Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Двинских К.В.
с участием прокурора Скажутиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1014/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РиС» о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности Горбунова М.И.,
У с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «РиС» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 8648 нежилого здания с кадастровым номером №, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 8517 нежилого здания с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы. По сведениям технического паспорта, изготовленного ООО «ГЕО СЕРВИС» по состоянию на 20.10.2021 года, в здании отсутствуют офисные или торговые помещения. Наименование здания ( административно-хозяйственное здание) не является квалифицирующим признаком для отнесения его к административно-офисному или торговому центру. Мероприятия по определению фактического использования здания Министерством на 2022 и 2023 годы не проводились. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни на 2022 и 2023 годы влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Горбунов М.И. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание имеет наименование «административно-хозяйственное здание (лит. А)», поэтому Министерство правомерно включило его в Перечни на основании пункта 3 статьи 378.2 НК РФ. Кроме того, решением Самарского областного суда от 09.09.2021 года ( дело № 3а-1308/2021), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.12.2021 года, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2022 года, в удовлетворении административного иска ООО «РиС» о признании недействующими Перечней на 2020-2021 годы отказано, поскольку общая площадь помещений, назначение которых предусматривает размещение торговых объектов и объектов общественного питания, составляет 39,7 %.
Привлеченные в качестве заинтересованных лиц УФНС Самарской области, ИП Волкова О.С. не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 22 октября 2021 года № 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год.
Нежилое здание с кадастровым номером № включено в пункт 8648 Перечня на 2022 год и в пункт 8517 Перечня на 2023 год.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Из материалов административного дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «РиС» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1104,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, количество этажей 2, назначение – нежилое, наименование- административно-хозяйственное здание ( лит. А). Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы. Мероприятия по определению фактического использования здания административным ответчиком на дату утверждения Перечней на 2022-2023 годы не проводились. Судом были сделаны запросы на получение технической документации в порядке электронного документооборота в ППК Роскадастр в лице филиала по Самарской области и в МУП «ИНВЕНТАРИЗАТОР». Филиал ППК «Роскадастр по Самарской области уведомил суд об отсутствии в реестровом деле технического плана на объект недвижимости с кадастровым номером №. МУП городского округа Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» представил в суд копию технического паспорта на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> выполненного по состоянию на 7 декабря 1999 года, из которого следует, что на площади 1104,8 кв. м. расположены кухня площадью 31,7 кв. м, мойка площадью 11,0 кв. м,, санузлы, коридоры, теплоузел, подсобные, кафе площадью 214,3 кв. м, торговые залы площадью 164,0 кв. м и 20,6 кв. м, кабинеты, бухгалтер, гл. бухгалтер, гл. инженер, приемная, кабинет директора, приемные, туалет, умывальник, комната приема пищи, холл, кассы, зал, лестничные клетки. Площадь кафе, кухни, мойки и торговых залов составляет 441,6 кв.м, что от общей площади здания составляет 39,97 %. Из изложенного следует, что сведения, содержащиеся в документах технического учета ( инвентаризации), полученные из МУП «ИНВЕНТАРИЗАТОР», позволяли министерству включить нежилое здание в Перечни на 2022 и 2023 годы в связи с тем, что более 20 % помещений в здании предназначены для объектов общественного питания и торговли. Административный истец представил технический паспорт на здание АБК ( <адрес>), выполненный ООО «ГЕО СЕРВИС» по состоянию на 20.10.2021 года, в котором указано, что на площади 1151,2 кв.м расположены нежилые помещения, лестничные клетки, коридор. Однако, технический паспорт, датированный после 01.01.2013 года, нельзя признать допустимым доказательством по настоящему административному делу. Также административным истцом представлены в суд технические планы на нежилое здание, подготовленные 20 октября 2021 года кадастровым инженером Закирко О.В., в одном из технических планов указано, что в нежилом здании с кадастровым номером № на площади 1105,8 кв. м. расположены нежилые помещения и лестничные клетки, коридор, а в другом техническом плане, выполненном на ту же дату, на площади 1104,8 кв.м расположены нежилые помещения, лестничные клетки.. Представленные административным истцом технические планы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они не являются сведениями технического учета (технической инвентаризации), они изготовлены по инициативе административного истца для оспаривания включения объекта недвижимости в Перечни и сведения о них не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации данные технической документации, на основании которых объект может быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения из его кадастровой стоимости, должны носить официальный характер и соответственно пройти государственный кадастровый учет в целях последующей проверки уполномоченными органами. В соответствии с пунктами 1, 13 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Представленные административным истцом технические планы не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, они не были известны и не использовались административным ответчиком при решении вопроса о включении здания в Перечни, и в силу этого не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.
Сведения, содержащиеся в техническом паспорте, выполненном МУП «ИНВЕНТАРИЗАТОР», согласно которому в здании расположено более 20% торговых залов и помещений общественного питания ( кафе, мойка, кухня), позволили Министерству включить нежилое здание в Перечни на 2022-2023 годы.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером № обоснованно включено в Перечни на 2022-2023 годы, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 2233, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2023 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № 2077, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░░.