Дело № 2-740/2023
УИД 29RS0008-01-2023-000724-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2023 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Субботиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» об обязании получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам,
установил:
Котласский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее Котласский территориальный отдел Роспотребнадзора) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ООО «Районный водоканал») об обязании получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам.
В обоснование исковых требований указал, что соглашением от 01 июня 2022 года ООО «Районный водоканал» переданы в эксплуатацию для организации водоснабжения поселков Удимский и Ерга Котласского муниципального округа Архангельской области источники водоснабжения - артезианские скважины. Вместе с тем, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии этих водных объектов, используемых в целях водоснабжения указанных поселков не получено. Таким образом, не исполняются требования статьи 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». На основании чего, просит обязать ответчиков получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в срок до 01 октября 2023 года.
В судебном заседании представитель Котласского территориального отдела Роспотребнадзора Медведев А.Е. по доверенности требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив срок устранения выявленных нарушений до 01 октября 2024 года.
Представитель ответчика ООО «Районный водоканал» Сенчуков П.Ю. с требованиями согласился. Пояснил, что в настоящее время проводятся мероприятия по получению санитарно-эпидемиологических заключений, кроме этого ежегодно заключается договор с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» для отбора проб лабораторных испытаний воды.
Представитель ответчика Котласского муниципального округа Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области Тепляшин П.В. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не эксплуатирует указанные водные объекты для обеспечения водоснабжения населения. Гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселков Удимский и Ерга Котласского муниципального округа Архангельской области является ООО «Районный водоканал», соответственно на нем и лежит обязанность по получению данных санитарно-эпидемиологических заключений.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2 статьи 2 Закона № 52-ФЗ).
На основании части 3 статьи 23 Закона № 416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу статьи 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (часть 1, 3).
Согласно пункту 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года № 749, истец осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.
Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован Приказом Роспотребнадзора от 05 ноября 2020 года № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации (пункт 2 Приложения 1 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом № 224 от 19 июля 2007 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
В силу пункта 4 названного Порядка основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть, в том числе заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2 статьи 19 Закона № 52-ФЗ).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что согласно соглашению № 4В о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Приводинское», в эксплуатацию для организации водоснабжения на территории муниципального образования «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области, ООО «Районный водоканал» переданы следующие водные объекты: артезианская скважина по адресу: пос. Удимский, ул. Железнодорожная, 10 «А»; артезианская скважина по адресу: пос. Удимский, ул. Набережная 46; две артезианские скважины по адресу: пос. Удимский, ул. Речная 43 и артезианская скважина по адресу: пос. Ерга, ул. Центральная 15А.
Таким образом, данное предприятие является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории указанных поселков.
Поэтому, используя указанные водные объекты для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды ООО «Районный водоканал» обязано иметь санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
На основании части 1 статьи 5 Закона № 554-34-ОЗ от 27 апреля 2022 года «О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области» с 01 января 2023 года Котласский муниципальный округ Архангельской области является правопреемником МО «Приводинское».
В судебном заседании представителем ответчика ООО «Районный водоканал» не оспаривалось, что санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии указанных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения отсутствуют, как не оспаривался и тот факт, что именно на данной организации лежит обязанность их получения.
Обязанность подтверждения соответствия водного объекта санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания возлагается только на лиц, непосредственно осуществляющих деятельность по водоснабжению, которой оказывается непосредственное воздействие на жизнь и здоровье человека.
Поэтому надлежащим ответчиком по делу является ООО «Районный водоканал», а к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области необходимо отказать.
В связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом обстоятельств по делу, считает возможным, определить срок исполнения решения суда до 01 октября 2024 года.
На основании статьи 103 ГПК РФ с ООО «Районный водоканал» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Котласского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» об обязании получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ОГРН 12029000044405) в срок до 01 октября 2024 года получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов:
- артезианская скважина по адресу: Архангельская область, пос. Удимский, ул. Железнодорожная, 10 «А»;
- артезианская скважина по адресу: Архангельская область, пос. Удимский, ул. Набережная 46;
- две артезианские скважины по адресу: Архангельская область, пос. Удимский, ул. Речная 43;
- артезианская скважина по адресу: Архангельская область, пос. Ерга, ул. Центральная 15А, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В удовлетворении исковых требований к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 30 марта 2023 года.