Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-119/2024 (2-1583/2023;) ~ М-1391/2023 от 16.11.2023

Дело №2-119/2024

УИД 68RS0015-01-2023-001845-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Моршанск 15 января 2024 года

                            

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

федерального судьи Акимушкиной Т.Е.,

при секретаре Гурьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самохиной Галины Владимировны, Богачева Павла Александровича к администрации г.Моршанска Тамбовской области о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

В исковом заявлении Самохина Г.В., Богачев П.А. указали, что ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать ФИО1, которая являлась нанимателем <адрес>. Данная квартира примерно в <данные изъяты> годах предоставлялась для проживания отцу ФИО1 - ФИО2 и его семье. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. Каких-либо документов, подтверждающих законность вселения, владения и пользования вышеуказанной квартирой после смерти ФИО2 и ФИО1 не сохранилось. Они фактически с рождения проживают в <адрес>, имеют регистрацию по месту жительства: она - с ДД.ММ.ГГГГ, он - с ДД.ММ.ГГГГ Они приобрели право пользования занимаемой ими квартирой, поскольку были вселены в нее на законных основаниях, указанное жилое помещение использовалось по прямому предназначению, добросовестно выполняются обязанности нанимателя в соответствии с действующим законодательством РФ, решение об их выселении не принималось. На ее обращение в администрацию <адрес> с просьбой заключить договор социального найма был получен отказ, так как не предоставлен ордер или иной документ на право занятие вышеуказанной квартиры. Причины отказа администрации <адрес> являются необоснованными, не могут служить основанием для отказа в заключении с ними договора социального найма жилого помещения, так как такое право предоставлено законом. Ограничение их права на заключение договора социального найма занимаемого ими жилого помещения не отвечает ни одной из предусмотренных Конституцией РФ целей, поэтому является недопустимым. Просят признать за ними право пользования на условиях социального найма квартирой , расположенной по адресу: <адрес>, обязать администрацию <адрес> заключить с ней договор социального найма на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, с включением его в качестве члена семьи нанимателя.

В судебное заседание истцы Самохина Г.В., Богачев П.А. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены. От них имеются заявления о рассмотрении делав их отсутствие, исковые требования поддерживают и просят удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации г.Моршанска Тамбовской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика - администрации г.Моршанска Тамбовской области ФИО6, действующая по доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО4, ФИО3

Изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд считает, что исковые требования Самохиной Г.В., Богачева П.А. подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для этого необходимые условия, поэтому, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при регулировании прав на жилое помещение, включая переход права собственности на жилое помещение, необходимо соблюдение, с одной стороны, принципа свободы и неприкосновенности собственности, а с другой - баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников отношений в конкретных жизненных ситуациях, с тем, чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1641).

В силу п.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 22 декабря 2004 года.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Поэтому в рассматриваемой ситуации к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие нового ЖК РФ, должны применяться нормы прежнего ЖК РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г., Закона РФ от 24.12.1992 г. №4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и принятых в соответствии с ними подзаконных актов.

В соответствии с п.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе, в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Статья 6 Жилищного кодекса РФ определяет особенности действия норм жилищного законодательства во времени.

Согласно п.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно п.2 ст.6 Жилищного кодекса РФ действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Из п.3 указанной статьи следует, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

     Из ст.6 Жилищного кодекса РФ следует, что при рассмотрении настоящего дела необходимо руководствоваться ранее действующим Жилищным кодексом РСФСР от 24 июня 1983 года.

В соответствии со ст.47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В силу ст.50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Согласно ст.51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение.

Таким образом, ранее единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер.

По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма. Несоблюдение письменной формы договора социального найма между наймодателем и лицом, в отношении которого состоялось решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований жилищного законодательства, не может являться основанием для вывода о том, что у такого лица не возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, поскольку подтверждением заключения договора социального найма могут служить различные письменные доказательства. К числу таких доказательств относится, в частности, открытие вселившемуся лицу лицевого счета для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу ч.1 ст.63 этого же кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Приведенные нормы жилищного законодательства, устанавливающие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, являются одним из видов реализации конституционной гарантии прав на жилище (ст.40 Конституции РФ).

Согласно ст.62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии со ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Согласно ст. 70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

Как разъяснено в п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

В силу положений ч.2 ст.82 Жилищного кодекса РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

В обоснование заявленных требований истцами указано, что спорная <адрес> примерно в <данные изъяты> годах предоставлялась для проживания их дедушке ФИО2 и его семье.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истцов ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным Отделом ЗАГС административно-правого комитета <адрес> <данные изъяты> г.

Каких-либо документов, подтверждающих законность вселения, владения и пользования вышеуказанной квартирой после смерти ФИО2 и ФИО1 не сохранилось.

Вместе с тем ФИО4 и ФИО3 с момента рождения проживают и зарегистрированы в <адрес>, что повреждается выпиской из домовой книги по адресу: <адрес>.

Истец ФИО4 обратилась с заявлением в администрацию <адрес> по вопросу заключения с ней договора социального найма на занимаемое жилое помещение.

Администрацией <адрес> ФИО4 в этом было отказано в связи с тем, что не предоставлен ордер или иной документ на право занятия <адрес> по адресу: <адрес>.

В силу ст.55 ГПК РФ показания свидетелей являются одним из доказательств, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №1 и Свидетель №2 подтвердили факт проживания истцов в спорной квартире.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что истцы Самохина Г.В. и Богачев П.А. вселены в спорную квартиру на законных основаниях, проживают и пользуются спорным помещением на протяжении длительного времени, владеют квартирой как собственной.

Доказательств того, что ранее Самохина Г.В. и Богачев П.А. заняли жилое помещение, не имея на то законных оснований, не представлено. Иных претендентов на данную жилую площадь не выявлено.

Доводы стороны ответчика об отсутствии правовых оснований для заключения с истцом Самохиной Г.В. договора социального найма ввиду непредоставления документов, подтверждающих наличие оснований на право занятия жилого помещения, а именно ордера либо иного документа, суд находит несостоятельными, поскольку реализация права истца на заключение договора социального найма не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов. Законность занятия Самохиной Г.В. и Богачевым П.А. жилого помещения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Отказ в заключении договора социального найма в данном случае противоречит нормам жилищного законодательства и нарушает жилищные права истца.

В данном случае заключение договора социального найма с Самохиной Г.В. не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию спорным жилым помещением.

При установленных обстоятельствах отсутствие документов, подтверждающих законность вселения, отсутствие ордера либо иного документа на занятие жилого помещения, не является основанием для отказа в заключении договора социального найма.

Доказательств наличия оснований, препятствующих заключению с Самохиной Г.В. договора социального найма, стороной ответчика не представлено.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает возможным признать за Самохиной Г.В. и Богачевым П.А. право пользования жилым помещением - квартирой , расположенной по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, обязать администрацию <адрес> заключить с Самохиной Г.В. договор социального найма жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, с включением в качестве члена семьи нанимателя ее брата - Богачева П.А.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самохиной Галины Владимировны, Богачева Павла Александровича к администрации г.Моршанска Тамбовской области о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма удовлетворить.

Признать за Самохиной Галиной Владимировной, <данные изъяты>, и Богачевым Павлом Александровичем, <данные изъяты>, право пользования жилым помещением - квартирой , расположенной по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.

Обязать администрацию города Моршанска Тамбовской области <данные изъяты>) заключить с Самохиной Галиной Владимировной, <данные изъяты>, договор социального найма жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, с включением в качестве члена семьи нанимателя ее брата - Богачева Павла Александровича, <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья:           Т.Е. Акимушкина

2-119/2024 (2-1583/2023;) ~ М-1391/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самохина Галина Владимировна
Богачев Павел Александрович
Ответчики
Администрация г. Моршанска
Суд
Моршанский районный суд Тамбовской области
Судья
Акимушкина Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
morshansky--tmb.sudrf.ru
16.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Подготовка дела (собеседование)
04.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2023Предварительное судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее