. Мартынюк

Мотивированное решение составлено 30 марта 2023 года.

2-740/2023 ~ М-544/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области
Ответчики
ООО "Районный водоканал"
Администрация Котласского муниципального округа Архангельской области
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Мартынюк Ирина Александровна
Дело на странице суда
kotlasgrsud--arh.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее